Части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма




Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»

Цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, планы его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания (фронтальная беседа)

  3. Изучение новой темы

Уровни организации организма. Структура тела.

Организм — это определенный биологический комплекс или система, реагиру­ющая как единое целое на различные изменения внешней среды.

Записать: Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

Система эта отно­сительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки — из молекул.

Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов — все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?

 Клетка — структурная и функциональная, генетическая единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения. Клетки «одной специальности» объединяются в группы.

Вспомнить определение ткани. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей.

Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.

 Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани:

  • эпителиальную (покровную) ткань,

  • соединительные,

  • мышечные ткани

  • нервную.

Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее
значение, складываются органы, совместная и координированная работа ко­торых обеспечивает возможность нашего существования.

 Записать: Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.

Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы, выполняющие те или иные функции.  (У детей таблицы без названия органов).

 

Орган

Функция

1.      

Легкие

Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен.

2.      

Сердце

Благодаря этому органу  кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества).

3.      

Желудок

В этом органе начинается переваривание белков пищи.

4.      

Почки

С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена.

5.      

Глаза

Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

6.      

Мочевой пузырь

Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание

 

  Устное задание. Определить контуры органов. (по слайдам презентации)

— Что называют системой органов?

Система органов  называют группу анато­мически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функ­цию.

  Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы, объединены в системы органов.

Выполнение функциональной пробы.

Учащиеся задерживают дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха. Учитель смотрит на секундомер и объявляет время через каждые 5 секунд.

Результаты:

— учащиеся задерживают дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова

— у большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.

Вывод: изменение функции дыхательной системы ведет за собой изменение в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами и системами органов имеется связь.

 

Самостоятельная работа по функциям систем органов. (раздать мини таблицы с системами органов)

 Проверочная работа по рисункам слайдов. Перед вами какая система органов? Каково значение этой системы для организма? например: в пищеварительной системе пища превра­щается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Она состоит из рото­вой полости с ее органами, глотки, пищево­да, желудка, кишечника, печени, поджелу­дочной железы. И т.д.

 

В теле выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например: ОДА (опорно-двигательный аппарат) относят скелетную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.

 

— Выполните устно задание: распределить органы в колонке справа  по соответствующим  системам в колонке слева.

Учащимся дается время  для задания, потом взаимопроверка (самопроверка).

 

Таким образом, организм состоит из   многих систем органов. Все системы органов образует целый организм. В организме они находятся или в грудной или в брюшной полости

 

Внимательно рассмотрите рис.3 и 4 учебника и способом проецирования найдите у себя грудную и брюшную полости и внутренние органы, расположенные в них.

Познакомьтесь с закономерностями, существующими между размерами различных частей тела. Для этого:

  • Убедитесь, что длина ладони приблизительно равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно почти закрыть лицо.

Убедитесь, что длина предплечья примерно равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака(следовательно, узнать, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак, а подобрать нужный размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья);

  • Убедитесь, что длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

  • расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине можно, если растянуть их в разведенных руках);

  1. Закрепление

Сформулируйте основные выводы темы.

  1. Организм — биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

  2. Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани
    — органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.

  3. Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиоло­
    гических функций организма.

  4. Орган — часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая
    определенную функцию.

  5. Функции — реакции организма, направленные на удовлетворение возникших
    в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление
    к ней.

  6. Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.

  7. Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигатель­
    ная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая,
    эндокринная, нервная.

V. Домашнее задание §5. Заполните таблицу в тетради. Таблица. Строение и функции систем органов

    

Название системы  

Органы, из которых она состоит

Функции