Этапы развития навыков чтения


Автор: Людмила Николаевна Мухамадеева
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Аур
Должность:


I этап. Развитие речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика

1. Чтение стечения согласных, различного рода сочетаний гласных с согласными, согласных и гласных

а, о, у, ы, и, э
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о
аоуэ, аиуоэ
з-с-ж, ш-ж-с
же, че, ща, жа
жра, збу, спо

2. Упражнения на отработку дикции.

Читай беззвучно, активно артикулируя.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого

Упражнения на определение лишних букв, слогов, слов:

а, и, в, о, э, ы
ка, ра, лы, са, ма
речка,река, ручей, ручка, ручеек
книга, линейка, птица, ручка

Какие слова спрятались?

РО РУ РЫ РЭ
БО БУ БЫ БЭ
ЧИ ТА ЕМ ЧЕ
ВО ВУ ВЫ ВЭ
ХО РО ШО ХЭ
ЖО ЖУ ЖО ЖЭ
ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ

III этап. Расширение оперативного поля чтения

1. Упражнение «Фотоглаз».

На доске напечатаны столбики слов из 4-6 букв, которые показываются по одному. Дети читают слова молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. Названное учителем слово может и отсутствовать.

2. Чтение слогов по треугольнику. Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги и слова:

м *о м у м ы м и
во*да оч ки му ха мы ло

IV этап. Развитие смысловой догадки

Антиципация частей знакомых поговорок:

Скучен день до вечера …
Делу время ‒ …

V этап. Овладение пониманием значения слов,

сближение восприятия и понимания текстов

Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

Путем перестановки букв составь слово:

уклбо, сноас, упкс.

Составь текст (перестановка предложений).

VI этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя

Для развития скорости и гибкости чтения используется упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.

Упражнение «Финиш». Учитель показывает текст (по учебнику) или раздаёт карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов, до которого(ых) дети должны будут как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руки. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывают ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Многократное чтение.

Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:

  • 1-й раз – медленное чтение (аудио) учителем, четкое проговаривание слогов;
  • 2-й раз – повторное прочтение без учителя;
  • 3-й раз – плавное слитное чтение слов;
  • 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
  • 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;
  • 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз.

Режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитывает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул. Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + пятнадцать =