Элементы атлетической гимнастики как средство развития скоростно-силовых качеств у школьников на уроках физической культуры


Автор: Владимир Андреевич Невеличко
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель физической культуры


В наше непростое время, как никогда ранее, требуется умение постоять за себя, не спасовать в трагической либо экстремальной ситуации, быть готовым к службе в армии. Стать сильным и ловким, совершенствуя тело и дух, можно путем систематических занятий атлетической гимнастикой. Крепкие и сильные мышцы необходимы человеку еще и для того, чтобы быть здоровым, укрепить сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма.

Быть сильным, иметь красивое мускулистое тело ‒ это важно для каждого человека. Красивый человек легче шагает по жизни. Он больше уверен в себе, и от этого ему многое удается. На мужчину с сильным тренированным телом приятно смотреть, ему хочется подражать, он ‒ словно живая реклама физкультуре и спорту.

Цель моей деятельности на уроках физической культуры ‒ убедить школьников в целесообразности и пользе занятий атлетической гимнастикой, без которой невозможны высокие результаты ни в одном виде спорта.

Уроки с использованием атлетической гимнастики кроме достижения внешних, косметических эффектов, решают ряд насущных проблем:

  • способствуют развитию силы, известно, что у юношей в 13-16 лет происходит активный период развития мышечной массы, а одним из основных показателей, характеризующих физическую подготовку, является именно сила;

  • подготовка юношей к службе в армии не только физически, но и морально (второе условие как раз и достигается совершенствованием мышц тела, развитием силы);

  • воспитание моральных качеств, укрепление дисциплины.

Атлетическая гимнастика ‒ это прежде всего оздоровительная система, функционально воздействующая на сердечно-сосудистую систему, обменные процессы, мускулатуру, нервную систему.

Задача, которая логически вытекает отсюда, другие виды спорта в такой мере не решают: сделать тело красивым. Это единственный вид спорта, в котором можно направленно формировать свое телосложение.

Сама красота прекрасна, но если за ней не стоит здоровье, то это уже пустая красота. Не размер мышц определяет красоту, а их соразмерность.

Вводный комплекс (проводится в 1-й четверти)

Осень ‒ лучшее время для занятий, проведения атлетических тренировок. Именно в осенние дни, в начале учебного года, после летних каникул, когда организм окреп и не ощущает нехватки витаминов, серьезные планомерные тренировки особенно эффективны.

Основную часть обучающихся можно отнести к уровню начинающей атлетической подготовки, поэтому, на мой взгляд, начальная атлетическая подготовка может строиться на базе мезоциклов и микроциклов.

Главное в последовательности этих циклов состоит в том, чтобы обучающиеся смогли увеличивать на последнем витке свою работоспособность. Мышцы в первые месяцы, а иногда и годы, активно и стабильно реагируют на воздействия отягощений. Главное в этот период – постепенность в наращивании нагрузок. Определенный хаос может внести и частое чередование циклов. Поэтому я не меняю избранную методику.

На основании опыта нескольких лет работы в школе я пришел к выводу, что занятия в новом учебном году необходимо начинать с вводного комплекса, рассчитанного на 1,5 месяца.

Цель первого вводного комплекса помочь обучающимся втянуться в работу, приобрести привычку тренироваться.

Начинаем с одного подхода, потом переходим к двум, а затем и к трем подходам. На уроках в 1-й четверти на этот вид физических упражнений вводного комплекса я отвожу 10 минут.

Задания первого, вводного, комплекса состоят из упражнений для мышц брюшного пресса, а также отжимания от пола на руках, от скамейки, от пола – ноги на скамейке, выпрыгивания вверх из положения сидя, прыжки вперед из положения сидя, поднимания на носки, задерживаясь в верхнем положении 2 секунды. Количество повторений дается индивидуально.

Второй комплекс (проводится во 2-й четверти в течение 1,5 месяцев).

Во второй четверти я увеличиваю время на занятия атлетической гимнастикой и уже 15 минут отвожу для работы на спортивных снарядах.

Упражнения на первый взгляд могут показаться простыми, на самом деле они дают приличную нагрузку практически на все группы мышц и подбираются таким образом, чтобы указанное количество повторений давалось с напряжением. Между упражнениями ‒ отдых до одной минуты. Во время тренировки дышать обучающимся необходимо свободно и ритмично:

Упражнения второго комплекса:

  1. Отжимание от пола. (3х10-15)

  2. Подтягивание на перекладине (3x10-12)

  3. Подтягивание, хват обратный (3х1-12)

  4. Отжимание от брусьев (3х10-15)

  5. Подтягивание до касания затылком (3х10-15)

  6. Лазание по канату 6 м. (3х3)

Третий комплекс (проводится в 3-й четверти в течение 2,5 месяцев).

В третьем комплексе, рассчитанном на 2,5 месяца, я в основном использую упражнения на гимнастической стенке. Задания беру из журналов «Физическая культура в школе». Регулярно, каждую неделю, меняю задания, что способствует выработке стойкого интереса обучающихся. Также использую ходьбу в полном приседе в сочетании с прыжками вперед.

Известно, что для спортивных игр, таких как баскетбол и волейбол, одним из необходимых физических качеств является прыгучесть. Используя интегративный характер атлетической гимнастики, для развития скоростно-силового качества я разработал следующие комплексы:

— Прыжки через гимнастические скамейки – длина 8-9 м, далее – спокойная ходьба до 4-5 м.

— Прыжки вперед из полного приседа длина 8-9 м.

В зависимости от возраста обучающихся и их уровня физической подготовленности количество подходов доводится до 4-5.

В рамках третьего комплекса периодически провожу 10-минутную круговую тренировку, в которую включаю задания по «станциям» (количество «станций» зависит от количества обучающихся в классе):

  • 1 «станция». Отжимание в упоре лежа.

  • 2 «станция». Приседание с набивным мячом за головой.

  • 3 «станция». Выпрыгивание из положения сидя вверх с набивным мячом за головой.

  • 4 «станция». Подъем туловища из положения лежа.

  • 5 «станция». Подъем ног из положения лежа до прямого угла.

  • 6 «станция». Велотренажер.

  • 7 «станция». Стэптренажер.

  • 8 «станция». Жим гантелей вверх стоя.

Обучающиеся работают на «станции» в течение 10-15 секунд, затем выполняют переход на следующую «станцию» по часовой стрелке. Такой метод учитывает возрастные особенности обучающихся и отвечает их динамическим потребностям и запросам в разнообразии форм и видов деятельности, но основная его функция заключается в том, что он позволяет решить задачу дальнейшего продвижения физического развития учеников.

Повышению эффективности атлетических тренировок и активизации процессов восстановления способствует рациональное распределение нагрузок в различных по длительности тренировочных циклах.

Тренировки основаны на взаимоотношении процессов утомления и восстановления, иными словами, я организую занятия по принципу чередования более и менее высоких нагрузок и отдыха. Часть занятий в микроцикле выполняет «ряд основной нагрузочной фазы», тогда как другие проводятся в облегченном варианте. Положительный эффект тренировок достигается в том случае, когда после одного или нескольких микроциклов, каждый из которых усугубляет вызванное предыдущим утомление, следует относительно разгрузочный, позволяющий восстановить функциональные возможности организма и обеспечить эффективное протекание адаптационных процессов. Итак, элементы занятия подбираю таким образом, чтобы нагрузки носили волнообразный характер.

В 2011/2012, 2012/2013 учебных годах моя основная учебная работа по атлетической гимнастике выполнялась в основном 1-4 классах начальной школы. Для работы с этой возрастной группой я разработал комплекс элементов атлетической гимнастики с учетом физиологических особенностей организма младших школьников и успешно использую его на всех своих уроках. Он также основан на принципе волнообразной нагрузки и включает в себя чередование приседаний и выпрыгиваний из положения сидя вверх:

1. Приседание – 10 раз.

2. Выпрыгивание – 10 раз.

Эти упражнения даются без отдыха.

Когда обучающиеся освоят свободное выполнение этих заданий, они переходят к выполнению этих упражнений в трех подходах без отдыха.

После завершения комплекса обязательно даю упражнения на растягивание.

Сопоставление результатов сдачи контрольных нормативов в начале и конце учебного года позволяет сделать вывод, что выполнение обучающимися 10-минутных комплексов атлетической направленности в течение года помогает улучшить результат в таких упражнениях как

— прыжок в длину с места;

— подтягивание в висе;

— подъем туловища из положения лежа на количество раз за одну минуту;

— отжимание в упоре лежа.

В 2012 – 2013 учебном году при сдаче нормативов в 11 классах юноши выполнял:

— прыжок в длину с места

— от 190 до 270 см (норма – 90-240 см)

— подтягивание в висе

— от 7 до 20 раз (норма – 7-12 раз)

— подъем туловища из положения лежа

— от 40 до 70 раз (норма – 40-50 раз)

— отжимание в упоре лежа

— от 40 до 70 раз (норма – 32-42 раз).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + пять =