Формирование метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности


Автор: Татьяна Геннадьевна Воронина
Место работы: МБОУ «СОШ № 5 с. Камышовка»
Должность: учитель начальных классов


«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская народная мудрость

Целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться . Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Главную свою задачу я вижу в том, чтобы помочь ребенку в развитии его способностей и возможностей, подготовить его к сложной современной жизни.

Внеурочная деятельность помогает мне реализовать эту задачу, она является своеобразным ресурсом, позволяющим учителю достичь нового качества образования. Еще до введения ФГОС начального образования я увидела в этой работе огромный потенциал, так как задачами внеурочной деятельности являются:

— развитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;

— признание уникальности личности каждого ребенка;

— создание условий для личностного самоопределения и самовыражения;

— формирование положительно-активного отношения к окружающему миру (положительно направленная мотивация пробуждает к позитивной преобразовательной деятельности);

— формирование эмоциональной и мотивационной готовности личности к процессу воспитания и самовоспитания.

Для реализации этих задач необходимо заинтересовать ребенка. Это можно сделать через занятия после уроков, превратив внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность способствует реализации методических условий формирования и развития универсальных учебных действий:

— опора на субъективный опыт ученика;

— применение активных методов обучения;

— использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;

— организация работы с «интеллектуальным резервом».

Внеурочная деятельность в моих классах осуществляется во второй половине дня. Основными её направлениями, в соответствии со школьной программой внеурочной деятельности, являются:

— спортивно-оздоровительная деятельность;

— художественно-эстетическая деятельность;

— научно-познавательная деятельность;

— военно-патриотическая деятельность;

— общественно полезная деятельность;

— проектная деятельность.

Все направления рассматриваю как содержательный ориентир при построении образовательных программ, разработке конкретных занятий, этических бесед, тематических диспутов, мероприятий. Для ее организации использую различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, проектные задачи, общественно полезные практики.

В рамках спортивно-оздоровительной деятельности детей организую их на посещение спортивных секций, на участие в оздоровительных процедурах, в спортивных турнирах, физкультурных праздниках и соревнованиях, кружках подвижных, народных, оздоровительных игр. В школе работают спортивные секции легкой атлетики, борьбы, кружок «Будь здоров!» Это способствует развитию интереса к спорту, оздоровлению, потребности в систематических занятиях спортом, коммуникабельности — легкости вступления в межличностное общение, формированию знаний об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о русских спортивных традициях, о русских народных играх, в области оздоровления. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

В рамках художественно-эстетической деятельности организую детей на посещение занятий художественного творчества, выставок художественного, прикладного творчества, участия в спектаклях, в конкурсах художественного чтения и др. Дети с интересом занимаются в вокальной студии «Камышиночка», танцевальной студии «Импульс», кружке «Страна Читалия», кружках художественного, театрального творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью», лоскутная пластика, мягкая игрушка, роспись на камне, бумажная пластика др. В процессе занятий в литературном кружке ребята совершенствуют навыки чтения, учатся эстетическому освоению художественных произведений, усваивают их содержание и развивают воображение, мышление и речь. В вокальной студии «Камышиночка» ребята не только осваивают вокально-исполнительское искусство, но и знакомятся с музыкальными произведениями, народной музыкой, историей вокального искусства. Занятия вокальной студии нацелены на музыкальное воспитание, развитие духовного богатства личности ребенка, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также способствуют накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

При подготовке внеклассных занятий дети с удовольствием посещают репетиционные занятия, участвуют в оформлении выставок, в составлении программ, сценариев школьного концерта, праздника, ярмарочных представлений, дизайнерских проектов и др. В результате учащиеся осваивают способы взаимодействия друг с другом, обмена мнениями по какому-либо вопросу, планирования, совместного участия в деятельности, расширяют общий и художественный кругозор, развивают художественный вкус, формируют способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, овладевают способами самопознания, рефлексии, получают представления о самопрезентации и др. Школьный концерт, выставка детских поделок, конкурс рисунков – это для моих учеников художественное образовательное событие — результат художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение и оценку.

Военно-патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основной целью является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Перед детьми поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению в Вооруженных силах Российской Федерации.

В рамках военно-патриотического направления мы определили три основных компонента:

1. Участие детей в системе общешкольных мероприятий, проводимых к Дню защитника Отечества, к Дню Победы: торжественные линейки «Народ и Армия едины», встречи с ветеранами «Главная книга страны», военно-спортивные праздники «Зарница», «Юный спасатель», кросс «Спортивный забег» и др. Все они способствуют воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

2. Участие в системе классных мероприятий, включение в различные виды внеурочной деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своей родной области, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

В рамках этого направления я использую традиционные формы:

— классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы», «Что значит Родину любить?» и др.;

— встречи с ветеранами войны и труда;

— этические беседы по темам: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Слава хлебу на столе», «Чем дорога природа моего села?», «Друзья познаются в беде или в радости?», «Что для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится наше село» и др.;

— викторины «Знаешь ли ты свое село?»;

— коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»;

— выставки рисунков, сочинений на тему «Мое любимое село»;

— просмотр фильмов военно-патриотической направленности;

— творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.).

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступают:

— родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

— помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

— привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников, совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы).

Каждый компонент этой деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников включает следующие направления:

— «Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;

— «Моя Родина – Россия» – изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.

В рамках развития научно-познавательного интереса, формирования проектно-исследовательских умений использую метод проектов, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Именно этой форме внеурочной деятельности я отдаю предпочтение, так как она служит продолжением уроков по изучаемым предметам, способствует формированию всех видов универсальных учебных действий, метапредметных результатов.

В проектной деятельности совместно участвуют дети, педагоги, родители. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей – родители» является исходной формой учебного сотрудничества в моём классе. Ученик, родитель, педагог в этом случае движимы одними и теми же интересами и устремлениями, становясь единомышленниками. Наряду с потребностью в сотрудничестве, в ходе внеурочной деятельности у детей реализуется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, замечает признаки отношения к себе. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают себя и своих партнеров. Моя задача в этот момент ‒ поддержать ребенка, одобрить его действия.

В результате дети осваивают умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); самостоятельно и совместно принимать решения; организовывать, управлять, планировать свою деятельность; коммуникативные компетенции в сотрудничестве, выполняя разные социальные роли.

Работа над проектом начинается с предварительного этапа, в процессе которого детям предлагается собрать самую разную информацию по теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Критерием выбора темы является богатство источников информации по конкретной теме, желание работать по данной теме. Работая по теме проекта, дети используют школьные энциклопедии, литературу из поселковой, школьной библиотек, источники Интернет, рассказы родителей, интервью с селянами, специалистами различных профессий, материалы экскурсий. В процессе работы над проектом я учу детей действовать самостоятельно, поддерживаю инициативу, доверяю, помогаю выявлять проблемы, прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями, учу анализу, обобщению информации.

Получив свою первую учебную книгу, дети уже в первом классе на страницах «Букваря» (авт. Т.М. Андрианова) знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы «Алфавит» первоклассники под моим руководством вместе с родителями готовят несложные, но очень интересные творческие работы: «Придумай свою азбуку на пальцах», «Составь «фруктовую» азбуку», «Театр живых букв», «Составь буквы из природных материалов». Все работы были представлены в классе, а также на общешкольной выставке творческих работ учащихся. Особенно значимым этапом в этом отношении можно считать завершающий этап – презентацию, или защиту проекта. Каждый проект мы доводим до успешного завершения, и ребенка очень долго не оставляет ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности.

Наши проекты отличаются друг от друга направленностью, результатом, числом участников, продолжительностью, числом этапов и наличием промежуточных результатов, соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы, необходимостью привлечения взрослых.

По направленности дети создают проекты по литературному чтению, окружающему миру, математике, технологии. Так, результатом наших проектов являются поделки (игрушки, рисунки, открытки, модели, костюмы и др.); мероприятия (спектакли, концерты, конкурсы, викторины и др.); по числу участников это индивидуальная деятельность либо работа в малых группах. Например, по теме «Малые жанры устного народного творчества» дети создали сборник сочинений собственных произведений малых жанров устного народного творчества (пословиц и поговорок, побасенок, загадок). По теме «Сказки» ‏‒ сборник сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; сборник собственных сказок и др.

Я.А. Коменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам». Ребёнок, изучивший что-либо, всегда стремится рассказать другим о том, что узнал. После завершения проекта всегда предоставляю возможность детям рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес. Обычно в нашем классе на представлении результатов проекта присутствуют другие дети, учителя и родители. Ребята с удовольствием берутся за решение новой проектной задачи. Лучшим результатом решения проектной задачи бывает тот момент, когда ученик, который занимался данным проектом, так заинтересует одноклассников своим сообщением, что многие ребята станут искать информацию, чтобы затем так же поделиться полученным опытом.

В процессе этой деятельности формируются метапредметные проектные ключевые умения. В том числе рефлексивные :

— осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

поисковые ( исследовательские):

— самостоятельно привлекать знания из различных областей;

— самостоятельно найти информацию в информационном поле;

— находить несколько вариантов решения проблемы;

— выдвигать гипотезы;

— устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные:

— коллективного планирования (процесс, время, ресурсы);

— принимать решения и прогнозировать их последствия;

— анализа собственной деятельности;

— взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— взаимодействовать с любым партнёром;

коммуникативные:

— вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

— вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

— навыки интервьюирования, устного опроса;

— делового партнёрского общения;

— находить и исправлять ошибки в работе других участников;

презентационные:

— монологической речи;

— уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— пользоваться средствами наглядности при выступлении;

— отвечать на незапланированные вопросы.

Развитию коммуникативных метапредметных результатов способствуют формы организации проектно-исследовательской деятельности. Работа в группе на этапе подготовки предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

— полное внимание к однокласснику;

— серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

— терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.

Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий и поручений привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно.

Групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся во внеурочное время и подразумевает временное разделение класса на группы от трех до семи участников (в зависимости от возраста детей и вида внеурочной деятельности) для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Состав группы не остаётся постоянным, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого участника группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Для того чтобы групповая работа состоялась, создаю ситуации для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией стала игра. Сначала учила работать в группе, и лишь затем предлагала им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания. Обеспечивала активный

— обмен операциями (один рисует, другой записывает);

— обмен ролями (один – учитель, другой – ученик);

— обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера);

— обмен позициями (по имеющемуся продукту – работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату);

— обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее).

Организовываю содержательное сотрудничество по выполнению задания, для выполнения которого учащимся необходимо овладеть большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей). Учу детей внутригрупповому общению: работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, бесконфликтному общению, межличностному взаимодействию.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно полезной деятельностью, в моем классе представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская, трудовая деятельность и др. Общественно полезная деятельность школьников уже в начальных классах способствует освоению детьми самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

В рамках общественно полезной деятельности организую детей на посещение занятий по конструированию, технического творчества. Включаю детей в коллективные сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»); организую трудовые десанты, субботники, работу по озеленению класса, школы; организацию дежурства в классе. В рамках трудовой игры дети знакомятся с профессиями взрослых. Так, в канун различных праздников дети играют в профессию «почтальон», изготавливают и разносят поздравительные открытки, учатся оформлять поздравительное сообщение, заполнить открытку, отправить подарок в виде бандероли. Адресатами становятся сами ребята, их родители, младшие и старшие братья и сестры, учителя, селяне. Не забывают дети ветеранов, пенсионеров. В рамках игры «Фабрика игрушек» дети, подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость классному коллективу, близким, дошкольникам. Дети учатся изготавливать сувениры-игрушки из природного материала, модели, вышивки, новогодние украшения, куклы, декорации для спектакля, оформление для проведения праздников. Фабрика может действовать в течение одного дня, нескольких дней. Игра напоминает настоящий процесс производства. Дети осваивают для себя новые роли, учатся работать вместе. В результате младшие школьники расширяют знания о трудовой деятельности и ее значении, развивают личностные качества: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, одноклассникам, дошкольникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

При подготовке различных мероприятий дети используют Интернет-ресурсы, свободно создают и используют свои презентации на различные темы. Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения и воспитания более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

Опыт по теме «Формирование метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности» обобщался на школьном уровне: на методическом объединении учителей начальных классов, педагогических советах; опыт проектной деятельности рассматривался на школьной конференции. Учащиеся моего класса успешно представили проект по теме «Мы живем в космосе» на районном методическом объединении в 2011/2012 учебном году. Выполненные мной разработки мероприятий используют в своей работе коллеги не только начальной школы, но и среднего звена. Флэш-моб, посвящённый Дню защиты прав ребёнка «Права детей – детям!», вызвал огромный интерес среди учащихся разных возрастных категорий. Также разработки внеурочной деятельности систематически представляются на сайте нашей школы.

Являюсь соавтором сценариев народных праздников по реализации общешкольной программы «Из чистого истока» (совместно с работниками учреждений культуры). Сценарий «Праздника Букваря» был опубликован в газете «ПедСовет». Учащиеся, их родители, педагоги, представители общественности отмечают актуальность данной работы, ее большую значимость в воспитании и развитии современных школьников.

Мой опыт работы по данной теме позволяет отметить следующие положительные моменты: учащиеся моего класса имеют успехи в обучении по ФГОС второго поколения. Качество обучения уже много лет составляет от 80 до 100 %. Учащиеся отличаются высокой познавательной активностью: с желанием посещают кружки, спортивные секции, творческие студии при Доме культуры, 70% ребят состоят в двух и более объединениях дополнительного образования. Они – активные участники общешкольных и поселенческих праздников. В моей педагогической практике сложилась система проведения коллективных творческих дел, способствующих успешному формированию универсальных учебных действий.

Дети моего класса становятся активными участниками школьных мероприятий. Родители – постоянные участники и организаторы различных праздников, акций, торжеств.

В результате нашего сотрудничества мне удаётся изменить к лучшему школьную жизнь детей, что послужило:

— расширению пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми;

— добровольному выбору ребенком сферы деятельности, удовлетворению его личных потребностей, интересов;

— наполнению разнообразными интересными играми, беседами, проектами;

— развитию творческого потенциала и пропаганде здорового образа жизни;

— развитию физических качеств ребенка;

— формированию первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с информацией с использованием компьютера;

— формированию коммуникативной культуры ребенка.

Немаловажными достижениями, как отмечают родители, являются: мобильность детей, непосредственность и раскованность при исполнении ролей в спектаклях, удовлетворение от общения с одноклассниками.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении, внеурочная деятельность является важнейшим условием достижения метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, проектных).

Разнообразная по содержанию и формам внеурочная деятельность даёт возможность ребёнку раскрыть себя, самореализоваться. Позволяет рассмотреть субъективный опыт ребёнка как личностно значимой ценностной сферы, обогатить его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально- нравственных устремлений.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 4 =