«Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например,
«Это яблоко — яблочный сок».
«Хлопай в ладоши»:
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
В огороде
Вот вам морковка
Красная головка,
Хвостик зелёный.
Вот вам репка
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащённый.
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно — молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
«Доскажи словечко»:
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
— Солнышко светило что, ярче зеленел … (укроп).
— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
— Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
— Просит дедушка Федюшку: – собери ещё … (петрушку).
— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
— Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
— Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
— Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
— Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
«Назови как можно больше признаков»:
Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными
Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
«Мы волшебники немного – был один, а стало много»:
Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:
Огурец — огурцы, яблоко — яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — …. и т.д.
«Продолжи фразу»:
Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);
Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);
Лимон желтый, а яблоко………(красное).
«Отгадай по описанию»:
Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)
«Какой салат? Суп? Соус?»:
Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных.
Салат из овощей (какой?) – овощной;
Салат из капусты (какой?) – капустный;
Салат из помидор (какой?) – помидорный;
Салат из кабачков (какой?) – кабачковый;
Салат из свеклы (какой?) – свекольный;
Салат из баклажанов (какой?) – баклажанный;
Суп из лука (какой?) – луковый;
Соус из чеснока (какой?) – чесночный;
Суп из картофеля (какой?) – картофельный;
Суп из гороха (какой?) – гороховый;
Суп из фасоли (какой?) – фасолевый.
«Кто больше?»:
Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.
Лук (какой?) – крупный, горький, полезный, витаминный, круглый, зелёный, репчатый, консервированный, маринованный, салатный, …
Помидор (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит…
С огурцами (что делают?) – ..собирают, моют, режут, солят, маринуют, консервируют…