Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности по химии


Автор: Татьяна Николаевна Сухарева
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Биробиджана
Должность: учитель химии


Современный человек в условиях огромного количества информации должен уметь применять полученные в образовательном учреждении знания практически, то есть освоить в школе ряд компетенций. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

На протяжении нескольких лет мы реализуем стандарты второго поколения основного общего и среднего общего образования. А в «…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…… переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…».

Для того чтобы достичь желаемого результата, мы развиваем универсальные учебные действия, а основным подходом формирования УУД, согласно новым стандартам, является системно-деятельностный подход.

Как учитель, я обязана каждого научить искать себя в этом мире, подготовить функционально грамотную личность, умеющую критически мыслить, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельной, т. е. активную личность. Чтобы подготовить такую личность, необходимо по-новому организовать учебный процесс с использованием новых образовательных технологий. Среди новых образовательных технологий в настоящее время получает распространение проектный метод обучения, который используется на различных ступенях образования, начиная с начальной школы.

Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность. Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической цепочки – от идеи через цели и задачи, мозговой штурм до реализации и защиты. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Из-за нехватки времени чаще всего проектную деятельность мы используем не на уроках, а во внеурочной деятельности. При этом метод проекта предполагает работу в небольших группах. В процессе изучения химии можно использовать как длительные, так и мини-проекты.

Примером длительного проекта может служить пример изучения темы «Коррозия металлов». Начиная изучать тему «Металлы», ставим эксперимент, реализация которого требует длительного времени.

Мини проекты затрачивают немного времени, но требуют длительной подготовки со стороны учителя. Мини-проект начинается с проблемного вопроса, например: «Почему модель строения атома Резерфорда называется планетарной»? Для ответа на этот вопрос учащиеся составляют план мини-проекта, изготавливают модель строения атома из подручных средств, выдвигают гипотезу и в ходе реализации мини-проекта подтверждают или опровергают гипотезу.

При изучении темы «Алюминий» возникает проблемный вопрос: «Почему самый распространенный металл в природе начали использовать только в 19 веке?».

При изучении темы «Водород» прошу найти местоположение этого элемента в периодической системе. Ученики приходят к выводу, что это единственный химический элемент, которому предоставили 2 клеточки в таблице. Сразу возникает вопрос, почему? Ребята выдвигают свои гипотезы и класс делится на 2 группы, обсуждают и мы устраиваем мини-дебаты, каждая группа выдвигает свои аргументы и принимает или отрицает аргументы соперников. Таким образом приходим к общему выводу.

Любая практическая работа это уже мини-проект, если правильно его подать. Например, практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли» в 8 классе.

Начинаю с забавной легенды. Представьте, что в походе поваренная соль рассыпалась и перемещалась с песком и опилками, ставим проблемный вопрос, как разделить смесь на компоненты, вырабатываем план исходя из подручных средств. Попутно повторяем вопросы: способы разделения смесей, виды смесей. Возвращаемся из легенды в реальность, а как мы можем разделить такую смесь в лабораторных условиях? Предлагаем варианты и приступаем к действию.

Некоторые мини-проекты можно начинать с эксперимента. Например, изучая в 9 классе тему «Амфотерные соединения». Получаем гидроксид алюминия, делим содержимое пополам, в одну пробирку добавляем кислоту, в другую щелочь, наблюдаем, делаем выводы. Нерастворимый гидроксид алюминия растворяется и в кислоте, и в щелочи. Сразу возникает проблемный вопрос: почему это возможно, какие еще вещества проявляют такие свойства? И как называется это явление.

Делимся на группы, выстраиваем план из вопросов, которые необходимо решить. В объяснении этой проблемы помогает периодическая система из учебника Габриеляна, в ней металлы показаны черным цветом, а неметаллы красным, но есть ещё между ними элементы зеленого цвета, расположенные между металлами и неметаллами. Приходим к выводу, какие свойства проявляют эти металлы. Ищем информацию, почему их так назвали.

Любая работа над проектом проходит через ряд этапов:

1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.

2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.

3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.

4. Активизация способов получения информации.

5. Получение необходимой информации.

6. Обобщение полученной информации.

7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.

8. Реализация проекта.

9. Обсуждение результата, хода работы.

10. Презентация результатов.

11. Совместное определение перспективы развития проекта.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ОО наполнили ее новым содержанием. В прошлом учебном году мне были даны часы внеурочной деятельности по химии в профильном 7а классе. Я решила изучать с ребятами пропедевтический курс по химии, но возникла задача таким образом составить программу, чтобы не дублировать начальный курс химии 8 класса. Поэтому я постаралась занятия строить с помощью метода проектов. Одно из первых занятий называлось «Химия вокруг нас».

Можно было вступить с ребятами в диалог и выяснить, в каких сферах человечества используется химия. Я решила дать им возможность выяснить это самим. Класс делится на группы, каждая группа получила свое задание и необходимые материалы. Обсудила план действий и приступила к его реализации. Все результаты ребята оформили на этих листах и представили классу. В итоге у нас получился общий проект класса, который можно было продолжать и дополнять на последующих занятиях. Так занятие получилось насыщенным, интересным и познавательным.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Во время реализации учебного проекта знания учащихся по химии углубляются, так как при выполнении проекта они вынуждены работать с дополнительной учебной литературой и другими источниками информации. В свою очередь, проектная деятельность учащихся дает возможность расширить индивидуальное образовательное пространство каждого школьника, совершенствовать практические умения и навыки в работе с лабораторным оборудованием, в организации и проведении исследования. Учащиеся глубже знакомятся с методологией химической науки.

Говоря сегодня о методе проектов, нельзя не затронуть тему итогового индивидуального проекта, который мы обязательно защищаем в 9 и 11 классах. Наша школа является пилотной площадкой по реализации ФГОС, и наши 11-классники первыми в городе в этом году обязательно защищают свои проекты. Для этого проделана огромная и долговременная работа:

1. Разработано положение об итоговом индивидуальном проекте, которое размещено на сайте нашей школы. Приведу несколько тезисов оттуда:

  • Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

  • Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого учащегося занимающегося по ФГОС второго поколения.

  • Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

В положении отражены цели и задачи проектной деятельности, определены типы проектов, требования, предъявляемые к подготовке, содержанию и оформлению итогового проекта. Предложены критерии оценки проекта.

Несомненно, была проделана большая работа, которая начинается с учащимися еще в 5 классе. В 5 классе у нас реализуется внеурочная деятельность, которая так и называется «Проектная деятельность». В сентябре мы проводим консультации для родителей, на которых ведем разъяснительную работу, что это такое и для чего нужно, убеждаем в необходимости. Учащиеся старших классов члены научного общества на классных часах проводят беседы по выбору темы, поиску информации, оформлению и защите проекта. В нашем учебном заведении проекты обязательны для всех учащихся, начиная с 5 по 11 классы, ежегодно. В 5-7 классе допускаются групповые проекты. В 8 классе еще могут быть парные проекты. В 9-11 классе только индивидуальные. В летний период у нас в школе проходят летние интеллект-смены для мотивированных детей по направлениям. И учащиеся за это время вполне могут выбрать и выполнить свой проект.

За 7 лет реализации нового стандарта выработана целая стратегия работы над проектами. Путем проб и ошибок мы пришли к тому, что на 1 октября классные руководители сдают списки с выбором тем проектов. Ребята выбирают все учебные предметы. Особой популярностью у ребят средних классов пользуются технология, обществознание, изо.

Конечно, огромная нагрузка ложится на плечи учителей-предметников ‒ руководителей проектов. На осенних каникулах учителями-предметниками проводятся групповые консультации, затем индивидуальные. У некоторых под руководством может быть до 40 и более проектов. Защита проектов в 5-8-х классах осуществляется по мере готовности, но к 1 марта классные руководители сдают отчеты по защите проектов. На защиту проекта ребенку предоставляется 5-7 мин., это происходит на уроках, классных часах, внеурочной деятельности, кружках.

Более ответственно мы подходим к работе над проектами в 9 и 11 классах. Ребята могут продолжать работу над темами своих прошлых проектов, но практика показывает, что они выбирают новые. В октябре на школьном методическом совете утверждаются темы итоговых проектов и руководители. И начинается работа. К сожалению, многие учащиеся, понимая, что в запасе у него есть несколько месяцев, не торопятся, откладывая все на последний момент. Особой популярностью у ребят пользовались проекты по обществознанию, истории, биологии, физике, литературе, менее популярны английский язык, физическая культура.

Традиционно защита итоговых индивидуальных проектов 9 классов проходит в начале апреля. Каждый класс делится на 2 группы. Для каждого класса была создана комиссия, в состав которой входил заместитель директора, учителя-предметники, классные руководители. Учащиеся сдавали свои проекты заранее, чтобы члены комиссии могли заранее ознакомиться с материалом. Каждый проект имел отзыв от руководителя. На защиту отводится 5-7 минут, за это время ученик рассказывает, почему он выбрал эту тему, какие цели и задачи перед собой ставил, какие методы выбирал, в чем ее актуальность и практическая значимость, что выяснил, подводит итоги своей работы. Обязательным условием проекта является наличие результата проектного продукта. Это может быть макет, выставка, буклет, брошюра, листовка, видеоролик. Члены комиссии оценивают проектную работу по 4 критериям, баллы от 1 до 3. Выводится средний балл, по шкале определяется итоговая оценка.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на проектах по химии. Многие из учащихся предлагают свои темы, например, «Особенности спортивного питания, тайны брошенной батарейки», «Пищевые добавки в продуктах», «Изучение состава губной помады», некоторые подошли за помощью в выборе темы. На этот случай у каждого учителя-предметника имеется перечень тем для выбора проекта. Ученики вправе сами определять методы, которые они выбирают для достижения цели. Специфика предмета не позволяет разнообразия в выборе типа проекта. Практически все они были исследовательского типа. Исследовательские проекты выбирают дети с научным складом ума, которые интересуются экспериментом, для них важно заглянуть вглубь, чтобы узнать суть происходящего. Исследовательские проекты требуют сугубо индивидуального подхода, ведь, чтобы провести эксперимент, необходимо подобрать методику, подготовить реактивы, осуществить эксперимент. Осуществив сбор информации и выполнив химический эксперимент, учащиеся приступали к оформлению работы. Мы заранее предъявили общие требования к оформлению. Каждая работа должна иметь:

1. Единого образца титульный лист.

2. Паспорт проекта.

3. Оглавление.

4. Введение, включающее цели и задачи.

5. Основная часть из разделов на усмотрение автора.

6. Заключение выводы.

7. Список литературы.

8. Приложения.

Во время защиты учащимся задавали вопросы с целью определения, насколько глубоко они разбираются в своем вопросе, определяли их коммуникативные навыки, умение публично выступать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, можно оценить, насколько эффективно была проведена работа.

В результате выполнения учащимися проектов:

1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т. д.).

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше -программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

В учебном заведении была создана база проектов, определены лучшие проекты, которые можно отправлять на конференцию и другие творческие конкурсы.

Вместе с тем были выявлены сложности:

— Неравномерность распределения нагрузки на учителей-предметников.

— Многие проекты носили информационный, реферативный характер, не имели собственный взглядов, предложений, идей.

— Субъективный характер оценки проектов.

Необходимо определить четкие сроки работы над проектами.

Больше выбирать проектов прикладного характера, направленных на улучшение жизни города, благоустройства, проекты-организация экологических акций, проекты по озеленению города, переработке бытовых отходов и т. д.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная деятельность, которая является средством формирования универсальных учебных действий.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 11 =