Дифференцированный подход в обучении младших школьников




Учитель начальных классов Куничук К.Ю.,  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

Чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии, учебный процесс я строю на основе принципа индивидуального подхода.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся.

В моем классе 20 человек и все они очень разные.

В своей работе я столкнулась с тем, что выбрав определенный уровень и темп работы на уроке, только для определенной части учеников этот темп был нормальным, для других он был слишком быстрый, для третьих – медленный. Предлагая детям одно задание, некоторые ребята справлялись с этим заданием очень быстро, другие значительно медленнее. Один и тот же текст одни дети понимали с первого прочтения и без сложностей отвечали на вопросы, другим детям нужно было повторное чтение текста. А некоторым – нужно было прочитать текст 3-4 раза, чтобы разобраться с предлагаемыми вопросами.

Таким образом, я сделала вывод, что успешность ребенка в обучении, темп овладения материалом, качество знаний и умений зависит от познавательных возможностей и способностей учащихся.

Я поставила перед собой задачу – создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.

На основе личных наблюдений, бесед с родителями я разделила класс на 3 группы:

1 группа — дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.

Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Я использую различные способы дифференциации. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, сложности, объему, трудности. Приведу примеры некоторых из них.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. Такие задания даются чаще всего детям 1 группы.

Ученикам со средним (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обучаемости даются продуктивные (творческие) задания. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

— выполнение задания разными способами

— самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

— самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание

— собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений, текстов на изученное правило;

Например на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе, даю такие задания (по уровню творчества)

1уровень:

Прочитай сказку и подчеркни непонятные слова.

2уровень:

Прочитай сказку и объясни непонятные слова.

3уровень:

Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.

2. Дифференцированные задания по уровню трудности

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

— усложнение материала (например, в задании для 3-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 1-й группы – однозначные);

— выписать из текста существительные – 1 группа,

выписать из текста существительные и обозначить число – 2 группа,

выписать из текста существительные, обозначить число и подчеркни орфограмму «безударная гласная в корне» — 3 группа;

— увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (для 1 группы – даётся задача в 1 действие, или в 2 действия с карточками подсказками (краткая запись, рисунок или к готовому решению написать пояснения), для 2 группы – даётся задача в 2 действия, для 3 группы – даётся задача в 2 действия и составляется выражение или составляются обратные задачи);

— увеличение заданий к тексту

Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, при изучении темы «Безударные гласные» я использовала в работе следующий материал.

1 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в…сна, д…мишко, л…сной, с…оновый, в…дичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).

2 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Алгоритм.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень

Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

Напиши слово, вставь букву.

Обозначь орфограмму.

Б – гун -…, х – дить -…, сл – ды — …, в – да — …, б – да — …, в – лна — ….

3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Прол – тать — …, д – ждливый — …, в – сенний — …, гр – зовой — …, тр – винка — …, стр – ла — …, с – сновый -….         

Дифференцированный подход  использую и при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Результат применения дифференцированного подхода в обучении я вижу в следующем:

— повышается уровень мотивации учения;

— каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;

— сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

— оно позволяет обеспечивать одинаковый темп продвижения обучающихся, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 5 =