Использование здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной физической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Дмитрий Владимирович Корыткин
Место работы: МБОУ «Специальная (коррекционная) школа»
Должность: учитель физической культуры


Приобрести здоровье — храбрость,
сохранить его — мудрость,

а умело распорядиться им — искусство.
Франсуа Вольтер

Наше образовательное учреждение – это специальная (коррекционная) школа для учащихся, где принимают и оказывают квалифицированную помощь детям со сложными (комплексными) дефектами. Состав обучающихся сложен по диагнозу, симптоматике и ряду сопутствующих нарушений эмоционально-волевого и физического развития . В последние годы всё чаще к нам приходят дети со сложным дефектом, когда умственная отсталость сочетается с психическими и (или) физическими недостатками .

В процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий по физическому воспитанию , но самым важным является урок адаптивной физкультуры .

Просматриваются данные врачебных осмотров обучающихся и состояние их здоровья . Они нуждаются в особом охранительном режиме, т. к. не могут выполнять упражнения, требующие больших физических усилий и ведущих к возбуждению нервной системы.

Задачи обучения по физической культуре предусматривают максимальное преодоление недостатков физического развития . Учитывая нарушения эмоционально-волевой сферы ребят, дефекты познавательной деятельности, прежде всего на своих уроках я развиваю двигательные качества (ловкость, выносливость, гибкость, скоростно-силовые и другие качества). Корректирую нарушения физического развития, сообщаю доступные теоретические сведения по физической культуре , воспитываю устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями , нравственные и морально-волевые качества.

Цель моей педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Физкультурные занятия , проводимые с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья , имеют ряд существенных особенностей. Проблема заключается в том, что низкий интеллект и их моторная недостаточность значительно затрудняют процесс обучения.

Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счёт особенного выбора структуры оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий , как совокупности приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, учитывая заинтересованность детей в целенаправленной двигательной деятельности.

Структура занятий строится с учётом методических положений, использованием современных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребёнка и педагога, движений в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода.

На уроках адаптивной физкультуры дети получают возможность много двигаться. Подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей , закаливание организма . В большом количестве используются игровые упражнения и упражнения с предметами, которые способствуют развитию моторных навыков и воспитанию дифференцированного торможения. Большое внимание на занятиях уделяется формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики, т. к. дети имеют психоречевую патологию. Все упражнения и игровые задания с предметами прямо связаны с развитием предметной ловкости.

Общение с детьми с ОВЗ бывает более удачным, когда оно осуществляется в форме игры, но при этом обязательно учитываются возможности ребёнка и его возраст. Во время занятий главным образом ценятся те упражнения, которые дети выполняют с радостью, без нажима со стороны учителя. Каждое упражнение, каждое занятие и каждая игра имеет свою задачу, цель, значение.

Широко использую контрольные занятия: они позволяют выявить уровень физической подготовки детей , наметить план индивидуальной помощи отстающим. Особого внимания требуют малоактивные дети: их деятельность стимулируется. Таких ребят включаю в игровую деятельность, а на занятиях создаю такие условия, чтобы они чувствовали себя свободно, и им было интересно.

Адаптивная физкультура в школе стала основой здорового образа жизни , гигиены труда, быта и отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья .Лечебно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня являются обязательными и по содержанию соответствуют программному материалу, который адаптирован к возможностям обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .

Изучив индивидуальные психофизические особенности детей , на уроках применяю различные коррекционные методы и приёмы, обеспечивающие более эффективное овладение детьми программного материала и социально-бытовых навыков:

здоровьесберегающие технологии : релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, смена видов деятельности;

– систематическое применение малых форм физического воспитания – это гимнастика до занятий (её цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности ЦНС, воздействовать на все органы и системы организма , отодвинуть развитие утомления); физкультминутки во время урока (способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции);

  • подвижные игры на удлинённой перемене (динамическая пауза);
  • максимально включение анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, осязательного);
  • эмоциональный стимул (ситуация успеха);
  • личностно-ориентированный подход (учёт психических особенностей, работоспособности, особенности моторного развития и др.);
  • разучивание различных видов игр (подвижные, сюжетно-ролевые, тематические);
  • развитие санитарно-бытовых навыков.

Каждая часть урока по адаптивной физкультуре решает конкретные задачи. При проведении урока учитываю общие принципы коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребёнка нарушений в развитии.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья .

Воспитательные задачи решаю параллельно с образовательными . На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Решение оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика , помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Моя задача – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушения физического развития и моторики .

Отдельно рассматриваю коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий , при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом , так и в интеллектуальном развитии.

На уроках адаптивной физкультуры создаю такие условия, чтобы детям было интересно, заранее предусматриваю организацию и структуру занятия , подбираю занимательные средства обучения , игры под музыку, сюжетно-ролевые игры, наглядность. При такой обстановке у детей возникает положительная мотивация к познавательной деятельности.

Главное внимание уделяю обучению и совершенствованию основных видов движения, ходьбы, бега, прыжков, метания.

В водной части урока решают организационные задачи . Уделяю большое внимание построению. Место построения в зале обозначаю для каждого ребёнка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают своё место и учеников, которые стоят рядом.

В подготовительной части урока готовлю организм обучающихся к предстоящей двигательной нагрузке. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Выбираю упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков. Использую только подготовительные физические упражнения как средство формирования определённого двигательного качества. Включаю в подготовительную часть урока упражнения , направленные на коррекцию основного и сопутствующего дефектов.

В основной части урока решаю образовательные , коррекционные и оздоровительные задачи .Средствами для их решения являются упражнения из раздела «Гимнастика с элементами акробатики», легко-атлетические упражнения, различные подвижные игры. При проведении основной части урока подбираю упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Соблюдаю последовательность выполнения упражнений.

В заключительной части урока провожу упражнения на внимание, на восстановление дыхания, подвожу итог урока , оцениваю умения и навыки обучающихся, определяю их отношение к уроку .

Структура урока меняться в зависимости от задач урока , состава класса и учебного материала. Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении и совершенствовании учебного материала организую с использованием разных методов обучения.

Использую поточный метод: где упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Поточный метод применяю при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяю тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выполняются на снарядах малой пропускной способности (конь, бревно и т. п.), требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронтальном и посменном, так как каждому ученику приходится довольно долго ждать очереди. В этом отношении выгоднее поточно-групповой метод.

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу. Большое внимание уделяю обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников с ограниченными возможностями здоровья умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

В связи с Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в основу которых положен деятельностный и дифференцированный подход, обращаю внимание: на организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение или содержания образования ; на то, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; на развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации .

Практикую на уроках системно-деятельностный подход. В зависимости от степени сложности задание учащиеся могут выбирать из нескольких, предложенных учителем. Изменяю этапы урока и формы учебной деятельности. На уроке осуществляю самоконтроль и взаимоконтроль. Учащиеся осуществляют коррекцию самостоятельно.

Использую групповой и индивидуальный методы работы. Домашнее задание предлагаю с учётом индивидуальных возможностей. основная оценка работы на уроке осуществляется самими учащимися. Увеличивается познавательная активность и самостоятельность ученика. Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим . В современном уроке оцениваю не только и не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.

Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения . Ученик должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, находить свои собственные. Исходя из общей структуры учебной деятельности, общеобразовательный процесс строю таким образом , чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс учебных действий, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

Важную роль играет умение учащихся оценивать свою учебную деятельность в течение всего урока . Для этого предлагаю понятные и доступные для детей критерии оценивания, знакомлю с ними в начале урока и работаю по ним весь урок , в конце подвожу итог работы. Конечно, ученики не всегда объективно оценивают свои знания, после подведения итога обязательна обоснованная корректировка со стороны учителя.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , позволяют не только укрепить здоровье учащихся , но и сформировать у них осознанное отношение к своему здоровью , привычку к здоровому образу жизни .

Внедрение новых педагогических технологий, обучения и воспитания имеет важное значение в активизации познавательной деятельности обучающихся.

Технологии коррекционно-развивающего образования ,здоровьесберегающие , игровые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяю при организации образовательного процесса на уроках адаптивной физкультуры , внеклассной работы. Положительная динамика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реальна .

Таким образом ,уроки адаптивной физкультуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье , изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья , формируется положительное отношение к урокам адаптивной физкультуры, так как на всех уроках создаю специальные условия:

  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  • Вариативные приемы обучения.
  • Создание ситуации успеха.
  • Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Пульсометрия на каждом уроке.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

Подробнее остановлюсь на уроках для детей с проблемами зрения. Уроки для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяю какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока использую сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отвожу тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей. Обязательно соединяю мышечные ощущения со звуковым фоном.

При регулировании физической нагрузки обращаю внимание на следующие рекомендации: как использовать стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки; варьировать формы и условия выполнения двигательных действий; варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности; варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания; воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями; учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; для улучшения психосоматического состояния использовать психогимнастику; наблюдать за самочувствием занимающихся.

Подвижные и спортивные игры также являются хорошим средством регулирования физической нагрузки. Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для детей с ослабленным зрением, стремлюсь к тому, чтобы он был ярким и красочным, учитываю контрастность предметов, использую цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие.

При использовании мяча руководствуюсь следующими рекомендациями: мяч для игры подбираю небольшой, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему; мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким; выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности пользуюсь мячом светлого цвета, при ярком освещении – темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. Весь используемый инвентарь безопасен.

Предусматриваю безопасность игровой площадки, определяю ее размеры, ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натянутый по периметру площадки. На площадке нет пней, ям, кустарника, препятствий — ее поверхность однородна. Ориентировочные линии обозначены цветными мелками или полоской цветной ткани. Играющие предварительно ознакомлены с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), даю им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре.

С помощью сигнала ориентирую играющих, даю правильное направление и предупреждаю об опасности. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому всегда регулирую физическую нагрузку при играх.

С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказанны для данной категории учащихся.

Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:

  1. выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;
  2. оценивать качество физической подготовленности учащихся.

Учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:

  1. должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;
  2. не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;
  3. не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;
  4. давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.
  5. учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.

Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × три =