Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память, должна жить»!


Автор: Ирина Леонидовна Озимковская
Место работы: МБОУ СОО «Школа No2 г. Облучье»
Должность: учитель истории


Пояснительная записка

Предлагаемая разработка внеурочного занятия может быть использована на уроках истории России XX века в 9, 11 классах. Рассчитана ориентировочно на 1 учебный час, однако, вполне может быть изменён по замыслу учителя.

Актуальность  темы определяется реалиями современного мира, для которого характерны возрождение идей нацизма во многих странах (движение скинхедов, радикальных исламистов, неонацистов), различные проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма.

В этой связи формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, для России, так и для нашего полиэтнического региона.

Преподавание темы Холокоста, осмысление его уроков – важный компонент образования и воспитания в духе толерантности. Сохранение исторической памяти является  очень важной проблемой, особенно сегодня, когда отдельные государства проводят ревизию  истории, ставят под сомнение решающий вклад Советского Союза в разгром нацизма, а также события и ужас Холокоста.

Важный довод в пользу изучения Холокоста – необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной, этнической почве.

В разработке акцент делается на межпредметные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использовать материал разными учителями-предметниками.

Цели: 

-целостное развитие личности ученика;

-повышение общего уровня толерантности, формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с материалами по Холокосту, как примерами бесчеловечной политики нацистов;

  • умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;

  • повысить информационную грамотность учащихся;

  • продолжить формирование аналитических умений старшеклассников при работе с историческими источниками.

Развивающая:

  • развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;

  • развитие навыков монологической речи;

  • умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

  • развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

Воспитательная:

  • воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

  • научить защищать идеи гуманизма.

Ключевые понятия:

Права человека, геноцид, фашизм, Холокост, «Всеобщая декларация прав человека».(Понятия прикреплены на доске)

Ожидаемые результаты:

Ученики научатся:

  • аргументировать свою точку зрения

  • думать критически

  • делать свои собственные заключения

  • эффективно работать в режиме ограниченного времени

  • принимать решения относительно противоречивых вопросов

Оборудование: 

  • Компьютер, телевизор (используется как экран).

  • Исторические документы с заданиями для учеников.

Ход урока:

1.Организационный момент(проверка присутствующих, наличие необходимых материалов для урока)

2.Введение в тему: Звучит композиция Т. Альбиони «Адажио»

 

Приложение 1.

Учитель. Ребята прошу вас внимательно всмотреться в лица фотографий расположенных на классной доске. Как вы думаете, какие чувства, испытывают эти люди? (Высказывают свою точку зрения)

Давайте предположим тему нашего занятия. (Ответы обучающихся).

Да, ребята мы сегодня опять с вами поднимаем тему Холокоста. (из предложенных названий учитель формирует тему занятия «Память, должна жить!»).

Мы в конце нашего урока должны ответить на вопрос «Нужно ли поднимать вопрос о Холокосте, сегодня?»

3. Целеполагание
Перед вами документальные свидетельства об одной из самых известных трагедий XX века — о попытке уничтожения нацистами еврейского народа. Приблизиться к этой теме нам помогут фотографии, фрагменты дневников и воспоминаний участников и свидетелей событий. На каждую парту я кладу фрагмент воспоминаний людей прошедший страшный ад, жизнь в концлагере. Вопросы для всех пар одинаковые, вы должны ознакомиться с документами и устно ответить на вопросы. Но перед тем как вы приступите к работе хочу предоставить слово Белашовой Валерии (читает наизусть воспоминания Гесса коменданта лагеря
Освенцима).

Учитель: Очень трудно слышать и смотреть о том, как людям пришлось выживать в таких не человеческих условиях, кошки скребут на душе, огромное спасибо Валерии за чтение. Ребята приступаем к работе в парах.

Парам дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы.

Приложение 2.

    1. Какие чувства испытывали люди находясь в «гетто»?
    2. Смогли бы вы жить в таких условиях?
    3. Какие чувства и мысли возникают при прочтении воспоминаний?
    4. Что может сделать каждый из вас, чтобы страшные страницы истории не повторились?

(Обсуждение вопросов)

Приложение 2.Работа с документами (работа в малых группах)

Раздается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы. Затем проводится обсуждение документов.

1.Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935года;

2. Закон о гражданстве Рейха;

3. Первое пояснение к закону о гражданстве Рейха от 15 сентября 1935 года, изданное 14 ноября 1935 года.

Вопросы:

1.Каковы основные положения нацисткой расовой идеологии, закрепленной в Нюрнбергских законах 1935 года?

2.Что нацисты подразумевали под «осквернением расы», и какова была ответственность за нее?

3.Каково ваше отношение к Нюрнбергским законом с точки зрения гуманизма, человечности?

(ученики работают).

Обсуждение по вопросам, ученики высказывают свои точки зрения.

Рефлексия.

Учитель: Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с лица земли. Если к тридцатым годам численность евреев составляла около 8 млн., то к концу эпохи «огненного жертвоприношения» этот народ насчитывал приблизительно 2 миллиона человек. Истребление евреев на «языке» фашистов именовалось «окончательным решением еврейского вопроса». Пощады не было ни детям, ни женщинам, ни старикам, так как Холокост должен был привести к полному уничтожению нации. Вместе с семитами «коричневая чума» погребла под собой представителей других национальностей. Главными объектами уничтожения нацисты объявили также цыган и славян. В годы войны – в ходе сражений, на оккупационных территориях и в концентрационных лагерях – были убиты, замучены и заморены голодом миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, югославов, болгар, чехов и словаков. Сегодня можно с уверенность сказать, что от рук нацистов погибло не менее 31 млн. славян и до 500 тыс. цыган. 

Вопрос учащимся:  Как вы думаете, нужно ли молодежи сегодня знать о Холокосте? Какие уроки следует с вашей точки зрения извлечь из истории Холокоста? (выслушиваются ответы).

Учитель: К огромному сожалению, на сегодняшний день в нашем мире происходят события, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, в предыдущие эпохи, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику. Изучение таких явлений как Холокост, поможет лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе.

Люди должны правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

Вопрос учащимся:  Как вы думаете, где должно закладываться воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности в отношении других народов и культур? (выслушиваются ответы). Это все должно закладываться в первую очередь в семье и в школе. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. А память о холокосте не просто помогает нам не забывать о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.

Ребята вы сегодня очень хорошо поработали, у некоторых из вас я видела слезы на глазах, если вы так переживали за безвинно загубленные души, я уверена, чтобы в вашей жизни не случилось, вы всегда будете против насилия, истребления, унижения человека не смотря на то, какой он расы или пола. Окончить наше занятие хочу видеороликом «Холокост».

https://yandex.ru/video/preview/?text

Всем спасибо!

 

Использованные ресурсы и литература:

  1. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
  2. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
  3. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
  4. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
  5. http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1
  6. http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm
  7. http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/p55aa1.html
  8. http://tolerance.fio.ru/forum.php
  9. http://www.tolz.ru/library/?id=649
  10. http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475
  11. http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html
  12. http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
  13. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
  14. http://www.vlivkor.com/2007/10/30/tolerantnost_spaset_mir.html
  15. http://www.youtube.com/watch?v=_j6IBdHW_rY
  16. Н.И.Харьковская. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.

Приложение 2. Работа с документами (работа в малых группах):

А. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НЕМЕЦКОЙ КРОВИ И НЕМЕЦКОЙ ЧЕСТИ ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 1935 ГОДА

Побуждаемые знанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы.

1.1. Браки между евреями и государственными поданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.
1.2. Процедура аннулирования такого брака может быть осуществлена только государственным прокурором.
2.1. Половая связь между евреями и государственными поданными немецкой или родственной крови запрещена.
3.1. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин — государственных поданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет.
4.1. Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный, а также использовать цвета Рейха для иных целей.
4.2. В тоже время им разрешено демонстрировать еврейские цвета. Это право охраняется государством. (Имеется ввиду вывешивание флагов со звездой Давида.)
5.1. Всякий, кто нарушит запрет, установленный в п. 1, будет наказан тюремным заключением в один год и принудительными работами.
5.2. Лицо мужского пола нарушившее запрет, установленный в п. 2, будет наказан тюремным заключением без принудительных работ.
5.3. Всякий, кто нарушит указания 3 и 4, будет наказан тюремным заключением сроком до одного года и штрафом или одной из этих мер наказания.
6.1. Министр внутренних дел Рейха совместно с заместителем фюрера и министром юстиции Рейха разработает специальные законодательные и административное положения о применении и исполнении этих законов.
7.1. Закон вступит в силу на следующий день после его опубликования, кроме 3, который вступит в силу лишь с 1 января 1935 года.

Б. ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА

Рейхстаг единогласно утвердили следующий закон, провозглашаемый ниже:
1.1. Подданным государства является всякий находящийся под защитой Германского Рейха и потому несущий перед ним особые обязанности.
1.2. Подданство Рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве Рейха и государства.
2.1. Гражданином Рейха является лишь подданный государства немецкой или близкой ей крови, доказавший своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху.
2.2. Право гражданства даруется путем выдаче свидетельства о гражданстве Рейха.
2.3. Только гражданин Рейха обладает всеми политическими правами, в соответствии с законом.
3.1. Министр внутренних дел по согласованию с фюрером издает административные инструкции по проведению в жизнь и исполнению данного закона.

В. ПЕРВОЕ ПОЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 1935 ГОДА, ИЗДАННОЕ 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА

4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.
4.2. Чиновники-евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года.
5.1. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы…
5.2. «Мишлинг» (метис, полукровка), который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.

 

Приложение 3. Парам дается задание: изучить документы и ответить на предложенные вопросы.

1.Сэм Ицкович, 1925, Макув, Польша Описывает газовые камеры в Освенциме.

Сначала они запускали туда всех женщин, а потом уже мужчин. Иногда оставалось 20 или 30 человек лишних, которые туда не помещались, так что детей они всегда оставляли на потом. И когда бункер уже заполнялся настолько, что больше людей уже не помешалось, не помещалось… они пускали детей ползти прямо по головам, просто заталкивали их внутрь, чтобы уместить всех. И тогда за ними захлопывалась дверь, толстая дверь, толщиной около шести дюймов… И потом изнутри слышался только громкий стон: “Шма…” (начало иудейского символа веры) и больше ничего. И это занимало от пяти до десяти минут.

Абрахам Бомба, 1913, Германия Рассказывает, как стриг волосы женщинам, которых затем отправляли в газовые камеры Треблинки.

«У нас были ножницы. Мы срезали у них пряди волос. Стригли их. Бросали их на пол, в сторону, и все это должно было занимать не больше двух минут. Даже меньше двух минут, по… потому что сзади была толпа женщин, ожидавших своей очереди. Вот как мы работали. Это было очень тяжело. Тяжело особенно потому, что кое-кто из парикмахеров, они узнавали в этой очереди своих близких, своих жен, матерей, даже бабушек. Только представьте себе: нам приходилось стричь им волосы, но нельзя было даже словом перемолвиться с ними, потому что разговаривать было запрещено. Стоило нам сказать им, что их ждет… ох… что через пять или семь минут их загонят в газовые камеры, как тут же началась бы паника, и всех их все равно убили бы».

2.Абрахам Левент, 1924, Варшава, Польша Рассказывает об условиях жизни в Варшавском гетто.

Голод в гетто был такой, что люди просто падали на улицах и умирали, маленькие дети попрошайничали и каждое утро, выходя из дома, ты видел покойников, накрытых газетами или какими-нибудь тряпками, которые прохожим удавалось найти, или тебе удавалось найти… люди увозили трупы на тележках, относили их на кладбище и хоронили в общих могилах. Каждый день тысячи и тысячи людей погибали от недоедания, потому что немцы просто не снабжали обитателей гетто продовольствием. Продуктов не было. Ты не мог пойти и купить что-нибудь поесть или получить паек. Ты был обречен. Если у тебя не было еды, тебя ждала голодная смерть, вот и все.

Шарлин Шифф, 1929, Горохов, Польша Рассказывает, как добывала пищу, чтобы выжить в лесах после своего побега из Гороховского гетто.

Я не знаю, но это поразительно, каким изобретательным ты становишься, когда ты голоден и окончательно доведен до отчаяния. Я никогда бы… даже когда я сама произношу это, я не могу поверить. Я ела червяков. Я ела жуков. Ела все, что только можно было положить в рот. И я не знаю, иногда я чувствовала себя ужасно. Там росли какие-то лесные грибы. Я уверена, что среди них были несъедобные, не знаю, ядовитые. Меня тошнило. С желудком творилось что-то кошмарное, но я все равно их ела, потому что мне необходимо было хоть что-нибудь жевать. Я пила воду из луж. Ела снег. Все, до чего только могла дотянуться. … И… ох… мне случалось есть дохлых крыс, да, я их ела.

3.Доротка (Дора) Гольдштейн Рот, 1932, Варшава, Польша Рассказывает, как женщин наказывали за побег заключенных из Штуттхофа.

И нас наказали, заставили простоять двенадцать часов голыми на холоде, а кроме того, они выбрали четверых или пятерых, я точно не помню, скольких женщин, и на глазах у остальных — нас всех выстроили в ряд, понимаете — они изнасиловали их, да так, что я никогда не читала о таком и не видела, ни в кино, ни по телевизору, хотя, казалось бы, у нас каких только ужасов не показывают по телевизору, все, что только угодно. И вот, смотреть, как немцы насилуют этих молодых женщин, и резиновыми дубинками, и… и моя мама, которая стояла рядом со мной, она взяла и закрыла мне глаза своей ладонью, чтобы я не видела, не увидела там половой акт в первый раз. Раньше я никогда в жизни не видела, как это происходит.

4.Фрици Вайс Фрицхаль, 1929, Ключарки, Чехословакия Рассказывает о том, как проходила процедура “селекции” в Освенцим.

Мы должны были показать, что у нас еще остались силы — чтобы работать или чтобы прожить еще один день. Я помню, как некоторые женщины, когда у них начинали снова отрастать волосы и в этих волосах была видна седина, и вот они шли и брали маленький кусочек угля из тех пузатых печей, которые были в бараках. И вот они брали этот уголь и подкрашивали им волосы, чтобы… чтобы выглядеть чуть-чуть помоложе. Я хочу сказать, что там, в тех условиях, седина у человека появлялась уже в восемнадцать или, может быть, девятнадцать лет. И вот мы бегали, бегали перед тем, кто должен был проводить эту “селекцию”, чтобы показать ему, что мы в состоянии прожить еще один день. Если у тебя была ссадина или прыщ, если ты бежал недостаточно быстро, если тому конкретному немцу, который проводил “селекцию”, почему-то не нравилось, как ты выглядишь, — они стояли там и показывали дубинкой направо или налево, когда мы пробегали перед ними. И ты никогда не знал, в какой шеренге оказался — хорошей или плохой. Одна из них отправлялась в газовые камеры, а другая возвращалась в лагерь, в бараки, чтобы прожить еще один день.

Лили Аппельбаум Малник, 1928, Антверпен, Бельгия Рассказывает о приеме новоприбывших в Освенцим.

И они сказали: “С этой минуты вы не должны отзываться на свое имя. Отныне вашим именем будет ваш номер”. И я была совершенно сбита этим с толку, подавлена, упала духом; я почувствовала себя так, словно я больше не человек. Потом они обрили нам головы, и это было так стыдно. И еще когда они приказали нам раздеться и помыться, это было… они обращались с нами так, будто мы были животными. Эти мужчины ходили вокруг, смеялись и глазели на нас… только представьте себе молодую девушку в таком возрасте, которая еще никогда не раздевалась на глазах у кого-то, на глазах у мужчины, и которая должна была стоять там совсем голой… мне хотелось провалиться сквозь землю.

5.Мартин Шпетт, 1928, Тарнов, Польша. Описывает расправу над евреями в Тарнове.

Я… весь день я подглядывал через щели между досками дранки. Отец говорил мне, чтобы я не смотрел, но как бы там ни было, я был ребенком, и любопытство было сильнее. И… ох, с крыши открывался вид на кладбище, и фургоны с телами… с мертвыми телами приезжали туда. И группы… они приводили туда группы евреев, которые должны были рыть котлованы, и тела сваливали туда, а потом тех, кто рыл котлован, их тоже расстреливали, и следующие, кого приводили на их место, сталкивали их трупы в этот котлован и сверху… сверху их заливали известкой, а следующая группа засыпала этот котлован и копала новый. Они приводили туда… они приводили туда беременных женщин и даже не тратили на них пули. Их закалывали штыками. Крики матерей, у которых они… у которых они вырывали из рук детей. И крики этих детей я слышу до сих пор.

Мисо (Михаэль) Вогель, 1923, Яцовце, Чехословакия. Рассказывает о крематориях в Биркенау.

Но сам лагерь — это действительно была настоящая фабрика смерти. В Биркенау было четыре крематория, две газовые камеры, два… два крематория по одну сторону железной дороги, две газовые камеры и два крематория по другую сторону. И рельсы подходили прямо туда, к крематориям. И весь лагерь видел. Вы видели пламя — не только дым — вы видели языки пламени, которые вырывались из труб. Ну конечно, когда они сжигали “мусульман” — так называли тех, от кого остались одни скелеты, — тогда шел только дым. Но когда горели люди, в которых еще оставалось немного жира, то из труб вырывалось пламя.

Пэт Линч, США. Медсестра. Рассказывает о том, в каком состоянии были оставшиеся в живых заключенные во время освобождения лагеря.

Они были крайне истощены. Я не могла поднять ни одного из них. Я пыталась, но если бы мне удалось приподнять их, у них могла порваться кожа. Так что передвигать их нужно было очень, очень осторожно. Их кожа была ужасно тонкой. И вот я звала… ох, нужно было как минимум три человека, чтобы один… один держал голову, другой ноги, и мы очень осторожно поднимали их и выносили за ворота и дальше, подальше от этого места. … И мы не могли делать им уколы [подкожные инъекции] потому что не было места, куда ввести иглу. У них совсем не было кожи… не было мышц, только кожа и кости. Им просто некуда было сделать укол.

6.

Из воспоминаний Августа Хефнера, лейтенанта СС из зондеркоманды 4а, который свидетельствует об убийстве 90 (девяноста) еврейских детей в Белой Церкви на Украине. «Я вошел в лес. Солдаты вермахта уже выкопали могилу. Детей везли туда на тракторе. Техническая сторона дела меня не касалась. Украинцы стояли вокруг и дрожали. Их поставили на край могилы — когда украинцы начали в них стрелять, дети падали туда. Раненые тоже падали в могилу.

Это зрелище я не забуду до конца своей жизни. Оно все время у меня перед глазами. Особенно запомнилась мне маленькая белокурая девочка, взявшая меня за руку. Потом ее тоже застрелили…»

7. Детей в лагерях использовали в качестве «подопытных кроликов» в «различных медицинских экспериментах». Так, доктор Хайсмейер удалял у детей лимфатические узлы и вводил им под кожу живые туберкулезные бактерии. На допросе в 1964 году доктор заявил, что для него «не было принципиальной разницы между евреями и животными».

Из воспоминаний Янкеля Верника, бывшего узника Треблинки:

«Всю эту зиму маленьким детям, совершенно голым и разутым, приходилось простаивать на морозе много часов подряд в ожидании своей очереди в переполненные газовые камеры. Их обмороженные ступни примерзали к ледяной земле.

Многие плакали. Некоторые замерзали насмерть. А немцы и украинцы, прохаживаясь вдоль колонны, пинали и били своих жертв.

Особенно зверствовал один немец, по имени Зепп, настоящий садист. Омерзительная тварь, которой особенно нравилось пытать детей. Когда Зепп издевался над женщинами с детьми на руках и его умоляли прекратить, он мог отобрать ребенка и тут же разорвать его пополам или, взяв за ноги, ударить головой о стенку и отшвырнуть прочь».

(обучающиеся работают в парах)

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать − два =