ЦЕЛЬ ‒ развитие эмоционального мира детей; устной речи; воображения; артистизма; обогащение словарного запаса.
Ход занятия:
1.Вступление. На доске пословицы:
- Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
- Друг познаётся в беде.
- Берись дружно, не будет грузно.
- Друг спорит, а враг поддакивает.
- С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл и сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня у нас состоится откровенный разговор (урок культуры) на тему «Дружба всего дороже».
Для нас без дружбы счастья нет,
Мы с каждым днём сильней.
Всё звонче стих, всё ярче свет,
Всё шире круг друзей. (Дети читают девиз урока хором).
(Звучит песня о дружбе).
2. Основная часть.
- Дружба… Какое это, ребята, хорошее слово! Как о многом оно говорит. Друг! У меня есть друг. Я всегда все рассказываю ему. Мой дорогой друг. «Кто не дружил, тот не жил», ‒ гласит мудрая заповедь. А как вы объясните значение этого слова?
- В словаре Ожегова мы читаем о дружбе так: «Это близкие отношения на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». А про слово друг мы прочитаем: «Друг ‒ тот, кто связан с кем-нибудь дружбой». Когда говорят «друг», имеют ввиду сторонника, защитника. Вот сегодня мы поговорим о том, кого из вас можно назвать другом, подружкой. О том, как найти друга, есть ли у дружбы свои законы и приметы, основываясь на теме: «Культура общения».
А). Дружба начинается с улыбки , с доброго слова, с простого, приветливого отношения. Сядем в круг и подарим друг другу самую добрую, тёплую улыбки. Скажите друг другу приятные слова.
- Кто хочет рассказать о своём друге? (Рассказы детей).
- Вы рассказали о дружбе с родителями, о дружбе мальчиков и девочек, о дружбе с животными. А теперь прочитаем, как о такой дружбе, о своем друге говорит писатель С.В. Михалков:
- «Дружба начинается с детства. Такая дружба крепнет день ото дня. Должны дружить мальчик с мальчиком, девочка с девочкой, девочка с мальчиком. Когда я учился, я дружил с одной девочкой. Я всегда ее защищал. Это была смелая, честная, справедливая девочка. С ней было дружить одно удовольствие».
Много стихов, рассказов С. Михалков посвятил дружбе . На его стихи созданы песни. Кто-нибудь знает их?
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Б). Кто знает правила дружбы? Существует ряд правил, которые определяют поведение мальчика к девочке и по отношению друг к другу, ведь с мелочей и начинается дружба. Давайте разыграем и обсудим различныеситуации:
- Урок окончен. Вы собираетесь идти домой. Вам по пути с девочками. Ребята, смотрите, не подведите мужскую половину… Одевайтесь.
- Правильно ли поступили мальчики?
Вывод: Когда мы собираемся домой, то мальчики наши тропятся, забывают подать девочкам пальто, уступить место.
В). Расскажите: С кем вы дружите, играете? Почему вам интересно общаться именно с ними? Что вы цените в своем друге?
Г). Объясните пословицу : «Один за всех и все за одного». Вспомните случаи из жизни или дела нашего класса, к которым подходит эта пословица.
Д). Соберите пословицу: хорошим с веселее товарищем удача при, беде в легче. Какие примеры из вашей жизни и из жизни класса подтверждают эту пословицу?
- А теперь разделитесь на группы и, пока звучит музыка, составьте правила дружбы .
- Да, ребята, дружба должна быть правдивой, искренней, открытой. Быть верным дружбе ‒ значит делить с другом не только радость, но и горе. Вспомните песню «Всё мы делим пополам». Давайте споем ее.
Е). Составьте рассказ«Мойдруг»и нарисуйте его портрет (дети выполняют работу под музыку). Прочитайте свои рассказы.
3. Заключительная часть:
- Много хорошего, правильного мы рассказали на занятии. Запомните, ребята, что дружба ‒ это прежде всего вера в человека. Не оставляйте друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту ‒ значит готовить себя к предательству. Если вы видите, что у друга беда, придите к нему на помощь.
И в наше всех людей родство
Я брал бы только тех,
Кто сквозь улыбку, боль и смех
И все для одного!
4. Рефлексия: мои пожелания другу.