Формирование у младших школьников навыка чтения средствами современных технологий


Автор: Джерен Агамурадовна Гуляс
Место работы: МБОУ «Центр образования имени Владимира Израйлевича Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


Приоритетной целью современной школы становится подготовка детей к жизни, формирование человека постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. человека творческого во всех смыслах этого слова.

Что для этого необходимо? Считаю, что:

— во-первых, организовать активную мыслительную, творческую деятельность учащихся;

— во-вторых, развивать способность размышлять, предъявлять и аргументировать свою собственную позицию, искать и находить свои собственные оригинальные способы деятельности;

— в третьих, формировать умение соотносить свое мнение с другими, зачастую противоположными, т.е. позволять детям сохранять свою индивидуальность.

За последние десять лет произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, совершенствуется содержание и структура образования, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе.

Безусловно, огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится урокам чтения. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому считаю, что одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

На сегодняшний день, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов, в том числе и я, стараюсь обновить технологию обучения и включаю в свои уроки элементы современных технологий, потому что этого требует время. 21 век – век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, где дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Думаю, необходимо объединение всех, чтобы доказать известную всем истину: когда человек перестает читать, он перестает мыслить.

Среди многообразия путей и средств, для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке.

Кроме уроков литературного чтения, главной задачей которых является работа с художественным текстом, в нашем классе идет реализация программы внеурочной деятельности «В мире книг». Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что современные дети относительно мало читают. Телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся навыка чтения как одного из ключевых, который составляет основу умения учиться.

Появилась проблема – как проявить интерес и любовь к чтению?

Практика моей работы показала, при поступлении в школу у детей разноуровневая подготовка. Одни дети владеют приёмами чтения, другие – не знают букв алфавита. Отсюда, учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам. Пропадает интерес к учёбе. Слабый навык чтения затрудняет процесс обучения ребенка не только в начальных классах, но и на следующих ступенях обучения. Для достижения результата поставила цель:

Поиск технологий обучения чтению, которые содействуют всем участникам проекта в приобретении знаний, умений и навыков, направленных на формирование беглого, выразительного, осознанного чтения, как необходимого условия для дальнейшего приобретения знаний по всем предметам.

Определила задачи:

1. Создать оптимальные условия для овладения учащимися техникой чтения.

2. Выявить наиболее эффективные методики обучения чтению.

3. Показать важность процесса овладения чтением учащимся, родителям.

4. Привить интерес и любовь к чтению.

Поэтому, понимая значимость обучения чтению, стала изучать соответствующую литературу, опыт педагогов — новаторов, новые технологии обучения.

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2021 № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 «Основные понятия») предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В настоящее время необходимо эффективно развивать способности учащихся, используя инновационные технологии обучения. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку- читать. Моя задача – сделать процесс овладения чтением развивающим, дифференцированным, направленным на сильного и слабого ученика.

Остановлюсь на эффективном приеме работы для овладения общим способом чтения, который использую в своей работе.

По методике известного учёного, доктора педагогических наук, автора учебников «Азбука», 1 класс, «Русский язык», 1-4 классы В.Г. Горецкого, дети учатся анализировать звуковой состав слова, выделяя нужный звук и соотнося его с буквой. Затем, показывают прием слияния согласного и гласного, «тянут», «поют», «сливают» гласный, добиваясь желаемого успеха. В своей практике я показываю, как «выпустить» гласный звук. Говорю кратко и четко: «Держи на губах [б], поставь преграду. (Дети плотно сжимают губы), открой окошечко (разжать губы, приоткрыв рот), выпусти гласный [а]. Дети очень хорошо понимают прием «выпусти», т.е. убрать преграду, выпустить голос.

После ознакомления с 4-5 согласными звуками основной механизм чтения слогов практически уже готов. Для учащихся, которые уже овладели приемом чтения, подбираю игры, имеющие значение для полноценного речевого развития.

Например:

1. Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.

2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: «лепо» (поле), «каруч» (ручка) и т.д.

3. Чтобы согласный звук стал мягким замени гласный: рад-ряд, вал – вял, был-бил, бант-бинт и т.д.

Для читающих детей в этот период обучения грамоте подбираю задания такого вида:

1. Прочти текст, назови слова, в которых есть буква о, а, у.

2. Придумай слова на тему «Школа», «Лето», «Лес», составь их из букв.

3. Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение: р..чка, ко…а, м…шка и другие.

Провожу упражнения, когда идет чтение слов способом причитывания слогов к одному и тому же слогу, либо наоборот. Сначала отрабатывается чтение слов с открытым слогом: ма-ши-на, ло-ша-ди, ко-ро-ва. Подбирается материал слов, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову:

— в конце слова – сор, сок, сом

— в начале слова – мак, рак, бак

— в середине слова – мал, мыл, мил

Следующим очень важным этапом в период обучения грамоте является отработка приема «чтение целыми словами». Перед учащимися ставлю задачу: смотри в середину слова. Для чтения предлагаю горки слов с выделения середины слова.

рот

Шура

Мурка

пусто

куклы

сок

рост

кусты

кустик

хвостик

Выделение в середине слова дает акцент зрению. Дети понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово.

Постепенно вводится чтение предложений. Чтение предложений со словами, состоящими из двух слогов. Было лето. Мама варит. Паша моет. Кате дали мыло. Она моет руки, лицо.

Чтение предложений из слов, состоящих из двух – трех слогов.

Дети решали задачу. Мама купила печенье. Валя читает газету.

Чтение предложений со словами, состоящими из трех – четырех слогов.

Наташа уронила карандаш. Малыши получили подарки. Марина нарядила куклу. Девочки вязали шарфики.

В результате использования такой методики уже к концу первого класса большинство детей овладевают способом чтения прямого слога ( ориентация на букву, обозначающую гласный звук), двумя видами чтения – орфографическим и орфоэпическим, чтением целыми словами.

На сегодняшний день ФГОС НОО второго поколения определяет одну из приоритетных задач – сохранение и укрепление здоровья младшего школьника, а также формирование здорового образа жизни.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, снижают чрезмерное функциональное напряжение и утомление. В своей работе в период обучения грамоте включаю физкультминутки, способствующие снятию усталости и запоминанию новых букв и звуков.

Физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

На уроках литературного чтения применяю комплекс рекомендуемых упражнений по СанПиНам. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) Приложение 4. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток).

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения: Исходное положение (далее – и.п.) – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук: И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутки для снятия утомления с туловища: И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания: И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

Игра с движениями способствует снятию напряженности, усталости, восстанавливает умственную работоспособность.

Проведение дыхательной гимнастики не просто оздоравливает организм, но и повышают умственную активность, способствуют снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки. (Упражнения «Свеча», «Именинный пирог» (задувание свеч))

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью уроков обучения грамоте и других уроков. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных физических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания.

Упражнения мозговой гимнастики.

  • (Дети спокойно кладут головы на руки, закрывают глаза и делают вид, что засыпают). Спите, дети, спать пора. Спит зелёная гора. Спят деревья и кусты. Спят грачи и воробьи. (Дети дышат глубоко, расслабляют плечи) и при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Время выполнения 30 секунд.

  • «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Работая много лет в начальной школе, я с каждым выпуском учеников задумываюсь над вопросом «Почему же так сложно воспитать коммуникабельного и развитого выпускника начальной школы?»

Ищу на него ответ, читая методическую литературу, посещая курсы повышения квалификации, но из практики, общаясь с детьми разной дошкольной подготовки (а порой и вовсе без нее), пришла к выводу, что весь образовательный процесс в начальной школе базируется на привитии детям любви и интереса к литературному чтению.

Чтение (самостоятельное, классное, домашнее) является основой любого урока, и не только в начальной школе. Судите сами: как первоклассник может выполнить задание к упражнению или решить задачу в два действия, если он читает10–12 слов в минуту, не понимает прочитанного, да и мотивация к чтению отсутствует? А дома он и вовсе не хочет читать, и делает это только по требованию родителей, ожидая либо похвалы, либо наказания. Родители, не зная других способов, как привлечь ребенка к чтению, в лучшем случае идут к учителю либо надеются, что эта проблема как-нибудь решится сама. Между тем проблема сама собой не решается, и ребенок переходит в среднее звено, так и не научившись читать. А учителя среднего звена считают, что этому должен был научить учитель начальных классов.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем; подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к чтению становится творческое проектирование. Конечно, представление и защита проектов в начальной школе – это ещё не стендовый доклад, не аргументированная защита, но красочное действо, проекты «в картинках».

Проекты в начальных классах – это трудно, это проблематично, так как дети ещё малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). Но все-таки организовать проектную деятельность можно.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность. Обучение строится на основе самостоятельной деятельности, присуще исследовательской и проектной деятельности.

В период обучения грамоте ученики работали над проектом «Город букв». Ребята создавали свою букву и презентовали ее в стихах. Вначале сообщила тему проекта. Предложила выбрать букву. Далее провела беседу о том, как можно творчески подойти к изготовлению буквы. (из какого материала выполнить, каким размером должна быть буква, как подобрать рифму)

В этой букве нет угла,

И она всегда кругла. (О)

Два столбика наискосок,

Между ними поясок. (А)

В заключительный день прошла защита проекта, где ребята презентовали свою работу.

Метод проектов способствует развитию самостоятельности, инициативности учащихся, ведёт к их познавательной активности.

Нельзя не отметить игровые технологии, которые оказывают положительное влияние на формирование духового мира школьников, формирование их читательского опыта, развитие коммуникативной компетенции, способности к самостоятельному литературному творчеству.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствует как приобретению, так и развитию многих качеств личности. При обучении чтению игра вызывает у учащихся потребность прочтения заданий, что помогает формированию навыка быстрого, осознанного чтения целыми словами. На мой взгляд, творческая и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Применение игровых технологий имеет смысл использовать на разных этапах урока, во всех классах.

На завершающем этапе обучения грамоте в послебукварный период, где совершенствуются навыки чтения, использую следующие упражнения:

  • Упражнение 1. «Зазеркалье» Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

  • Олакрез

  • Ланеп

  • Акубза

  • Зором

  • Молоко

  • Околом

  • Ыцьлап

Упражнение 2. «Бешеная книга»

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв.

Упражнение 3. «Птицы прилетели» Использую в послебукварный период,

1 класс, Литературное чтение

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;

  • радостно;

  • громко;

  • тихо;

  • грустно;

  • с раздражением;

  • со страхом;

  • с издевкой;

  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

На уроках литературного чтения реализую нетрадиционные приемы работы с текстом. В основе работы лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ). Приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Приведу несколько примеров ТРКМ, которые использую в работе:

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии:

1 стадия вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».

3 стадия рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Например, урок литературного чтения в 3 классе Г.Х. Андерсен «Ель».

Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. Чтобы поделиться своими эмоциями, высказать мнение, предлагаю погрузиться в эти события.

Прием «Шести шляп». Выберите шляпу любого цвета и подготовьте ответ на ваш вопрос, опираясь на содержание произведения.

Чувства – «Красная шляпа» – Какие чувства у вас вызывает ель?

Позитивное мышление – «Желтая шляпа»: Какой она вам показалась в начале сказки и в конце сказки?

Творчество – «Зеленая шляпа»: Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?

Проблемы – «Черная шляпа»: О чём бы вы хотели спросить у ёлочки?

Факты – «Белая шляпа»: Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?

Обобщение – «Синяя шляпа»: Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?

(Дети по желанию выбирают цвет шляпы и готовят свои высказывания.)

Шесть шляп – это простой и практичный прием преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Таким образом, если систематически использовать в работе приемы развития навыка чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

На этапе формирования навыка чтения в 1 классе, сказка В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» использую приём «Модель «Цепочка событий».

Цель – формирование умения представлять композицию произведения. Например, вниманию детей предлагается схема:

Старик———лиса———еж——-медведь———волк————белка

Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы? В ходе рассматривания модели ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.

Чему учит данный приём? Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

Приём «Составление кластера» использую на этапе осмысления литературного произведения.

Цель – систематизировать знания обучающихся по данной теме.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний. Например:

Читательская компетенция младшего школьника характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков, проявляется в ценностном отношении к чтению, умении выполнять необходимые действия читателя в работе с произведением, с целью формирования потребности в чтении.

В основу работы по формированию читательской компетенции учащихся положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста.

К таким умениям относится:

— первичное восприятия художественного текста,

— ориентация в содержании текста и понимание его смысла;

— нахождение информации;

— интерпретация текста;

— рефлексия на содержание текста и его оценка.

В подготовке к урокам, планирую так организовать работу учащихся над произведением, чтобы задействовать все группы читательских умений, это помогает обеспечить формирование читательской компетентности младших школьников.

На сегодняшний день и библиотека играет большую роль в образовательном процессе.

Чтобы достичь максимального  использования  потенциала  библиотеки, постоянно сотрудничаем   со  школьным библиотекарем.

С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно проводим акцию «Подари книгу школе!» Ребята и родители приносят книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик может внести свой вклад в библиотечный фонд школы. В рамках урочной и внеурочной деятельности проводим оформление книжных выставок, обзоров литературы по теме урока. В библиотеке накоплен большой материал к классным часам, связанный с вопросами чтения, про писателей, ученых, исторические презентации, аннотации к книгам – юбилярам. Все это доступно учителям, учащимся, родителям.

Именно эти три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.

Дело в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, родители перестают ему читать, думая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, – родители пример ему». На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать. Семья – начало детского чтения. Читают родители – читает ребёнок.

Трудное дело – работа с родителями, но важное. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.

Так в первом классе прошло собрание на тему «Читаем с удовольствием!». На собрании родители получили рекомендации по развитию читательского интереса. Наиболее важная причина читать своему ребенку заключается в том, чтобы провести время вместе. Предложила читать вслух каждый день, предоставить свободу выбора, иметь дома свою библиотечку книг, прослушивать аудиокниги, выписать журналы, вместе посетить библиотеку, написать письмо. Рассказала, как организовать домашнее чтение в каникулярное время.

Родители совместно с детьми приняли активное участие в проекте «Город Букв», к которому подошли творчески. Прошёл Праздник «Прощание с Азбукой», на котором дети читали стихи собственного сочинения про букву, презентовали буквы выпеченные из теста, инсценировали сказку. В планах проведение конкурса «Мама, папа, я – читающая семья». Так совместно с родителями мы повысим активность, пробудим интерес к чтению. И в один прекрасный день ребенок согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать!».

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 14 =