Совершенствование методов и форм контроля знаний, умений и навыков с целью активизации познавательной деятельности учащихся


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель химии и биологии


Учитель должен знать чему научил,
учащийся чему научился.

С. Н. Ильин.

В свете основных идей реформы общеобразовательной школы вопросы повышения качества знаний умений и навыков приобретает новую значимость. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и оценки знаний учащихся. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но не как деятельность необходимую им самим. В связи с этим я решила более детально изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их. Необходимо систематически контролировать, как усваиваются учащимися программный материал, чтобы иметь возможность вовремя помочь ликвидировать пробелы в знаниях. Существует множество разных форм, приёмов и методов учета знаний. Ход урока должен быть составлен с учетом принципа экономии время. Однако первое место по объёму потери времени занимает традиционный опрос детей у доски. Особенно если это слабые дети. При таком опросе остальные ученики, в том числе и способные, остаются без внимания, теряют интерес к уроку, а в дальнейшем и к предмету. Поэтому необходимо создавать на уроке такую обстановку, которая мобилизовала бы всех учеников максимально трудиться. Процесс контроля — это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для учителя. В результате исследований я поняла, что проверять нужно не только знания и умения на уровне воспроизведения, но и готовность ученика к творческому применению (добыванию) этих знаний, а также степень их духовного и нравственного роста, достигаемую решением воспитательных задач темы, раздела курса, а подчас и урока. При этом использую устную, письменную, практическую формы опроса, которые применяю при групповом, индивидуальном и фронтальном учете знаний. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания методов, времени и места. В преподавании предмета «биология и химии» используются различные методы и приемы проверки и учета знаний учащихся. Опыт актуален потому, что он решает ряд проблем, противоречий современной школы. В данной работе я опиралась на труды учёных-
методистов, учителей-новаторов, таких как Ю.К.Бабанский, В.Ф.Шаталов, Е.В.Ильин, Ш.А.Амонашвили. В ходе обобщения опыта стало ясно, что совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель – ученик» в направлении активизации познавательной деятельности учащихся. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, о правильной постановке которого во многом зависит успех обучения. Основные цели контроля знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений;

  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне;

Это есть цели учителя. Однако главным действующим лицом в обучении является ученик. Сам процесс обучения — это приобретение знаний и умений учащимися, все происходящее на уроках, и конечно контроль знаний и умений, учащихся должны соответствовать целям самого ученика, должно быть для него лично важным. Контроль должен восприниматься учащимися как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Контроль можно осуществлять довольно часто ненавязчиво, на протяжении всех занятий. По ходу урока важно обращать пристальное внимание на эмоциональную настроенность учащихся, их мотивы, убеждения, интересы, духовную направленность. Только при всесторонней проверке успешности обучения можно добиться необходимых качеств знаний, активизировав познавательную деятельность учащихся. Это, прежде всего полнота, состоящая в охвате основных программных знаний; глубина, характеризующаяся числом основных связей знаний; оперативность, измеряемая числом ситуаций, в которых ученик способен применять знания; гибкость, определяемая готовностью к смене способов применения ситуаций обучения, и наконец осознанность, действий, способов усвоения и применения знаний в разных ситуациях. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проверки изменится, а это активизирует поз­навательную деятельность учащихся. Так проверка результатов производится самими учениками или в парах (взаимопроверка) таким образом, дети ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, у школьников развиваются самокритичность и ответственность. Контрольный этап может лишь служить для диагностики знаний и умений, но не для их коррекции. Корректировка — это следующий этап работы. А на контрольном этапе можно выяснить недочеты знаний и умений, и только после этого можно приступить к корректировке, если это необходимо.

Учебные — педагоги и методисты выделяют такие функции контроля знаний и умений учащихся: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

  • Контролирующая функция — основная функция контроля обеспечивает выявление состояния ЗУН учащихся в рамках программного требования.

  • Сущность обучающей функции заключается в совершенствовании и систематизации знаний.

  • Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учителя и учащихся по результатам их труда, в достижении цели обучения каждого ученика и класса в целом.

  • Диагностическая функция близка к ориентирующей — учи­тель может проконтролировать уровень ЗУН, выяснить причины пробелов,чтобы устранить их на следующем этапе обучения.

  • Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся. Исходя из своего опыта работы, я считаю, что функции контроля: контролирующую, ориентировочную и воспитывающую можно считать определяющими в активизации познавательной деятельности учащихся.

В школьной практике существует ряд традиционных форм контроля ЗУН учащихся, который я представлю в своей работе, рассмотрю собственную оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.

Биологический диктант

Тестовое задание

Краткая самостоятельная работа

Письменная проверочная работа

Лабораторная работа

Зачет

1.Биологический диктант форма письменного контроля ЗУН позволяет проверить ограниченную область знаний учащихся, так как представляет собой перечень вопросов и последующий краткий ответ ученика, строго регламентированный по времени. Достоинства этой формы — быстрота, недостатки — ограниченность области проверяемых знаний.

2. Тестовые задания эта форма широко применяема на сегодняшний день, виды и структура тестов весьма разнообразна. Здесь учащимся предлагается 2-3 вариантов ответов на вопрос, из которых нужно выбрать правильный. Для учителя эта работа очень трудоемка, хотя и они не дают ясную картину овладения учащимися ЗУН. Тесты, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся: тесты на проверку фактологических знаний, тесты на умение сравнивать, тесты на умение устанавливать внутрипредметные связи, тесты продуктивного уровня, тесты творческого уровня.

3.Краткая самостоятельная работа — учащиеся получают ограниченное число вопросов теоретических знаний, заданий по распознаванию биологических явлений. Данная работа может охватить различные виды деятельности, кроме создания понятий, но требует большого количества времени, по сравнению с предыдущими формами контроля.

4.Письменная проверочная работа — проводится с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Проверочные работы включают знания как тестовые, так и экспериментальные. Этот вид работы следует применять в конце темы или раздела. Данная работа включает программированный контроль знаний, задания по определению биологического явления, терминологический диктант, тест на сравнение, устные вопросы к теме, биологические задачи познавательного характера и повышенной сложности для наиболее подготовленных учащихся. Школьники получают за эти задания дополнительную оценку, а учитель выявляет ЗУН учащихся на повышенном уровне усвоения.

5Лабораторная работа ~ достаточно необычная но эффективная форма

контроля особенно на уроках биологии т.к. позволяет определить не только наличие знаний но ещё и умение применять эти знания в новых ситуациях. Недостатком этой формы контроля является возможность проверки только ограниченного круга деятельности. Эта форма наиболее эффективна в сочетании с другими формами контроля (тест, терминологический диктант)

6.Зачетэто одна из основных форм контроля знаний в старшем звене. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех ЗУН. Различные виды деятельности (решение задач, лабораторная работа, тесты, беседа с учителем) позволяют проконтролировать сформированность биологического образования, пробелы в знаниях. Эта форма контроля способствует проверке знаний у каждого ученика.

Контроль соответственно нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, итоговый, экзамен, и т.д. для определения формы контроля учителю необходимо обязательно учитывать время которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое он — позволяет проверить. Прежде чем проводить какой-либо вид контроля необходимо определить: какие именно знания и умения учащихся целесообразно будет проверить на данном этапе, которые будут определены целями изученной темы. Я считаю, что активизации познавательной деятельности можно добиться, только совершенствуя уже известные методы и формы контроля, исходя из условий работы, особенностей класса, подбора учащихся. Так, например, у слабых учащихся целесообразно проверять готовность знаний на обязательном уровне содержания, а более подготовленных учащихся следует готовить к творческому применению (добыванию) этих знаний, обязательно в сочетании с воспитательными задачами урока, темы, курса.

Один из зарекомендовавших себя методов проверки знаний, используемый мной на уроке биологии в 10 классе это метод составления вопросов по таблице. Я предлагаю учащимся внимательно ознакомиться с содержанием таблицы и составить максимальное количество вопросов по её содержанию. Затем происходит обмен составленными вопросами по таблице в парах сменного состава (технология Дьяченко «Коллективный способ обучения», приём – работа в парах сменного состава) и учащиеся дают ответы на вопросы, используя таблицу. А затем предлагается сравнить свои выводы по содержанию таблицы с материалом учебника, проанализировать правильность своих ответов и выявить недочеты.

Другой прием, используемый мной на уроке в 10-11 классах — «Игра-цепочка». Дети приучены к этой игре и готовят вопросы заранее. Мною задаётся первый вопрос любому ученику, он при правильном ответе, задаёт свой, приготовленный заранее вопрос любому другому ученику и т.д. Если кто-то не справляется с ответом, отвечает тот, кто поднял руку. Оценка ставится за интересный вопрос и правильный, четкий ответ. Опрос длится около 10 минут, при этом наблюдается эмоциональный подъём, четко видна подготовка учащихся к уроку, самостоятельный поиск учебного материала, умение анализировать полученную на уроке информацию, вычленять главное. При применении этой формы опроса выставляются дополнительные оценки. Применяю данный опрос в теме «Строение ДНК», «Биосинтез белка» и др. Т.е. при изучении тем, в которых много новых понятий и терминов.

Иногда необходимо быстро проверить знания всего класса по параграфу или целому разделу, тогда это можно сделать при помощи биологических диктантов или программированных опросов. О такой проверке знаний сообщается заранее. Данная форма работы нравится учащимся, она позволяет выработать собранность, сосредоточенность, устойчивое внимание. При выполнении программированного опроса на доске выписываются термины и определения, на каждую парту раскладываются отпечатанные вопросы. При ответе на каждый вопрос ученик должен цифрой, под которой находится термин или определение, указать правильный ответ. При выполнении диктанта составляются вопросы таким образом, чтобы ответ был кратким. На каждый стол раздается бланк с отпечатанными вопросами. Учащиеся пишут порядковый номер очередного вопроса и дают краткий ответ.

Пример программированного опроса по теме: «Развитие органического мира» в 11 классе:

  1. Архейская эра

  2. Протерозойская Эра

  3. Палеозойская

  4. Мезозойская

  5. Кайнозойская

  1. Когда появились первые хордовые? (2)

  2. Когда появились трилобиты – первые членистоногие? (3)

  3. Когда произошел выход растений на сушу? (3)

  4. Когда вышли на сушу первые позвоночные? (3)

  5. Когда был расцвет пресмыкающихся? (4)

  6. Когда появились первые млекопитающие? (4)

  7. Когда возникла жизнь в море? (1)

  8. Когда был расцвет земноводных? (3)

  9. В какую эру птицы и млекопитающие заняли господствующее положение? (5)

  10. Когда появились первые хордовые? (3)

  11. Когда был расцвет папоротникообразных? (3)

Пример программированного опроса по теме: «Деление клетки» в 10 классе:

Митоз

Мейоз

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
  1. Процесс имеет место при созревании гамет

  2. Перед началом деления удваивается ДНК

  3. Ядро клетки делится один раз

  4. Гомологичные хромосомы конъюгируют

  5. Ядро делится два раза

  6. Образуются соматические клетки

  7. Имеет место кроссинговер

  8. В результате образуются гаметы

  9. Образовавшиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом

  10. Два сменяющих друг друга деления

  11. Типичное деление клеток

  12. По экватору выстраиваются пары гомологичных хромосом

Пример биологического диктанта по теме: «Строение клетки» в 10 классе:

1. Зеленые пластиды называются …

2. В старых клетках хорошо заметны …

3. Под оболочкой находится бесцветное вязкое вещество – …

4. Между оболочками соседних клеток находится …

5. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные бесцветные и окрашенные тельца, которые называют …

6. В клетках кожицы лука пластиды …, а в клетках мякоти плода рябины они …

7. Каждая клетка растения имеет плотную прозрачную …

8. Связь между соседними клетками осуществляется через …

9. Делению клетки предшествует деление ее …, которое находится в …

10. Клетка обладает всеми признаками живого. Она: 1)…; 2)…; 3)…; 4) …

11. Перед делением в ядре образуются тельца цилиндрической формы – …, они передают … признаки.

12. Движение цитоплазмы способствует перемещению … для питания и … для дыхания.

13. Вещества, необходимые для жизни клетки, проходят сквозь клеточную оболочку в …

Ответы: 1. Хлоропласты. 2. Вакуоли. 3. Цитоплазма. 4. Межклеточное вещество. 5. Пластидами. 6. Бесцветные. Оранжевого цвета. 7. Оболочку. 8. Поры. 9. Ядра. В цитоплазме. 10. Дышит, питается, растет, делится (размножается). 11. Хромосомы. Наследственные. 12. Питательных веществ. Воздуха. 13. В растворенном виде.

Как правило, после работы ответы на вопросы оглашаются и разбираются ошибки учеников. Это помогает проконтролировать правильность ответов, вычленить типичные ошибки и вовремя произвести коррекцию знаний.

Также для проверки знаний учеников мною часто используются цифровые диктанты. Методика проведения заключается в следующем: там, где правильный ответ ставится 1 или +, а там, где не правильный 0 или -.

Пример цифрового диктанта по теме «Условия и среды жизни» в 11 классе:

1. Самые быстро двигающиеся животные должны жить в наземно-воздушной среде. (1)

2. Самые крупные животные должны обитать в наземно-воздушной среде.(0)

3. Самые слепые или слабовидящие животные живут в почве или в глубине вод. (1)

4. Самый сложный орган слуха должен быть у животных, обитающих в почве. (0)

5. Систематика животных основывается на сходстве условий жизни. (0)

6. Жизненная форма отражает способ взаимодействия со средой обитания. (1)

7. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, то эта смесь будет почвой. (0)

8. В городе под фонарями листопадные деревья чаще обмерзают, чем те, что ночью не освещены. (1)

Пример цифрового диктанта по теме «Связи в экосистемах» в 11 классе.

1. Лопух и млекопитающие всегда находятся в отношениях нейтрализма. (0)

2. Дятел одновременно находится в отношениях хищничества и симбиоза.(1)

3. Один и тот же организм может занимать в отношениях хищник–жертва разные позиции. (1)

4. Комменсализм встречается не только у млекопитающих. (1)

5. Животное с сосущим ротовым аппаратом не может быть хищником. (0)

6. У человека есть орган, в котором могут уживаться симбионты и паразиты человека. (1)

7. Тараканы – это паразиты человека. (0)

8. Городские ласточки – это комменсалы человека, т.к. питаются на свалках. (0)

9. Домашняя кошка и человек – это симбионты. (0)

Пример цифрового диктанта по теме «Экологические факторы» в 11 классе.

1. Температура воды – это абиотический, гидросферный, непериодический, действующий фактор. (1)

2. Лесные пожары – это биотический, непериодический фактор. (0)

3. Морские приливы – это абиотический, гидросферный, действующий фактор. (1)

4. Наличие микробов – это биотический, непериодический, действующий фактор.(1)

5. Животные приспосабливаются к интенсивности света, делясь на светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых. (0)

6. Единственное приспособление растений к низкой температуре – сбрасывание листьев. (0)

7. У животных нет приспособлений к УФ части спектра солнечной радиации. (0)

8. Наличие динозавров – это биотический фактор, исторический, непериодический. (1)

Пример графического диктанта по теме «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»: каждый ученик получает точечный рисунок и отвечая на вопросы теста проводят линии согласно цифрам выбранного ответа

1. К классу хрящевых рыб относятся:

а) окуни и щуки (1–2–3–4–1);
б) акулы и скаты (3–4–2–1–3);
в) кильки и сардины (4–3–2–1–4);
г) караси и сазаны (3–4–1–2–3).

2. К классу костных рыб относятся:

а) пескари (24–18–26–16);
б) химеровые рыбы (16–18–24–26);
в) акулы (24–26–18–16);
г) скаты (16–26–28–18).

3. У этого вида рыб отсутствует плавательный пузырь:

а) китовая акула (16–12–23–20);
б) речной окунь (16–23–12–20);
в) сазан (16–23–20–12);
г) линь (16–20–23–12).

4. Из перечисленных видов акул питается планктонными организмами:

а) сельдевая акула (5–9–8);
б) гигантская акула (5–8–9);
в) акула-нянька (9–5–8).

5. Тело этой рыбы, относящейся к классу хрящевых, уплощено в спиннобрюшном направлении:

а) катран (25–11–22–14);
б) полярная акула (25–14–22–11);
в) манта (25–11–14–22).

6. Акулы этого вида могут достигать в длину 20 м. В отличие от подавляющего большинства видов хищных акул, они питаются планктоном и мелкой рыбешкой:

а) тигровая акула (22–21–20–17);
б) белая акула (17–22–21–20);
в) китовая акула (22–17–21–20);
г) акула-молот (17–20–22–21).

7. Одной из крупнейших пресноводных костистых рыб, которая иногда может достигать в длину 5 м при массе до 300 кг, является:

а) обыкновенная щука (6–10–7);
б) обыкновенный сом (6–7–10);
в) налим (6–7–11);
г) сазан (6–10–11).

8. Самые быстроходные виды рыб могут развивать скорость до 100–130 км/ч. К этой группе относятся:

а) сельдяной король (13–15–17);
б) луна-рыба (19–17–15);
в) пила-рыба (13–19–15);
г) меч-рыба (13–15–19).

(Правильные ответы: 3–4–2–1–3; 24–18–26–16; 16–12–23–20; 5–8–9; 25–11–14–22; 22–17–21–20; 6–7–10; 13–15–19.)

Правильно выполненное задание:

С целью проверки знаний научных терминов мною применяется диктант терминологический. По мере занятий по любой теме (темам), разделу (разделам) биологии постоянно накапливается много неизвестных новых терминов, без четкого и глубокого знания которых осложняется и затрудняется усвоение нового материала. Этот терминологический груз может оказаться со временем столь громоздким и тяжким, что дальнейшее по-настоящему осознанное изучение предмета может оказаться проблематичным. Чтобы такого не произошло, я, по мере необходимости, провожу терминологические диктанты. В качестве примерного терминологического диктанта по цитологии и генетике можно выполнить следующий: по теме «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

  1. элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым, определяя развитие признака. (Ген)
  2. участок хромосомы, в котором расположен ген. (локус)
  3. гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака. (Аллельные гены)
  4. преобладающий признак, подавляющий проявление рецессивного признака. (Доминантный)
  5. подавляемый признак. (Рецессивный)
  6. совокупность всех признаков организма. (Фенотип)
  7. совокупность всех генов организма. (Генотип)
  8. зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена. (Гомозигота)
  9. зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа). (Гетерозигота)

Для быстрой проверки и оценки знаний, учащихся всего класса мною проводится диктант в виде лабиринта. Он состоит из утверждений, с которыми ученик соглашается или нет. Согласно своим решениям ученик двигается по стрелкам. Дойдя до последнего утверждения, он получает цифровой или буквенный код. (В данном лабиринте получается слово «адаптация»)

Пример лабиринта по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни» в 11 классе:

 

 

Также как и по биологии для проверки знаний по химии использую лабиринт. Например, по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» в 9 классе:

(1–2–7–8–14–18–23–19–20–финиш)

Так как изучение экологии это актуальная тема, то на уроках уделяется внимание решению задач по экологии. Примеры задач по теме «Поток энергии и цепи питания» в 11 классе:

Задача №1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг

Задача №2. Рассмотрите две пирамиды биомассы планктона в озере весной и зимой. Объясните почему в течении года пирамида переворачивается.

 

   
   
 
 
   
   

Вторичные консументы

Первичные консументы

Продуценты

Ответ: Весной, с наступлением благоприятных условий, начинается быстрый рост и размножение водорослей, образующих фитопланктон. Т.е. начинается цветение воды. Биомасса фитопланктона уменьшается с увеличением биомассы его консументов и с наступлением неблагоприятных зимних условий. В некоторый момент биомасса более долгоживущих консументов становится больше, чем биомасса продуцентов. Это характерно для озёрных и морских экосистем, в которых первичным продуцентом служит фитопланктон

Задача №3

Чем можно объяснить:

а) весеннее увеличение биомассы фитопланктона

б) быстрое падение её в летние месяцы

в) увеличение осенью

г) уменьшение зимой

Ответ: а) условия благоприятны для фотосинтеза и роста б) поедание первичными консументами (зоопланктоном) в) падением численности зоопланктона г) свет и температура неблагоприятны для фотосинтеза и роста.

Кроме этого экологические задания использую в различных темах по биологии и химии. Например, при изучении темы «Земноводные» предлагаю детям проверить свои знания решением следующих задач:

1. Какие особенности строения икры лягушки и расположения икры в водоёме способствуют сохранению тепла, необходимого для развития?

2. Травяная лягушка откладывает от 1400 до 3000 икринок. Остромордая лягушка от 500 до 1500 икринок. Шпорцевая лягушка до 15000 икринок. Чем объясняется такая плодовитость у амфибий?

3. Некоторые люди предполагают, что если трогать лягушек или жаб, то можно приобрести бородавки. В чем несостоятельность этого мнения?

Пример задач экологического содержания на уроках химии:

  1. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Оки, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить? Привести необходимые уравнения химических реакций.

  2. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей? Привести необходимые уравнения химических реакций.

Для поддержания интереса учащихся к биологии я предлагаю креативные задания, которые одновременно развивают и их творческие способности. Например, по теме «Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви» применяю метод ошибок (задание №1) и метод сравнения (задание №2)

Задание №1. Найдите в тексте биологические ошибки:

Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!

Задание №2. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.

Ответы обоснуйте.

  • печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария

  • человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис

  • пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь

По теме «Тип Хордовые. Класс Земноводные» метод эмпатии (вживания):

Задание. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?

По теме «Класс Птицы» метод ошибок. Например: найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.

А эта весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:

Выткался над озером

алый цвет зари,

На бору со звоном

плачут глухари.

Где-то плачет иволга,

схоронясь в дупло,

Только мне не плачется-

на душе светло.

В) А. Н. Плещеев:

Травка зеленеет.

солнышко блестит,

Ласточка с весною

в сени к нам летит.

Дам тебе я зёрен,

а ты песню спой,

Что из стран далёких

принесла с собой.

Г) В. А. Жуковский:

Где же ты, птаха?

Где ж ты, певичка?

В дальнем краю

Гнёздышко вьёшь ты,

Там и поёшь ты

Песню свою.

В теме «Класс Насекомые» метод эвристических вопросов, таких как: придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.

На уроках химии в качестве проверки домашнего задания мною проводится игра «Химическое лото». Игра позволяет в достаточно быстрые сроки проверить знания учащихся. Эта игра проводится при изучении тех тем, где необходимо запоминание химических символов, формул. Каждому ученику выдаётся карта с химическими символами, формулами или названиями веществ и фишки. Мною называются химические символы, формулы или названия веществ, а ученики должны закрыть соответствующую клетку в карте.

Примеры карт к игре «Химическое лото» в 8 классе:

Карта «Химические символы»

 

O

P

Ca

Ag

Mn

C

Cu

Al

Mg

Ba

Na

B

Fe

Zn

Cl

K

Au

H

S

Pb

Hg

F

N

Si

Br

I

Cr

Sn

 

Фишки к карте «Химические символы»

 

Сера

Хром

Бром

Медь

Цинк

Kальций

Олово

Бор

Фосфор

Углерод

Алюминий

Серебро

Магний

Натрий

Азот

Барий

Ртуть

Золото

Водород

Марганец

Свинец

Kалий

Железо

Йод

Фтор

Хлор

Kислород

Kремний

 


Карта «Химические формулы»

 

Zn(OH)2

H2 CO3

Na2 SO4

Cu3 (PO4)2

Fe(OH)3

BaCl2

Cu(OH)2

Na2 SiO3

K2 S

ZnSO3

Cu(NO3)2

FeCO3

Н3 PO4

HNO3

Ca(OH)2

H2 SO4

 

Фишки к карте « Химические формулы»

 

Азотная кислота

Нитрат меди(II)

Хлорид бария

Сульфид
калия

Сульфит цинка

Серная кислота

Гидроксид меди(II)

Сульфат
натрия

Гидроксид кальция

Силикат натрия

Угольная кислота

Гидроксид
цинка

Ортофосфат меди(II)

Гидроксид железа(III)

Kарбонат железа(II)

Ортофосфорная кислота

 

Карта «Названия неорганических веществ»

 

Соляная кислота

Ортофосфат натрия

Силикат бария

Гидроксид свинца

Нитрат калия

Сероводородная кислота

Kарбонат серебра

Сульфат магния

Сульфит железа(II)

Гидроксид кальция

Сернистая кислота

Хлорид кальция

Гидроксид меди(II)

Нитрат
бария

Сульфид цинка

Kремниевая кислота

 

Фишки к карте «Названия неорганических веществ»

 

H2 SO3

Ba(NO3)2

HCl

Ag2 CO3

ZnS

Pb(OH)2

KNO3

Na3 PO4

BaSiO3

H2 S

MgSO4

Cu(OH)2

CaCl2

FeSO3

Ca(OH)2

H2 SiO3

 

При изучении темы « Соединения химических элементов» в 8 класс можно использовать для проверки знаний одну и ту же проверочную таблицу несколько раз. Так, например, при изучении темы «Оксиды» в 8 классе, предлагаю выписать из неё формулы оксидов и назвать их. И также в случаях изучения других классов. При обобщении материала также можно работать по аналогичной таблице. На каждую парту выдаются карты первого и второго вариантов и листы с заданиями.

Например, по теме «Химические реакции» для первого варианта:

  • задания:

1. Какая соль получится при взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди(II)?

2. С какими оксидами из таблицы реагирует соляная кислота?

3. Какое вещество получается при взаимодействии оксида натрия с водой?

4. С какими оксидами из таблицы реагирует гидроксид калия?

5.С какими веществами из таблицы реагирует азотная кислота?

6. Какое вещество получится при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой? и т.д.

  • карта

 

CuO

SO2

P2O5

NaOH

H2SO4

Na2SO4

ZnO

H3PO4

MgO

HNO3

Cu(OH)2

HCl

Fe(OH)3

CuCl2

Na3PO4

SO3

KOH

Cu(NO3)2

K2O

FeCl2

Fe(OH)2

NaCl

Ca(OH)2

Fe2(SO4)3

Ca(OH)2

Проверить знания формул веществ при изучении темы «Классы неорганических веществ» в 8 классе можно раздав каждому ученику таблицы с формулами веществ. Мною выдаются задания с названиями веществ по вариантам, и предлагается выписать из таблицы формулы, соответствующих названий веществ.

Например:

 

H2SO4

Na2CO3

CuCl2

MgS

HCl

NaOH

Zn(OH)2

AlPO4

FeCl3

CuO

Fe2O3

FeO

NaCl

Al(OH)3

MgO

ZnSO4

Na2SO3

CuCО3

Na3PO4

SO2

K2S

KOH

SO3

KNO3

Zn3(PO4)2

CO2

Al2(SO4)3

H3PO4

Fe(NO3)2

Mg(NO3)2

P2O5

Na2O

H2S

Fe(NO3)3

H2SO3

Вариант 1: оксид серы(VI), фосфат алюминия, оксид меди(II), сульфид калия, гидроксид цинка, хлорид железа(III), нитрат железа(II), фосфорная кислота, серная кислота, гидроксид натрия.

Вариант 2: хлорид натрия, гидроксид калия, нитрат магния, карбонат натрия, оксид железа(III), оксид серы(IV), сульфид магния, карбонат меди(II), гидроксид алюминия,
оксид фосфора(V).

В старших классах мною также используется проверка знаний с помощью таблиц. Так, например, в разделе «Кислородсодержащие органические соединения» в 10 классе для проверки знаний мною используется следующая таблицу:

«Строение кислородсодержащих органических соединений»

 

Задание (обычно использую по вариантам). Используя таблицу, укажите:

1) общую формулу одноатомных спиртов;

 

2) общую формулу карбоновых кислот;

3) функциональную группу альдегидов;

4) гомологи метанола;

5) продукт взаимодействия этанола с натрием;

6) гомологи муравьиной кислоты;

7) функциональную группу карбоновых кислот;

8) продукт окисления этаналя;

9) продукт восстановления этаналя;

10) гомологи метаналя;

11) продукт этерификации муравьиной кислоты;

12) метилэтиловый эфир;

13) вещества, с которыми реагируют карбоновые кислоты;

14) продукты окисления этанола;

15) вещества, с которыми реагируют спирты;

16) хлоруксусную кислоту;

17) общую формулу сложных эфиров;

18) пропантриол-1,2,3;

19) реактив для качественной реакции на альдегиды.

Использование данной методики проверки знаний с помощью таблиц вызывает интерес к обучению у учеников, развивает добросовестность, сосредоточенность, устойчивое внимание, собранность. Он позволяет при одновременной работе со всем классом, проверить индивидуально знания каждого ученика.

Ученикам интересна форма опроса, когда в качестве карточек раздаются квадраты с недописанными формулами, и предлагается вписать формулы оксидов или формулы других классов указанных элементов в соответствующие клетки (по стрелкам). Обычно эта форма опроса проводится мной при изучении классов неорганических соединений в 8 классе.

Примеры квадратов:

При объяснении темы «Количества вещества. Молярная масса и молярный объём» в 8 классе предлагаю в качестве самостоятельной работы заполнить таблицу. Обычно о проверке сообщается заранее. Например:

Формула веществаМолярная масса М, г/мольЗаданная масса m, гКоличество вещества v, мольЧисло атомов или молекул N
СО2

44

1,1

...

Si

16,8

0,5

Zn

1,5
PF3

0,5 
Н3РО4

.

3,92

..

Особую роль в контроле знаний играет поурочный контроль и учет знаний. Я считаю, что он необходим на каждом уроке. Для того, чтобы не утомлять детей однообразием форм проверки знаний, мною используются различные варианты проверки знаний. Хочу продемонстрировать отрывок поурочного контроля по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни» в 11 классе.

урока

Тема урока

Формы и методы контроля

1.

Развитие биологии в додарвинский период. Работы К. Линнея.

 

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

 

3

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

 

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина

 

 

5

Синтетическая теория эволюции

Программированный опрос

6

Вид – основная систематическая единица

Работа по карточкам

7

Критерии вида. Лабораторная работа№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Работа по карточкам

8

Популяция как структурная единица вида

Самостоятельная работа

9

Популяция как единица эволюции

 

10

Популяционные волны. Изоляция.

 

11

Борьба за существование, её виды.

Работа по карточкам

12

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Самостоятельная работа

13

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Биологический лабиринт

14

Возникновение приспособлений, их относительный характер. Лабораторная работа№2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Работа с гербарными образцами

15

Видообразование как результат эволюции

Работа по карточкам

16

Результаты эволюции

 

17

Направления эволюции

Цифровой диктант, работа с фрагментами текста

18

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

 

19

Доказательства эволюции органического мира

Тестовая работа

20

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

 

21

Гипотезы и условия появления жизни на земле.

 

22

Современные представления о возникновении жизни

 

23

Отличительные признаки живого

 

24

Развитие жизни на Земле

 

25

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

 

26

Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры

Цифровой диктант

27

Гипотезы происхождения человека

 

28

Лабораторная работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

Работа с Интернет ресурсами

29

Положение человека в системе животного мира

 

30

Движущие силы антропогенеза

Биологический диктант

31

Эволюция человека

 

32

Этапы эволюции человека

 

33

Первые люди современного типа

Программированный опрос

34

Человеческие расы

 

35

Семинар по теме: «Вид»

Устный опрос

36

Зачет по теме: «Вид»

Контрольная работа

Урок №5 «Обобщение по эволюционным теориям», программированный опрос.

Распределить номера утверждений по колонкам таблицы

К. Линней

Ж.-Б. Ламарк

СТЭ

1. Приспособления возникают в результате новых мутаций.
2. Приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности.
3. Организмы обладают врожденной способностью изменяться под воздействием внешней среды.
4. Приспособления закрепляются в результате естественного отбора.
5. Одна из движущих сил эволюции – стремление организмов к совершенству.
6. Движущая сила эволюции – естественные законы природы.
7. Одна из движущих сил эволюции – упражнение и неупражнение органов в определенных условиях среды.
8. Движущая сила возникновения приспособленности – Бог.
9. Приобретенные в ходе взаимодействия особи со средой признаки передаются по наследству.

Ответ: Линней – 2, 8; Ламарк – 3, 5, 7, 9; СТЭ – 1, 4, 6.

Урок №6 «Вид» . Работа по карточкам.

Карточка №1

1. Как образуются новые виды растений и животных в природе?

2. Какие биологические механизмы препятствуют обмену генами между видами?

Карточка №2

1. Дайте определение вида.

2. В чем причина бесплодности межвидовых гибридов?

Карточка №3

1. Что такое ареал вида?

2. У многих видов животных наблюдается строгий ритуал поведения для скрещивания. Объясните , почему такие ритуалы связывают с одной из важных характеристик вида – его репродуктивной изоляцией?

Урок №7 «Критерии вида». Лабораторная работа по теме «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятий морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: гербарные образцы и рисунки растений лиственных и хвойных пород. ( по вариантам)

  1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнеого строения (особенности листьев, стеблей, корней)

  2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

  3. К каким ошибкам может привести установление видовой принадлежности по одному из видовых критериев?

Работа по карточкам по теме «Критерии вида»

Карточка №1. Сформулируйте определение эколого-географического критерия вида. Можно ли считать данный критерий универсальным? Что такое ареал? Какие процессы могут происходить на границах ареалов? Какими могут быть последствия таких процессов для двух видов (серой и черной) ворон?

Карточка №2. Какие критерии видов присутствуют в приводимых описаниях (капустной тли и капустной совки) – вредителей капусты и других крестоцветных растений. Какие критерии в описаниях не использованы?

1. Взрослые, небольшие (до 4 мм) особи, чаще бывают бескрылыми, отдельные особи имеют крылья. Поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними. Вред наносят не только взрослые насекомые, но и их личинки. За лето развивается до 16 поколений. Естественными врагами этих вредителей являются божьи коровки, наездники, мухи журчалки, личинки златоглазки.

2. Передние крылья бабочки темно-бурые, задние светлее. Летают бабочки ночью, откладывают яйца на нижнюю сторону листьев капусты. Гусеницы, выедающие мякоть листа с нижней стороны, от светло-зеленых до почти черных. Средства защиты – химические.

Карточка №3. В приводимых описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован с наибольшим количеством критериев и то, в котором их использовано меньше всего.

  • «В нашей стране только на Дальнем Востоке можно встретить гималайского медведя. Он питается побегами растений, ягодами, желудями, плодами, насекомыми, даже падалью. Зиму проводит в дуплистых деревьях, впадая в спячку».

  • «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее гималайского, зимует в берлогах, всеяден».

  • «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном он напоминает гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников».

  • «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком».

  • «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные небольшого размера».

Карточка №4. В средней полосе России обитают четыре вида лягушек. Виды имеют значительное сходство, но различаются по наличию или отсутствию височного пятна и по бугорку на задней лапе. Травяная и остромордая лягушки большую часть времени проводят на суше (во влажной среде), озерная и прудовая – в водоемах и на их берегах. Какие критерии помогают определять эти виды и в наибольшей степени обеспечивают их точное определение?

Урок №8 «Популяция – структурная единица вида». Самостоятельная работа по заполнению таблицы (выборочно некоторым ученикам)

Вид популяции

Характеристика вида популяции

1. географический

2. экологический

3. элементарный

(микропопуляция)

 

Работа по карточкам

  1. Чем определяется реальная численность популяции? Каковы причины вымирания видов?

  2. Составьте таблицу и укажите экологическое значение приведённых данных:

Животные и растения

Сроки жизни

  
  1. Приведите примеры соотношения между самками и самцами в популяциях

Урок № 11 «Борьба за существование». Работа по карточкам.

Карточка №1

Название формы

Примеры форм борьбы за существование

  

Карточка №2

Прочитайте приведённые примеры и определите к какому виду борьбы за существование они относятся:

А) В загущенных посевах кок-сагыза первыми проросли семена, получившие больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут растения кок-сагыза, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.

Б) Зерна хлеба часто страдают от желто-зелёного клопа черепашки. Теленомус откладывает своё яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.

В) В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.

Карточка №3

Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

Урок №12 Самостоятельная работа «Формы естественного отбора»

Цель: сформировать понятие о зависимости результатов естественного отбора от условий внешней среды; составить характеристику форм естественного отбора в свете современных научных представлений.

Результаты естественного отбора

Формы отбора

Когда действует

Результат

Примеры

  1. Движущий

  2. Стабилизирующий

  3. Разрывающий

(дизруптивный)

   

Урок №13 «Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора». Биологический лабиринт (см. выше)

Урок № 14 Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Ход работы:

  1. Определите среду обитания растения (гербарный образец) и животного (рисунок), предложенного вам для исследования.

  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.

  3. Выявите относительный характер приспособленности.

  4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм

возникновения приспособлений, опираясь на теорию Ч.Дарвина.

Урок №15 «Видообразование». Работа по карточкам

Карточка №1

Возможно ли симпатрическое видообразование у географически обособившейся популяции? Обоснуйте ответ.

Карточка №2

Что произойдёт с исходным видом, если в одной из его популяций начался процесс микроэволюции? Ответ поясните.

Карточка №3

В каких случаях из одного исходного вида возникает несколько различных видов? Обоснуйте ответ.

Урок №17 «Направления эволюции». Цифровой диктант.

1-ароморфоз, 2 идиоадаптация, 3 –общая дегенерация, 4-биологический прогресс, 5 – биологический регресс

1. К какому направлению эволюции относится возникновение челюстей у рыб?

2. К какому направлению эволюции относится возникновение семян у растений?

3. В какой стадии – биологического прогресса или регресса — находятся в настоящее время пресмыкающиеся?

4.К какому направлению эволюции относится появление

5.Бычий и свиной цепень не имеют органов пищеварения. К какому направлению эволюции относится это явление?

6.К какому направлению эволюции относится появление перегородки в сердце, разделившей его на правую и левую половины?

7.В настоящее время на Земле около 1 млн. видов насекомых. Какое биологическое явление здесь наблюдается?

8.К какому направлению эволюции относится появление у цветковых различных приспособлений для распространения семян?

9. Растение повилика вместо корней имеет присоски, с помощью которых всасывает питательные вещества из других растений. Какое направление эволюции здесь наблюдается?

10. Дерево гинкго сохранилось только в Японии и Китае. Какое биологическое явление здесь наблюдается?

11. Возникновение многоклеточности

12. Появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше

13. Удлинение конечностей у лошади

14.Утрата листов и превращение их в колючки у кактуса

или

Каждая группа получает лист с напечатанными фрагментами текстов. Необходимо определить, о каком направлении эволюции идет речь в каждом фрагменте.

1. Одними из первых наземных, вернее земноводных, растений были псилофиты, ведущие свою родословную от водорослей. Строение псилофитов еще напоминало строение многоклеточных зеленых водорослей. У них не было настоящих листьев, и они достигали в высоту около 25 см. Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания. С каким эволюционным изменением связано появление псилофитов? (Ароморфоз.)

2. Почти вся Европа Кембрийского периода была морским дном. В морях господствовали зеленые и бурые водоросли, прикрепленные ко дну. В толщах вод плавали диатомовые, золотистые, эвгленовые водоросли. Какие эволюционные изменения привели к появлению всех этих форм? (Идиоадаптации.)

3. Уже в девоне встречаются пышно развитые леса из папоротников, хвощей и плаунов. Эти леса еще более распространяются в карбоне, характеризующемся влажным и равномерно теплым климатом на протяжении всего года. Мощные споровые растения – липидодендроны и сигиллярии достигали 40 м высоты. Из их остатков в значительной мере образовался уголь Донецкого и прочих угольных бассейнов Европы. Современные плауны – ползучие многолетние травы. Они нередко встречаются во влажных хвойных лесах. С какими эволюционными изменениями связано появление современных видов плаунов? (Идиоадаптация.)

4. В триасе произошло событие, которое оказалось очень важным в истории развития жизни на Земле – появились первые млекопитающие. Этим животным была присуща терморегуляция, чему способствовало формирование четырехкамерного сердца, развитие волосяного покрова, дальнейшее совершенствование дыхательной системы. Кроме того, у млекопитающих наивысшего развития достигает нервная система, а также система органов размножения. Каков характер эволюционных изменений, приведших к появлению млекопитающих? (Ароморфоз.)

5. Важнейший этап в развитии жизни – возникновение многоклеточных. Это событие дало мощный толчок к увеличению разнообразия живых организмов, их дальнейшей эволюции. Многоклеточность делает возможным специализацию клеток в пределах одного организма, возникновение тканей и органов, в том числе органов чувств. Первые многоклеточные организмы появились в протерозое не менее 1,5 млрд лет назад. Однако некоторые ученые считают, что это произошло гораздо раньше – около 2 млрд лет назад. Первыми многоклеточными организмами были, по-видимому, водоросли. С какими эволюционными изменениями связано появление многоклеточных? (Ароморфоз.)

Урок № 19 «Доказательства эволюции органического мира». Тестовая работа.

1. аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище

б) лист и чашелистик

в) тычинка и пестик

2. Гомологичными органами у животных являются

а) крыло птицы и бабочки

б) лапа тигра и крота

в) конечности таракана и лягушки

3.Аналогичными органами являются конечности:

а) крота и медведки

б) крота и утки

в) крота и собаки

4. Какой орган является гомологичным копчику человека:

а) копыто

б) лапа

в) крыло

г) хвост

5. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:

а) дегенерации

б) ароморфоза

в) дивергенции

6. Конвергенция признаков наблюдается у:

а) мыши и зайца

б) акулы и кита

в) волка и лисицы

7. Что представляет собой дивергенция:

а) схождение признаков у неродственных видов

б) расхождение признаков у родственных видов

в) приобретение узкой специализации

г) образование гомологичных органов

Урок №26 «Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры». Цифровой диктант.

1. архейская эра 2. протерозойская эра

3. палеозойская эра 4. мезозойская эра

5. кайнозойская эра

  1. Расцвет папоротникообразных

  2. Появление трилобитов- первых членистоногих

  3. Появление первых хордовых

  4. Возникновение жизни в море

  5. Расцвет земноводных

  6. Выход растений на сушу

  7. Господствующее положение птиц и млекопитающих на Земле

  8. Появление первых хордовых

  9. Появление первых млекопитающих

  10. Появление зверозубых ящеров

  11. Выход на сушу первых позвоночных

Урок №28. Лабораторная работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека». Предварительно даётся домашнее задание ученикам: используя Интернет, найти различные гипотезы происхождения человека. Проанализировать их.

Урок №29 «Положение человека в системе животного мира» Заполнить таблицу.

Назовите признаки человека разумного, укажите его систематическое положение.

Систематическое положение

Признаки человека, соответствующие данной систематической группе

Царство…..

Тип……….

Класс…….

Отряд…….

Семейство…..

Род…….

Вид…….

 

Урок №30 «Движущие силы антропогенеза». Биологический диктант.

Из перечня признаков, свойственных человеку, как биосоциальному существу, выделите те, которые являются критериями вида Человек разумный.

Признаки:

  1. наличие хорды

  2. две пары конечностей

  3. млечные железы

  4. питание плода через плаценту

  5. конечности хватательного типа

  6. членораздельная речь

  7. развитие высшей нервной деятельности (способности к обучению)

  8. рука-орган труда

  9. 46 хромосом

  10. четыре группы крови

  11. плодовитое потомство от смешанных браков

  12. неограниченное скрещивание разных рас

  13. резус-фактор

Критерии вида:

А) морфологический

Б) физиологический

В) биохимический

Г) генетический

(а-8; б-6,7; в-10; г-9,11,12)

Урок №33 «Первые люди современного типа». Программированный опрос

Распределите признаки, свойственные австралопитеку, синантропу, неандертальцу в нужном порядке в таблице:

Австралопитек

синантроп

неандерталец

   

Ряд признаков:

а) изготовление примитивных орудий труда

б) изготовление более сложных орудий труда

в) умение поддерживать огонь

г) умение добывать огонь

д) объем мозга 1400см куб.

е) объем мозга 650см куб.

ж) целенаправленная (загонная) коллективная охота

з) стихийная охота

и) первые признаки речи

к) прямохождение

л) признаки социальных отношений

м) возникновение социальных отношений

н) использование предметов

(е,к,н; а,в,д,к,и,л; б,г,д,ж,м;)

Урок №12 Самостоятельная работа «Формы естественного отбора»

Цель: сформировать понятие о зависимости результатов естественного отбора от условий внешней среды; составить характеристику форм естественного отбора в свете современных научных представлений.

Результаты естественного отбора

Формы отбора

Когда действует

Результат

Примеры

  1. Движущий

  2. Стабилизирующий

  3. Разрывающий

(дизруптивный)

   

Урок №35 Семинар по теме: «Вид». Устный опрос.

  1. Заслуги К.Линнея.

  2. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

  3. Научные предпосылки создания теории Ч.Дарвина.

  4. Понятие «вид» и история этого понятия в биологии. Критерии вида.

  5. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции.

  6. Микро- и макроэволюция. Генофонд.

  7. Роль мутаций в эволюции. Распространение мутаций

  8. Скрытый резерв наследственной изменчивости

  9. Волны жизни и их значение для эволюции

  10. Изоляция и ее роль в эволюции.

  11. Поток генов и его значение. Дрейф генов как фактор эволюции.

  12. Борьба за существование и ее роль в эволюции.

  13. Характеристика естественного отбора как ведущей движущей силы эволюции.

  14. Примеры приспособленности организмов. Механизм возникновения адаптаций.

  15. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.

  16. Необратимость эволюции.

  17. Ускорение темпов эволюции.

  18. Увеличение видового разнообразия в эволюции

  19. Принципы современной систематики. Современная система органического мира

  20. Определения жизни и их анализ..

  21. Теория А.И. Опарина.

  22. Ароморфозы, произошедшие в органическом мире в архее.

  23. Гипотезы происхождения эукариотической клетки.

  24. Гипотезы происхождения многоклеточности.

  25. Ароморфозы, обеспечившие выход растений на сушу.

  26. Ароморфозы, приведшие к появлению позвоночных животных.

  27. История взглядов на проблему возникновения человека. Современное положение человека в системе органического мира.

  28. Основные черты человека, унаследованные им от животных.

  29. Человек – биосоциальное существо.

  30. Расы, их происхождение и единство. Различия между расами и их адаптивное значение

  31. Сущность и критика расизма и социал-дарвинизма.

  32. Естественный отбор в современном человеческом обществе.

Урок №36 Зачет по теме: «Вид». Контрольная работа.

1 вариант
  1. Найдите гомологичные органы у лошади и слона и объясните их наличие у этих животных.
  2. Назовите самое важное для дальнейшего развития жизни на Земле событие девонского периода. Ответ поясните.
  3. Назовите ароморфные черты рептилий.
  4. Почему популяционные волны являются одной из причин дрейфа генов?
  5. Почему развитие социальных факторов ослабило действие биологических факторов в эволюции предков человека?
2 вариант
  1. Найдите гомологичные органы у утки и курицы и объясните наличие их у этих животных.
  2. Почему дрейф генов может вызвать потерю одних аллелей и закрепление других в популяции?
  3. Назовите идиоадаптационные черты млекопитающих.
  4. Какие наиболее значительные эволюционные события в разных систематических группах растений и животных были следствием появления и широкого распространения цветковых растений?
  5. Какова роль труда в происхождении человека?

Химия

Поурочный контроль по теме: «Углеводороды»

10 класс

урока

Тема урока

Формы и методы контроля

1.

 

2.

 

3.

 

4.

5.

 

6.

7.

 

8.

9.

 

10.

 

11.

 

12.

 

13

 

14.

15.

 

16.

17.

П/р №1 «Качественный анализ органических соединений»

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства.

Химические свойства алканов.

Алкены. Строение, изомерия, номенклатура, получение, физические свойства.

Химические свойства алкенов.

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура, получение, физические свойства.

Химические свойства алкинов.

Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства.

Ароматические углеводороды (арены), их физические свойства и получение. Строение молекулы бензола

Химические свойства бензола. Применение бензола и его гомологов.

Генетическая связь между классами углеводородов.

П/р №2 «Углеводороды»

Обобщение знаний по теме: «Углеводороды»

Контрольная работа №2

 

 

Устные ответы, работа по карточкам

Работа по карточкам

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Тестовая работа

 

 

Проверочная работа

 

Работа по карточкам

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Решение цепочки превращения

 

Программированный опрос

 

Работа по вариантам

 

  1. Практическая работа «Качественный анализ органических соединений»
  2. Тема: «Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь». Устные ответы у доски. Работа по карточкам.
    • Заполните таблицу:
Нефтепродукты
Названия Область применения
  • Почему нефть растекается по поверхности воды, не имеет определённой температуры кипения, не имеет определённого цвета?
  • Что такое крекинг нефтепродуктов? В чем сходство и различие между процессами перегонки и крекинга?
  • Назовите основные продукты сухой перегонки каменного угля. Где они применяются?
  • При каких условиях осуществляется процесс коксования? Какие научные принципы применяются в коксохимическом производстве?
  1. Работа по карточкам по теме: «Алканы»

Карточка №1. Восстановите основные способы получения парафинов

Карточка №2. В двух столбцах приведены формулы алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК. Нужно соединить линией каждую формулу с соответствующим ей названием предельного углеводорода.

 

Карточка №3. Составьте структурные формулы всех изомеров гексана и назовите их.

3. Самостоятельная работа по теме «Алкены, химические свойства»

Осуществите следующие превращения:

СН3 — СН2 — СН3 СН2 Cl — СН2 — СН3 СН2 = СН СН3 СН3 — СНОН СН3

4. Тестовый контроль по теме «Алканы, алкены, алкины»

1. Вещества с общей формулой СnН2n относятся к классу:

а) алканов в) алкенов

б) алкинов

2. Пи-связь между атомами углерода имеется в молекуле:

а) пентана в) циклопентана

б) пропена

3. С раствором перманганата калия и бромной водой реагируют:

а) С3 Н6 и С3 Н7 Cl в) С2 Н6 и С6 Н6

б) С2 Н4 и С2 Н2 г) С2 Н4 Br 2 и С2 Н4

4. Характерным типом химической реакции для веществ, имеющих формулу СnН2n+2, является:

а) гидрирование в) дегидратация

б) замещение г) присоединение

5. Пентен можно отличить от пентана с помощью любого из реактивов:

а) раствор перманганата калия и гидроксид меди (11)

б) оксид серебра и гидроксид меди (11)

в) бромная вода и оксид меди (11)

г) бромная вода и раствор перманганата калия

6. Ацетилен получают одностадийно из:

а) карбида кальция в) карбоната кальция

б) углерода г) гидроксида кальция

7. Реакция Вагнера – это:

а) галогенирование алкенов в) жесткое окисление алкенов

б) окисление алкенов водным раствором KMnO4

г) гидрирование алкенов

8. Гомологом СН3 — СН2 — СН2 – СН = СН2 является:

а) пентен-2 в) гексен-1

б) 2- метилбутен-1 г) 2 метилбутан

9. Тримеризация ацетилена является примером реакции:

а) циклизации в) замещения

б) элиминирования г) ациклизации

10. При взаимодействии пропилена с бромоводородом получается:

а) 1-бромпропан в) 2- бромпропан

б) 1,1-дибромпропан г) 2,2-дибромпропан

5. Проверочная работа по теме «Алкадиены»

Напишите структурные формулы изомеров состава С5Н8

6. Карточки по теме: «Циклоалканы»

1. Назовите по международной номенклатуре углеводороды, формулы которых

⌂ ∆< ¯

2. Напишите структурные формулы циклоалканов: а) 1,1-диэтилциклопентан; б) циклогептан; в)цис 1,2-диэтилциклобутан; г) транс 1,2-диэтилциклобутан

3. Напишите уравнение реакции циклизации 1,4- дибромпентана и 1,3-дибромпропана под действием металлического магния.

7. Самостоятельная работа по теме «Арены»

Вариант 1

1. Постройте формулы соединений: а) 1,3-диметилбензол, б) этилбензол,

в) метилбензол. Какие из этих веществ являются изомерами?

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: а) бензол → бромбензол; б) бензол → циклогексан. Укажите тип реакций, условия их протекания.

Вариант 2

1.Постройте формулы соединений: а) пропилбензол, б) 1,3,5-триметилбензол, в) 1,3-диметилбензол. Какие из этих веществ являются изомерами?

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: а) бензол → нитробензол; б) бензол → оксид углерода (IV). Укажите тип реакций, условия их протекания.

Вариант 3

1. Постройте формулы соединений: а) 1,3-диэтилбензол, б) этилбензол, в) 1-метил-2-пропилбензол. Какие из этих веществ являются изомерами?

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: а) толуол → 2,4,6-тринитротолуол; б) толуол → бензойная кислота. Укажите тип реакций, условия их протекания.

Вариант 4

1. Постройте формулы соединений: а) 1,4-диметилбензол, б) этилбензол,

в) метилбензол. Какие из этих веществ являются изомерами?

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: а) бензол → гексахлорциклогексан; б) бензол → бромбензол. Укажите тип реакций, условия их протекания.

14. Генетическая связь между классами углеводородов

1й вариант. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения

1) СН4 → С2Н2 → С2Н4 → С2Н5Br

2) СН4 → → → С6Н5NO2

2-й вариант. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения

1) С2Н4 → С2Н6 → С2Н5BrC4H10

2) С2Н4 → → → С6Н5Cl

3) этен → …… → бромциклобутан

8. Практическая работа по теме «Углеводороды»

9. Самостоятельная работа. Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

Сведения по углеводородам

 

0,120 нм

СH4

С6H6

С2H6

С2H2

s

0,134 нм

CnH2n+2

CnH2n

CnH2n-6

CnH2n-2

p

0,154 нм

=

=

С2H4

С5H12

109°28′

120°

180°

sp

sp2

sp3

С3H6

С3H8

С3H4

С6H5СH3  

С4H8

С6H14

Изомеры

Гомологи

С4H6

С5H10

С4H10

С7H12

Используя таблицу, укажите:

1) алкены, не имеющие изомеров;

2) общую формулу гомологического ряда алкенов;

3) общую формулу алканов;

4) чем являются по отношению друг к другу вещества ряда этилена;

5) формулу, передающую качественный и количественный состав всех изомеров и гомологов алкенов;

6) название связей в алкинах;

7) тип гибридизации в алкенах;

8) тип гибридизации в алкинах;

9) длину связи в алкинах;

10) общую формулу алкадиенов;

11) валентный угол в молекуле этилена;

12) валентный угол в молекуле ацетилена;

13) вещества, относящиеся к алкинам;

14) вещества, относящиеся к алкадиенам.

10. Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Вариант 1

Задание 1

Для вещества, формула которого СН3-СН-СН-СН3,

| |

СН3СН3

составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6

С6Н52

Задание 3

Массовая доля углерода в углеводороде равна 92,31%, а его относительная плотность по воздуху — 0,897. Выведите его молекулярную формулу.

Вариант 2

Задание 1

Для вещества, формула которого СН3-СН2-С = СН2,

|

СН3

составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н5Вr → С4Н10

Задание 3

Массовая доля углерода в углеводороде равна 82,76%, а его относительная плотность по воздуху — 2. Выведите его молекулярную формулу.

Вариант 3

Задание 1

Для вещества, формула которого СН ≡С-СН-СН3,

|

СН3

составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

С4Н10 → С2Н4 → С2Н4Вr2 → С2Н2.

Задание 3

Массовая доля углерода в углеводороде равна 84,21%, а относительная плотность его паров по воздуху — 3,93. Выведите молекулярную формулу соединения.

Вариант 4

Задание 1

Для циклопентана составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

СН4 → СН3Сl → С2Н6 → С2Н52

Задание 3

Массовая доля углерода в углеводороде равна 84,51%, а относительная плотность его паров по воздуху — 4,9. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

Вариант 5

Задание 1

Для вещества, формула которого СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН = СН2, структурные формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

С2Н6 → С2Н5Сl → С4Н10 → С4Н8 → С4Н8Сl2.

Задание 3

Массовые доли углерода и водорода в углеводороде соответственно равны 92,31% и 7,69%, а относительная плотность по водороду его паров равна 39. Выведите молекулярную формулу углеводорода.