Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи


Автор: Оксана Владимировна Фендрикова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 16»
Должность: учитель-логопед


Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). И.А. Сикорский приводит факты из своих наблюдений, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова, дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.

Данная работа посвящена логопедической работе по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Объект исследования: проблема формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;

2. Рассмотреть специфику нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР;

3. Выявить нарушения и провести коррекционно-логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР;

4. Разработать индивидуально-коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста у детей с ОНР.

Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с ОНР наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.

Практическая значимость исследования: заключается в формировании слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития
(Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.

В связи с этим постановка проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи предполагает рассмотрение нормального онтогенеза. Трактовка термина «слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н.И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой.

Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка. На стадии овладения словесной речью начинает формироваться звукопроизношение. Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4-5 годам.

Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога (ка). Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов. К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. А.К. Маркова выявила два направления усложнения произносимого слова – это переход от односложных слов к многосложным и переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами. В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А.К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Появление предложений из четырех и более слогов предшествует возникновению четырехсложных слов. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление. Однако, по наблюдениям А.К. Марковой, не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма и причин их нарушений. А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» – комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него).

Таким образом, в процессе усвоения слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития.

Моя работа проводилась в три этапа: констатирующий этап, формирующий и контрольный. Задачами диагностического исследования являлись: выявление сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведение логопедической работы по формированию слоговой структуры слова. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены нарушения слоговой структуры слова у группы детей с ОНР. После чего была проведена логопедическая работа по коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова.

Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой структуры слова – это часть логопедического обследования ребенка. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать проводить коррекционную работу.

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К. Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Мой опыт показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания и целесообразно предлагать ему вначале трудные классы слов, постепенно переходя к легким.

Классы, определяющие слоговую структуру слова по А.К. Марковой:

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).

Ход обследования:

* Беседа

— Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут меня? Что делает логопед в детском саду?

* Отраженное произнесение фразы с многосложными словами

— Повтори за мной: «Земляника – вкусная ягода».

* Самостоятельное составление предложения по сюжетной картине

Ребенку показываю картинку с аквариумом, где плавают разноцветные рыбки.

— Что нарисовано на картинке?

* Произнесение слов различной слоговой сложности по классификации
А.К. Марковой

14 класс

— Назови, что нарисовано на картинке (земляника, магнитофон, экскаватор).

Если ребенок затрудняется, то дать инструкцию: «Послушай, повтори.»

13 класс

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Ребенку предлагаю собрать без образца разрезанные под прямым углом на 4 части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать образец.

— Собери картинку и назови ее.

12 класс

Дидактическая игра «Отгадай загадку» с предъявлением картинок

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо)

В земле глубоко сидит,

На небо зеленым хвостом глядит.

Из белой – сахар можно добыть,

Из красной – борщ вкусный сварить.

(Свекла)

11 класс

Дидактическая игра «Мишуткины игрушки»

Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает посмотреть ребенку игрушки в корзиночке (гном, слон, гриб, ключ).

— Посмотри и назови.

10 класс, 9 класс

Дидактическая игра «Дорожка»

Ребенку предлагаю пройти по дорожке и назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, хлопушка, вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс

Дидактическая игра «Что выросло в саду и в огороде?»

На столе лежат овощи и фрукты (редиска, капуста, яблоки).

— Посмотри и назови.

7 класс

Дидактическая игра «Третий лишний»

Ребенку предлагаю назвать помидор, огурец, барабан и сказать, что является третьим лишним предметом, объяснить почему.

6 класс

Дидактическая игра «Третий лишний»

Аналогично называют альбом, тетрадь, чеснок и исключают лишний предмет.

5 класс

Дидактическая игра «Один – много»

Проводится с картинками (сосна – сосны, ветка – ветки, письмо – письма).

4 класс, 2 класс

Дидактическая игра «Чего нет?»

Проводится с картинками (веник, банан, петух). Ребенок называет картинку, ее закрываю и спрашиваю: «Чего нет?»

— Нет веника, банана, петуха.

3 класс, 1 класс

Аналогично проводится работа с картинками: мак, лес, кот.

— Нет мака, леса, кота.

* Логопед: прощаюсь с ребенком.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

1. уточнение артикуляции сохранных звуков;

2. проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

  • гласный + гласный (ау, уа, иа)

  • согласный + гласный (ба-ба-ба)

  • гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)

  • гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)

  • согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)

  • гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)

  • гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)

3. проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Формирование слоговой структуры слова

Формирование слоговой структуры слова провожу в ходе общей коррекционной работы. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

Звукопроизношение

Работа над чётким и правильным произношением всех звуков; работаю над их дифференциацией. Автоматизирую в монологической речи. Учу различать гласные и согласные звуки, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие, давать характеристику звуку, объяснить, почему звук гласный или согласный.

Фонематический слух

Учу детей слышать заданные звуки в потоке других звуков, в слогах, словах, предложениях, определять их позицию. Продолжаю учить анализировать звуковые комплексы, одно-двух- трёхсложные слова, проводить полный звуко-слоговой анализ слов с открытыми, закрытыми слогами, со стечением согласных, анализировать по данному образцу целые предложения. Учу в данной последовательности повторять звуки, слоги.

Словарь

Работаю над накоплением и активизацией качественного, номинативного, предикативного словаря. Обогащаю словарь синонимов, антонимов. Учу различать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Слоговая структура слова

Учу правильно, произносить 2х- и более сложные слова с открытыми и закрытыми слогами. Особое внимание уделяю многосложным словам и словам со стечением согласных. Учу делить слова на слоги, называть их по порядку и вразброс. Закрепляю умение правильно ставить словесное ударение (выделить голосом ударный слог).

Словообразование

Развиваю у детей словообразовательный навык, учу образовывать слова, формы слов и вводить их в речь.

  • Существительные от множественного числа от единственного числа и наоборот.

  • Прилагательные множественного числа от прилагательных единственного числа.

  • Существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением.

  • Относительные прилагательные.

  • Образование сравнительных степеней качественных прилагательных.

  • Префиксально-суффиксальных форм существительных и прилагательных.

  • Образование разноприставочных глаголов.

Работа над фразой

1. Интонационное оформление фразы.

Учу детей интонационно правильно оформлять вопросительное, восклицательное и повествовательное предложение, понижая или повышая голос к концу высказывания. Учу ставить логическое ударение (выделить голосом важное по смыслу слово).

2. Грамматическое оформление фразы.

3. Построение фразы.

Простая распространённая фраза

— с однородным определением,

— сложносочинённые предложения с союзом «и, а»,

— сложноподчинённые предложения.

Монологическая речь

Закрепляю у детей навык монологической и диалогической речи. Учу самостоятельно, задавать вопросы, отвечать на вопросы развёрнутой фразой. Составлять описательные и описательно- сравнительные рассказы, рассказы по картинке малых сложных форм, по серии картинок, многоплановой картинке, пересказы, рассказы сказок. Рассказы с выходом за пределы изображённого. Рассказы из личного опыта по воображению.

Основной задачей логопедического воздействия на детей с ОНР является научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Таким образом, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения. Гипотеза исследования доказана: нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР могут быть скорректированы с помощью логопедической работы.