Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы через использование приемов ТРИЗ-технологии




Дополнительные файлы

Составитель: Иванова Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Амурзет»

Мастер-класс

«Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы через использование приемов ТРИЗ-технологии»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –технологии, способствующими активизации познавательной деятельности у учащихся начальных классов.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования элементов ТРИЗ-технологии.

2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии совместно с участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-технологии.

Практическая значимость: ознакомление с элементами ТРИЗ –технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

План проведения мастер-класса:

1. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии

2. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-технологии участниками мастер-класса.

3. Рефлексия

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-технологиях, обсудят возможности их применений в процессе обучения.

Ход проведения мастер-класса:

  1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)

Хочу начать свой мастер-класс «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы через использование приемов ТРИЗ-технологии» со слов Элберта Хаббарта: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя!»

 

2. Постановка проблемы.Презентация педагогического опыта педагога-мастера

В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к учению можно использовать элементы технологии ТРИЗ.

Преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. ТРИЗ является инструментом для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения, позволяет использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.

Использование данной технологии на уроках в начальной школе позволяет решать воспитательные, образовательные и развивающие педагогические задачи.

У учащихся формируется правильное отношение к окружающему миру, положительное отношение к учебному процессу, вырабатываются основы анализа действительности, развивается самостоятельность, уверенность в своих силах, появляется ощущение, что они могут справиться с решением любой задачи.

Данной технологией решается множество развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом; формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность мышления), пространственное мышление, развивается речь, умение анализировать, синтезировать, комбинировать.

Идея создания ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру(15.10.1926 — 24.09.1998) (псевдоним — Генрих Альтов) -ученый, изобретатель, писатель.

Целью использования элементов ТРИЗ-технологии в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой — поисковой активности, стремления к новизне.

Познакомимся с некоторыми элементами ТРИЗ-технологии, которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а научить его творить и фантазировать, что позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Элементы ТРИЗ позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный.

Для создания эмоционального настроя учащихся на уроке эффективно использование приема «Сужение поискового поля».

Прием «Да-нет». Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Использовать можно в разных областях знаний.

Например, ведущим (сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 4.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Это число больше 7? Нет

Это число меньше 7? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Да

Это число 4? Да.

Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.

Ещё примеры. Загадано природное явление (Радуга)

Это бывает зимой? Нет.

Это бывает в теплое время года? Да

Это бывает летом? Да

Это связано с осадками? Да

Это дождь? Нет

Это бывает после дождя? Да

Это радуга? Да

Прием «Морфологический копилка». Универсальный приём, применяется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий. Прием служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления.

Наиболее эффективно копилку собирать за несколько уроков до изучения темы. Слова пишутся маркером на карточках крупными печатными буквами, которые затем вывешиваются для всеобщего ознакомления и проверки на соответствие заданию. Учащиеся проверяют, все ли слова подходят к заданной теме или орфограмме.

Проводится исследование копилки и повторяются изученные орфограммы. Проводятся игровые тренинги: «Мои друзья», «Я беру тебя с собой» или «Расселение».

Игра «Расселение»:

-Вам даны словосочетания, распределите их на группы по какому- то признаку.

Перед бледн… юношей, о багрян… закате, от бережлив… хозяина, для великолепн… фильма, о верн… друге,за воздушн… змеем, в добр… сердце, от ветвист… дерева, перед капустн… полем (по падежам).

Работа с копилками дает хороший учебный результат. Задания на систематизацию слов помогают выделять характерные признаки орфограмм, подбирать проверочные слова, а это прямой путь к грамотному письму. Здесь ситуация «знает правило, но не применяет его при письме», исключается.

Прием «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик частей речи, членов предложений, частей слова, характеристик персонажей.

На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа.

Имя сказочного герояБаба-Яга
Где живет?В лесах, в избушке –на – курьих ножках
Волшебные свойстваКолдовать
Что умеет делать?Летать на метле, летать в ступе, превращать
На кого похож?На старушку
С кем дружит?Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора
В каких сказках встречается??

 

После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна, встречается в сказках других народов похожий персонаж, откуда взялся этот персонаж, может быть, она реально когда-то существовала. Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. Собирая сведения, наш «морфологический ящик» начал пополняться, т.к. ребята стали фиксировать свои наблюдения.

Практическая работа

На уроках математики прием «Морфологическая копилка» помогает решать логические задачи. Например:

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

+

Чернушка

+

Лисичка

+

 

Практическая работа

На уроках русского языка помогает составлять различные копилки слов, например копилка имён существительных, которые употребляются только в единственном или множественном числе.

На уроках ИЗО помогают составить портрет фантастического или несуществующего животного, которого ребята потом рисуют.

Алгоритм сочинения загадок.

Учит сочинять загадки. Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет? И такое задание вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-технологии позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.

Например, придумай загадку о расческе:

На что похоже?Чем отличается?
заборнельзя перелезть
пилане пилит
траване растёт
зубная щёткане чистит зубы

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»

Практическая работа

Пуговица(лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос)

На что похоже?Чем отличается?
обручнельзя крутить
с дырочкамине сыр
очкибез стекол

 

Сочинение загадок, используя признаки предметов

Динозавр

Какой?Что такое же?
огромныйно, не подъемный кран
страшныйно, не приведение
опасный но, не огонь
дикийно, не волк

 

Сочинение загадок и нелепиц, используя действия предметов (Крот)

Что делает?Какой объект делает так же?
роетэкскаватор
выкапываетлопата

 

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

В ТРИЗ-технологии есть приемы сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Сочинение сказок учит детей фантазировать, а фантазия является одним из простейших приемов изобретательства. Этот приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе — прием «Морфологическая копилка»:

ГероиЗлодеиЦели или желанияВолшебные предметыПревращения героевВолшебные места
АлёнушкаБаба-ЯгаВернуть домойШапка-невидимкаВ комара, муху, шмеляСтрана Лжецов
ГулливерКощей БессмертныйДостать живую водуВолшебная палочкаВо льва, мышкуКоролевство Кривых Зеркал
АйболитБармалейНайти волшебный предметЦветик-семицветикКарликаЛилипутия
Красная ШапочкаМачехаВылечить другаСкатерть-самобранкаКозлёночкаИзумрудный город
ЗолушкаЛешийСпасти огниво  Страна Чудес

— на основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.

Практическая работа

 

5. Рефлексия

-Сегодня мы вместе прожили мастер-класс по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы через использование приемов ТРИЗ-технологии». В заключении своего выступления предлагаю вспомнить приёмы ТРИЗ-технологии. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, превращая каждый урок в маленькое открытие

Список использованной литературы:

1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.

2. Щукина Т.И. Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности

3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.

4. Гафитулин,М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: автореф. дис. …канд. пед. наук /М.С.Гафитулин. Челябинск, 1996.

5. Г.Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. канд. дис. / Т.А.Сидорчук. М., 1998.

6.Хоменко, Н.Н. Использование игры «Да — нет» при обучении ТРИЗ: материалы к семинару по ТРИЗ / Н.Н.Хоменко. Мн., 1997.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 4 =