Февральская революция 1917 г., её историческое значение..




Дополнительные файлы

Автор: Татьяна Николаевна Сурина, учитель истории и обществознания, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №10 п.Волочаевка»

Класс:11

Тема урока: Февральская революция 1917 г., её историческое значение..

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок- исследование.

Цель:

сформировать представление о Февральской революции как ключевом событии XX века выяснить причины падения монархии.

Задачи:

  • Объяснить причины и сущность событий февраля 1917 года;
  • Развивать исследовательские навыки учащихся при работе с различными источниками информации;
  • Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности при решении познавательных задач;
  • Воспитывать стремление осознанно воспринимать прошлое на основе анализа исторических событий и документов.

Планируемые результаты:

  • Личностные
  • а )осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; б)способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • в) сформированность познавательных интересов, направленных на изучение социальных явлений, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в обществе.
  • Познавательные
  • а) развитие умений работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы, устанавливать причинно- следственные связи);
  • Регулятивные
  • а) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • б) умение выполнять учебное действие в соответствии с планом, алгоритмом
  • Коммуникативные
  • а) готовность к сотрудничеству с учителем, одноклассниками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; б) умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение.
  • Предметные
  • а) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Февральской революции;
  • б) изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
  • в) овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества;
  • г) различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); д) соотносить единичные исторические факты и общие явления

Оборудование: презентация «Февральская революция»,( приложение №1 ) документы по данной теме ( приложения №№2-5)

Технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность,работа в парах, ИКТ- технологии

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация( самоопределение к учебной деятельности)-2 минуты.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Слайд №1. презентации с эпиграфом

«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.»

Лермонтов М.Ю.

Вопросы учителя : 1.как вы понимаете смысл строчек стихотворения М.Ю.Лермонтова?

2.О каком историческом периоде нашей страны идет речь?

Решают проблемную задачу, высказывают свое мнение

Высказывают предположение.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии-2 мин.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к выдвижению учебных задач и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока, определить учебные задачи.

Конкретизирует тему урока, постановку учебных задач.

Спрашивает алгоритм изучения( описания революции)

Определяют тему урока, учебные задачи, записывают тему урока в тетрадь.

Слайд №2 тема урока, дата революции

Записывают дату революции

3.Выявление места и причины затруднений.- 7 минут.

Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проблемный вопрос

Слайд №3 «Незадолго до революции солдаты Первой мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
Слайд №4.

«Никто заранее не намечал путей переворота; никто не задавал по заводам и казармам вопроса о революции; никто сверху не призывал к восстанию», — пишет современник тех событий Лев Троцкий. Но «стихийно» не означает «случайно»

Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Обсудите и сформулируйте причины февральской революции, сопоставив первую русскую революцию и февральскую.

Уточняет ответы уч-ся, выходят на причины февральской революции

Учитель делает вывод, «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».

Задание : Исходя из причин революции, определите задачи революции .(3 минут)

  • Слайд№ 6 : причины революции – задачи революции.

Сравнить с образцом

Уч-ся выдвигают гипотезу : почему в феврале так быстро было свергнуто самодержавие.

Слайд №5.причины революции.

Записывают в тетрадь причины революции

1.продовольственные трудности (очереди за хлебом в Петербурге);

2.продолжение войны (устали от войны, рассчитывали на скорую победу, истощение ресурсов, выгодно монополистам);

3.революционные настроения в армии (большевики -лозунг поражения своего правительства в войне, братание);

4.усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);

5.нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума, разногласия в партиях по земельному вопросу);

6.тяжелое положение рабочих; (увольнение рабочих с Путиловского завода);

7.неудачи в Первой мировой войне (неудачи в кампании 1916 года)

Называют задачи революции

Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

  • Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

  • Свержение самодержавия и установление республики.

  • Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.

  • Прекращение войны и заключение мира.

  • Ликвидация экономической разрухи.

4. Построение проекта выхода из затруднения , реализация построенного проекта-15 мин.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение

Цель: выявить отношение уч-ся к событиям февраля 1917 г

Учитель предлагает уч-ся выстроить хронологию событий, заполнить таблицу

Дата

событие

23 февраля

Забастовка на Путиловском заводе,бастовали 1/3 часть рабочих Петрограда( экономические требования)

25 февраля

Всеобщий характер забастовки: бастовали 80% рабочего класса, политические требования

27 февраля

Солдаты переходят на сторону восставших, о создается Временный комитет Гос Думы, Петроградский Совет рабочих депутатов.

2 марта

Отречение Николая 2 от престола, создание Временного правительства.

Предлагает уч-ся обсудить события , работая с документами. 10минут

Задайте самостоятельно вопрос к документу 1 послание императрицы Александры Федоровны.( действительно все зависело от погоды?)

Вопрос к документу 2 : Объективной была оценка создавшейся ситуации( телеграмма министра Протопопова)

Документ 3.Какие задачи стояли пред Гос. Думой? Временным комитетом Госдумы?( НОРМАЛИЗОВАТЬ ОБСТАНОВКУ В СТРАНЕ)

Учитель : с целью наведения порядка в стране и стабилизации в обществе в ночь с 27 на 28 февраля в стране создаются два органа :Временный комитет Государственной думы и Петроградский Совет рабочих депутатов ( председатель Чхеидзе).

Дает задание работать с документом 4.

Проанализировать Приказ №1 Петроградского Совета, поставьте вопрос к документу( Какие главные задачи были определены Советом и почему?)- КОНТРОЛЬ НАД ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ, с целью недопущения новых беспорядков. Т.О. армия полностью переходит под контроль Советов.

Анализ документа 5 .разговор командующего армиями с председателем Госдумы Родзянко. Какова основная идея данного документа?( ДИНАСТИЧЕСКИЙ КРИЗИС)

Вопрос: какой вывод можно сделать о сложившейся обстановке в стране ???( династический кризис. Следствием чего стало :

  1. отречение царя от престола.

  2. Создание ВП

ВЫВОД: т.о. в стране сложилось двоевластие.

Заполняют самостоятельно таблицу, работая с учебниками п.10 «По пути к демократии»( стр 71-72)

Слайд №7Хронология событий февральской революции( схема таблицы)

Слайд №8. Сравните с эталоном.

Работают с документами №1-3

Анализ документа «Телеграмма председателя Госдумы Родзянко)

СТР.72 УЧЕБНИК

В стране революция, династический кризис, требования к царю отречение от престола, создание Временного правительства.

5. Первичное закрепление-3 мин.

Цель :

Показать значение событий для реализации задач революции.

Анализ состава Временного правительства. Работа с учебником, стр. 73

Итог: в стране сложилось двоевластие. Какими органами оно было представлено?

Ответ : Петроградский Совет ( контроль за действиями ВП) и ВП

 

Задание : документ 6. Назовите мероприятия ВП, направленные на решение задач февральской революции.

Устная работа.

   
 

Итоговый вопрос: какой характер носила революция? Почему?

Историческое значение февральской революции?

Слайд №9

Учитель: И чтобы ярче почувствовать этот момент, урок можно закончить словами И.В.Бердяева, русского философа, : “Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Учитель : выскажите своё мнение

революция носила буржуазно-демократический характер, так как решала задачи буржуазной революции, а ее движущими силами были рабочий класс, крестьянство, буржуазия и армия.

Крушение Российской империи.

Высказывают свое отношение к словам И.В.Бердяева.

6.Включение новых знаний в систему знаний-5 мин.

Цель этапа: проверить достижение предметных результатов, подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий и новых знаний в систему знаний

Выполнить тест, приложение №5

Выполняют тест

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке-2 мин.

СЛАЙД 10

1.Сегодня на уроке я понял, что……

2. У меня были трудности или не было трудностей при выполнении заданий…

3.Где могут пригодиться полученные знания и умения?

 
 

8. Домашнее задание п.10 , сравнить первую русскую революцию и февральскую революцию

 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − шесть =