Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте


Автор: Татьяна Валентиновна Баранова
Место работы: МБОУ "НОШ № 14" г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


Обучение письму – весьма важный раздел методики обучения грамоте, связанный с первоначальным овладением письмом. Становление каллиграфического и графического навыка учащихся взаимообусловлено, поэтому каллиграфические умения рассматриваются как составляющие графического навыка письма. Ребенок должен научиться писать не только чётко и довольно быстро, но и грамотно.

Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем всё больше и больше убеждается в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы всё больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом.

Много споров о почерке было на всех этапах развития методики обучения грамоте. Одни считают, что хороший почерк – это немаловажное условие, другие же отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк – это характер, и поэтому сформировать его невозможно.

По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, орфографическая грамотность. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Федосова Н.А.).

Для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму, необходимо знать процесс письма на разных этапах его формирования, влияние формирования навыка письма на развитие ребенка, его возрастные особенности и состояние здоровья.

Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается.

Особенности формирования графического навыка у детей младшего школьного возраста

Процесс обучения письму очень сложный и длительный, пожалуй, один из самых проблемных в первом классе. С первых же уроков дети сталкиваются с трудностью, неудачей, которая очень их ранит и в последующем приносит много неприятностей. Нередко от того, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать, затрудняющие учебный процесс и процесс формирования личности.

Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.

Если говорить о своеобразии почерка, то следует отметить, что оно определяется следующими признаками:

  1. специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заострённостью;
  2. растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами;
  3. отрывным или безотрывным письмом;
  4. письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном;
  5. ритмичным повтором элементов или их аритмичностью;
  6. нажимом, крупным или мелким письмом;
  7. ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.

Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Для меня важно четко придерживаться последовательности обучения первоначальному письму. На первом этапе формирования графического навыка моя задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма; на третьем – писать буквы; на четвёртом – целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся. На первых уроках письма наблюдаются значительные недостатки, связанные с посадкой, умением держать ручку. Поэтому в этот период я значительное внимание уделяю предупреждению тех недостатков, которые довольно часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

  • за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;
  • пишут буквально «носом»;
  • левое плечо выдвинуто вперёд и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову;
  • правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу;
  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу;
  • вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается у них в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил, становясь привычным, причиняет серьёзный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника. При чрезмерном сгибании корпуса сдавливается грудная клетка и брюшная полость, затрудняется дыхание и кровообращение. На практике, в силу привычки, такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости. Одновременно, вследствие перемещения центра тяжести корпуса вперёд, излишне напрягаются мышцы туловища. Это вызывает напрасную трату энергии и быстрое утомление во время письма. При слишком низком наклоне головы в затылочной области затрудняется кровообращение, вызывая тем самым прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и развивает близорукость.

Опыт показывает, как важно в первоначальный период уделять значительное внимание гигиеническим и техническим правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья ученика. Однако учителя, если и обращают на это внимание, то не доводят начатое до конца. А выработка гигиенических и технических правил — процесс не однодневный. Например, для соблюдения параллельности в написании букв огромное значение имеет как посадка, так и положение головы. При смене положения головы (наклона влево, вправо) меняется угол зрения, а, следовательно, последующая линия обязательно сменит нужное направление.

Очень важна для возникновения положительного отношения к письму результативность самых первых упражнений. Успешно справившись с решением самых первых письменных задач, ученик справедливо гордится своими маленькими успехами. В них он видит большие достижения, в результате которых он начинает доверять своим силам, с готовностью принимается за решение задач более сложных, чтобы добиться ещё больших успехов. В результате этого развивается внимательное отношение ученика к указаниям учителя, бережное отношение к тетради и к письменным принадлежностям и тщательное выполнение письменных работ. Наоборот, неудачное выполнение письменных упражнений в начале обучения часто переживается учеником как доказательство непосильности для него предлагаемых заданий. Ученик начинает сомневаться в возможности успешного выполнения полученных заданий. Считая их очень трудными, он принимается за выполнение их неохотно, порой с жалобами, что он ничего не умеет и у него ничего не получается, что он и не знает, что и как надо делать. Очень плохо, если неудачи продолжаются длительно, ученик привыкает к недостаткам своего письма и начинает относиться к ним равнодушно. Поэтому ответственейшая моя задача в букварный период заключается в том, чтобы с первых же дней учения обеспечить успешное выполнение письменных упражнений всеми учениками и воспитать на этой основе у всех детей правильное отношение к этим упражнениям.

Процесс овладения навыком письма ещё сложен и тем, то у 6–7летних детей слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто слышно: «Болит рука, рука устала», а значит и трудно будет первое время при письме. Письмо очень трудный и сложный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений, чрезмерно низка выносливость к статическим нагрузкам, которые являются непременными составляющими письма.

Понимая, что способности поддержания внимания к отвлечённым, абстрактным вещам формируются у ребёнка только к 9–10 годам, на уроках обязательно создаю ситуацию, социально значимую для ребенка. Простейший вариант – похвала за старание, удивление, что всё сделал так замечательно. Успехи ученика зависят от педагогического мастерства и фантазии учителя.

При формировании графического навыка необходимым условием является анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.

Первокласснику (да и вообще ученику начальных классов) трудно увидеть свои ошибки, если учитель не проводит соответствующую работу. Как правило, результат есть там, где проводится графическая правка непосредственно в тетради ученика, в прописи.

Виды графических ошибок:

  1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.
  2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.
  3. Очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.
  4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т. е. не держат линейность при письме.
  5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).
  6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
  7. Имеет место «заборность», угловатость письма.
  8. Не соблюдают связность букв при письме.
  9. Полная неразборчивость почерка («каша»).

Учитывая данную классификацию, я, оценив работы своих учеников по предложенным критериям, определяю, какой вид ошибок превалирует у моих учеников, и провожу надлежащую работу по их устранению.

В формировании графического навыка предусматриваю не только работу с детьми, но и работу с родителями. Именно родители наших учеников при правильной организации их деятельности стали моими помощниками. Вместе с ними мы выстраиваем отношения в треугольнике учитель–ученик–родитель. Родители обучающихся – помощники учителя. Только вместе, в содружестве и понимании, согласованности действий добиваюсь значительного успеха.

Методические подходы к формированию каллиграфического навыка

Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма, которые я использую в своей работе.

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся «Письмо с секретом» или «Письмо с открытыми правилами» Веры Алексеевны Илюхиной очень эффективна.

Каждый урок в прописи разбит на две части. Первая часть – инвариантную – рассчитываю на детей с низким уровнем готовности к школе. Вариативную часть использую в работе с учащимися, которые имеют более высокий уровень готовности, заменив некоторые задания в инвариантной части или дополнив её.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А. Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует «овал». Автором методики было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

В системе формирования каллиграфического навыка «Письмо с секретом» В.А. Илюхина выделила основные элементы письма:

  •  прямая наклонная линия вниз,
  • 1/2 наклонной линии вниз,
  • 1/3 наклонной линии вниз,
  • «качалочка» (плавное закруглённое касание строки),
  • «крючок до середины»,
  • «секрет»,
  • «закрыть секрет»,
  • «рельсы».

На опыте убедилась, что упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. При обучении соблюдаю строгий размер в движении – вот и вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание, усидчивость, тренирует память. Все элементы пишутся без отрыва руки от тетради.

Буквой-королевой по методике В.А. Илюхиной является строчная буква «и», ведь элементы этой буквы встречаются при написании всех остальных букв алфавита.

Каждый урок начинается с изучения новой буквы. Работа в прописях направлена на развитие самостоятельности у ученика. На уроке ребенок сам проговаривает то, как он пишет тот или иной элемент буквы. Например: «Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной линии вниз, поднимаемся по наклонной линии до середины, выполняем поворот на месте, уходим вправо, немного вверх и на 1/3 выписываем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины» (рис. 1).

Рис.1. Изучение новой буквы

При ознакомлении с новой буквой стремлюсь к тому, чтобы мои ученики как можно меньше получали информации в готовом виде. Для этого с самых первых уроков необходимо ставлю детей в ситуацию исследователей, именно поэтому методика и называется «Письмо с открытыми правилами». Ученики сравнивают зрительный письменный образ буквы с уже изученными ранее, находят в них элементы, повторяющиеся в изучаемой букве. Вспомнив их алгоритм, дети воссоздают алгоритм вновь изучаемой буквы.

Необходимо помнить, что на всем протяжении ознакомления с новыми буквами очень важное значение имеет приписывание буквы в воздухе по заданной строке, линиями строки могут быть верхний и нижний края доски. Также в индивидуальной работе вместе с ребенком вожу по тетради рукой ученика, взятой в его руку. Одновременно использую письмо букв на большом листе, постепенно сворачивая его пополам, тем самым уменьшая образец написания. Использую письмо на индивидуальной доске мокрой тряпочкой, намотанной на указательный палец пишущей руки.

В прописях предусмотрена работа по развитию орфографической зоркости. Детям предлагаю сравнить несколько букв, найти одинаковые элементы. Дети отмечают места соединения букв в слове, учатся дописывать в буквах недостающие элементы. Также представлены задания, в которых детям нужно собрать из заданных элементов разные буквы. В прописях дети отрабатывают наклон букв благодаря наличию косых линий. Дети учатся правильным приемам соединения букв в словах, прописывают связки букв. В прописях использую письменные графические диктанты. На уроке диктую детям написание буквы по отдельным элементам, школьники записывают элементы букв, затем анализируют написанные элементы и составляют из них букву.

Используя диагностические листы, предусмотренные в прописях, совместно с ребенком устанавливаем написание какой буквы получается плохо, а далее отрабатываем индивидуально написание букв, соединений, слов. Такая работа помогает устранению появившихся в письме недостатков.

Авторская технология «Письмо с открытыми правилами» способствует развитию памяти, внимания, логического мышления, развивают письменную и устную речь учащихся, создают положительную мотивацию учения. Дети быстрее и качественнее усваивают материал, испытывают меньшие трудности при переходе на широкую разлиновку, лучше слышат и понимают учителя, лучше мыслят, активнее включаются в деятельность. Процесс обучения письму, обычно для детей изнуряющий и утомительный, превратился в увлекательный и развивающий.

Методика В.А. Илюхиной позволяет мне исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Также я рассмотрела технологию обучения письму Евгении Николаевны Потаповой. Е.Н. Потапова решает проблему каллиграфического письма в начальной школе, привнося элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно.

Первый этап обучения письму – развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами). Целью таких занятий является вырабатывание умения правильного написания, движения руки слева направо, сверху вниз. Благодаря таким упражнениям развивается глазомер, мелкая мускулатура пальцев и кисти рук.

На данном этапе провожу следующие игры, представленные в данной методике:

  1. «Вот какой у нас арбуз».
  2. «Мои умные руки».
  3. Гимнастика для рук с ребристыми карандашами, с грецкими орехами, с шариками.
  4. «Мы музыканты».
  5. «Цветок распустился».
  6. «Коза дереза» и т.д.
  7. Работа с линейками — трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных)
  8. Письмо мокрой кисточкой на доске, в воздухе, под счёт с комментированием.
  9. Рисование, соединённое со штриховкой.
  10. «Я самый меткий»

Ребенок должен проводит линии карандашом, точно попадая в «мишени» (руку не отрывать).

  • Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  • Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
  • Попади мячом в баскетбольную корзину.
  • Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
  • Найди выход из пещеры.
  • Проследи путь бабочки.

Штриховать дети начинают с первого урока. Постепенно первоклассника начинает увлекать штриховка, раскраска, обведение трафаретов (шаблонов).

Перед выполнением заданий настраиваю детей на нужную волну, убеждаю что он всё ребенок умеет и знает.

Предлагаю рассмотреть некоторые упражнения.

Упражнение «Ёжик» (рисование, соединённое со штриховкой) используется на уроках математики. (рис. 2)

Рис. 2. Ёжик.

– Послушайте и отгадайте, кто это?
Ночью ходит, днём он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живёт в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну конечно, это… (ёж).

  • Ёжик гуляет по лесу. Поставим карандаш от середины клетки на две точки выше, ведём в угол клетки, затем плавно переходим на рисование шляпки гриба на две клетки. Рисуем глаз, иголки.
  • Теперь нарисуйте ёжиков через клетку до полей. Чей ёжик быстрее добежал до финиша?
  • Посчитайте, сколько ёжиков получилось.

Упражнение «Светофор» (работа с линейками – трафаретами) используется на уроках письма (рис. 3).

– Отгадайте загадку:
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу. (Светофор)

  • Какие три цвета у светофора?
  • Что они обозначают?
  • Кто ещё регулирует движение, если нет светофора?
  • Из каких фигур можно построить светофор, постового, пешехода?
  • Закрасьте цветными карандашами светофор.
  • Какие виды штриховки используем при работе с фигурами постового и пешехода?
Рис. 3. Светофор

Второй этап обучения письму – развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Кроме развития тактильной памяти важно развивать зрительную и слуховую память. Их не надо оставлять без внимания: у детей развивается чувство языка и орфографическая зоркость. Особенно большое значение отдаётся зрительной памяти. Объём памяти должен постоянно увеличиваться. Создается «плацдарм» для дальнейшего успешного изучения курса русского языка. Дети должны запомнить правильное написание букв.

Начинается работа в том направлении.

Виды упражнений, которые я использую:

  • Предметные картинки. Запомнить и нарисовать такие же, написать столько элементов, сколько показано, написать слова, какие написаны учителем.
  • Написать слоги, дописать слова.
  • Написать буквы в том порядке, в каком они написаны мной.

Из бархатной или светлой наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика вырезаю заглавные и строчные буквы, наклеиваю на картон или бумагу размером 10/10. При изучении буквы, дети обводят букву на уроке. Трогая, обводя подушечкой указательного пальца увеличенные буквы (учитель контролирует правильность движения руки), ученик запоминает не только букву, но и, неосознанно конечно, уже пишет ее. Такие упражнения помогают быстрее запомнить двигательный образ буквы.

С точки зрения Е.Н. Потаповой, развитие тактильной памяти – основа при овладении письмом. Процесс развития тактильной памяти происходит следующим образом: от кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, далее идёт обратный импульс – как правильно написать букву.

На втором этапе продолжаю работу над развитием мускульной памяти, развитием тактильной памяти. Ввожу новые виды штриховки, провожу минутки чистописания, письмо элементов букв под счёт, ощупывание букв на заранее изготовленных карточках. Выполнение таких упражнений помогает улучшить написание трудных элементов букв, особенно с закруглениями и написанием петель, а также способствует видению рабочих строк. Увлекательность процесса развивает у ученика интерес к письму.

Показателем обученности считается безошибочное обведение буквы с учётом последовательного написания всех ее элементов.

На данном этапе провожу следующие игры:

  1. «Найди такую же игрушку» (Ребенку необходимо на ощупь найти одинаковых утят, котят и др.)
  2. «Отгадай буковку» (На ладошке ребенка написать тупым концом карандаша букву. Ребенок называет)
  3. «Наведи порядок» (Разложить по тарелочкам горох, фасоль, орешки)
  4. «Найди шершавый (гладкий) предмет».

Третий этап обучения письму – закрепление знаний, умений, навыков с помощью вкладыша букв и карточками — кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

Чтобы вызвать интерес к письму у детей, стараюсь предельно разнообразить свою работу. Для этого подбираю различные рисунки по темам (транспорт, животных, растения и т.д.). При рисовании, раскрашивании, штриховке дети, как правило, испытывают удовлетворение, возможность самовыражения и радость от полученного результата.

Проявление творческого подхода (подбор цвета, правильная постановка точек, проведение линий и т.д.) ученика находит поддержку в виде устной похвалы, поощрения в процессе игры, соревнований и конкурсов между учащимися (приклеивание кружочков, бонусов, печатание мордашек, выражающих различное настроение – радость, задумчивость, грусть и т. д.). Дети с радостью принимают условия игры, выражают активную заинтересованность.

На третьем этапе использую приём калькирования на плотной полиэтиленовой плёнке букв, соединений и слов. Дети обводят строчку букв, а две – три буквы пишут самостоятельно. Ребятам очень нравится такой вид работы, т.к. буквы получаются чёткие, аккуратные.

Продолжается штриховка, вводится письмо в воздухе с устным проговариванием, мокрой кисточкой на доске, письмо с комментированным управлением. Детям нравится такое разнообразие упражнений, часто они сами предлагают тот или иной вид работы, от желающих показать или прокомментировать «как учитель» в таких случаях нет недостатка. Также использую упражнения, нацеленные на развитие свободных плавных движений руки в разных направлениях. Например, как на Рис. 4:

Рис. 4. Отработка плавных движений

На каждом уроке провожу гимнастику для рук. Физкультурные минутки помогают снять усталость, настроить детей на творчество, подготовить мелкую мускулатуру рук к работе.

Для укрепления и развития руки и координации движений включаются в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берёт начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов (буквы можно лепить из пластилина, теста, выкладывать с помощью шнурка, мозаики, крупы, палочек, спичек, карандашей, изображать пальцами), образное изображение букв (г – видим в мачте флага, о – в бублике или очках и т. д.)

Приведу примеры таких упражнений:

1) Нахождение «спрятавшихся букв»: нужно определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой из фигур

2) «Превращение буквы»: нужно из одной буквы получить другую, при этом можно убрать (добавить или изменить) только один элемент.

Ы — Ь – Ъ – Б – В – З

Т – Г – П – Н – И

Ж – Х – К

А – Д – Л – М

3) «Правильно – неправильно»: взрослый пишет на листе буквы правильно и неправильно, а ребенок должен отыскать только правильно написанные буквы (обвести их или подчеркнуть).

4) Сравнение написания букв.

– А что общего и чем отличаются буквы б – д (п-т)?

Задания, во время которых ученики обводят рисунок по контуру, заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.

Работа по изучению начертательной техники буквы провожу в несколько этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и направление письма (точки, черточки, стрелочки).

Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие – «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.

Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)

По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение, еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные), расположенных рядом.

Е.Н. Потапова пишет, что «работа над каллиграфией помогает усвоению грамотного письма: аккуратно, чётко написанные буквы лучше осознаются школьниками, лучше воспринимаются и запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам, привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания».

Следует учитывать, что обучение письму детей-левшей будет строиться довольно сложно из-за недостаточного развития мышц пальцев руки и координации движения, поэтому таким детям следует предлагать дополнительные упражнения, которые помогут им потренироваться в правильном написании, с точки зрения конфигурации букв.

По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.

Применяя в работе опыт Е.Н. Потаповой, можно сделать вывод, что такое обучение действительно дает положительный педагогический эффект и моральное удовлетворение как для педагога, так и для учащихся. Делает обучение младших школьников педагогически эффективным, физиологически безопасным и безболезненным.

Методика В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» как бы поднимает методику Е.Н. Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) приём (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина (автор Марьяна Михайловна Безруких) основано на приёме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться чёткости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный приём предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Элементы этой методики имели место в моей практике.

Обучение тактированному письму происходит в три этапа.

На первом этапе включала выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счёт заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).

На третьем этапе включала следующие упражнения: обводку через прозрачную кальку под счет предложений, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работ с учащимися начальной школы. Эта методика полезна на самых ранних этапах обучения письму, в дальнейшем от данной методики можно отказаться, поскольку у детей будет сформирован зрительный образ буквы (Рис. 5).

Рис. 5. Формирование зрительного образа

 

Рассматривая вариативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Нелли Георгиевны Агарковой .

Предлагаемая методика представляет собой новую универсальную развивающую систему обучения первоначальному письму и формирования у ребенка элементарного графического навыка. Она может быть использована к любому букварю и азбуке, так как в учебных пособиях по письму изменяется лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в соответствии с порядком усвоения звуков – фонем по чтению. Содержание самой системы остается относительно постоянной.

Для меня важно было руководствоваться при обучении письму и формированию каллиграфического навыка Н.Г. Агарковой системой принципов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и соединений на бумаге.

  1. Принцип поэлементного изучения.
  2. Одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов.
  3. Принцип логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что ребёнок должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Поэтому у ученика формируется зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это основа для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего, круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить основу к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы. Это достигается посредством развития двигательных и зрительных навыков (рис. 6). Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

Рис. 6

В прописях Н.Г. Агарковой широко используется иллюстративный материал, где ребенку предлагается среди картинок найти элементы букв и прописать их. Представлено большое количество упражнений на отработку величины букв (прописывание заглавной, «средней» по размеру буквы, строчной). На уроках используются разрезные элементы букв, из которых можно собрать изучаемую букву. Ведется работа со схемами предложений. Используется прием письма букв под счёт. Ведется работа над звукобуквенным составом слова, что позволит школьнику избежать ошибок в написании слов.

Интересные для моей практической деятельности стали методические подходы представленные в прописях «Хочу хорошо писать!» к «Букварю», авторы Н.С Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик.

Прописи «Хочу хорошо писать!» формируют навыки правильного каллиграфического письма и русской орфографии. Для меня важно, что большое внимание уделяется гигиеническим требованиям к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Происходит освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.

Первоклассники усваивают начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.

Разлиновка прописей предполагает последовательную помощь начинающему школьнику – кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линейки регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль за наклоном письма. Постепенно, от прописи к прописи, количество линий-помощниц и их вид меняются.

Все вышеперечисленные методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфического навыка, поскольку связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Среди проанализированных методик обучения письму мы не найдем универсального подхода к обучению детей письму. Каждый автор делает упор на одном или нескольких приемах формирования каллиграфического навыка. Обучая детей письму, учитель должен подбирать упражнения исходя из индивидуальных особенностей детей, где-то уделить больше времени, остановиться подробнее. Работа по обучению детей письму должна быть систематизирована и включать разнообразные методы и приемы обучения, поскольку только при регулярном выполнении упражнений графический навык автоматизируется.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × четыре =