Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии


Автор: Елена Николаевна Соловьева
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Птичник»
Должность: воспитатель


«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма»( Тревор Уэнстон)

Здоровье, здоровый образ жизни – очень важная ценность на протяжении всей жизни человека. Привычка вести правильный образ жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, методики, программы, но формирование привычки к ЗОЖ остается главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования не только в детском саду, но и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста одними из важных являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.

«Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения воспитанниками системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым, а также культуры здоровья личности и общества).

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, своевременное обращение к врачу, полноценное питание, занятие физкультурой и саморазвитием и т. д.

Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».

Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является одним из главных направлений деятельности всего общества. ФГОС направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. По словам Т.Г. Кареловой, «Детский сад в условиях реализации ФГОС должен и может стать «средой здоровья», где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая, прием пищи и двигательная активность – будет способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья».

Цель по оздоровительной работе:

1. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих;

2. Формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью;
  2. Формирование и укрепление психологического здоровья.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью важная проблема. Дети во второй младшей группе часто болели, поэтому мною было принято решение более подробно изучить данную тему.

Самое интересное и не понятное для ребенка – это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них он не может, ему нужна помощь взрослого.

Я собирала материал, искала и изучала литературу в различных информационных источниках. Проводила беседы и анкетирования с родителями и детьми. Среди родителей использовала анкету «Состояние здоровья вашего ребенка (Приложение 1). Для детей использовала анкету «Что ты знаешь о себе» (Приложение 2). Составила календарно-тематическое планирование работы по возрастным группам (Приложение 3). Разрабатываю НОД.

Ребятам 3-4 лет давала знания в доступной для них форме. Сначала дети усвоили названия частей тела животных и их предназначения через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играла в настольно-печатные игры «Чей хвост?», «Чей нос?» и т. д.

При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле.

Эти знания закрепляла в повседневной жизни детей, в режимных моментах. Например, при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы ушкам было тепло». Все занятия, беседы проводила в игровой форме. Материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала наблюдения, обследование, самообследование, эксперименты, собственную продуктивную деятельность детей, проблемные методы, дидактические игры: «Зачем человеку органы чувств?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Полезные продукты», сюжетно-ролевые игры: «Больница», где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи: как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе и т. д. «Уложи куклу спать» и т. д., подвижные игры «Кто позвал?» и экскурсии «Путешествие на кухню, «За здоровьем в лес».

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей; родительские собрания, консультации; педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, по проблемам); совместные занятия для детей и родителей; круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, психолог).

Провела и разработала родительское собрание «Вместе будем создавать сад здоровье» 

Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т. д.

Важным условиям воспитания и развития ребенка является и создание валеологической развивающей среды.

В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.

Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребенком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

Я работаю над этой темой четыре года. Система работы построена с учетом возрастных, психологических особенностей детей дошкольного возраста. В младшей и средней группе занятия носили ознакомительный характер, а в старшей и подготовительной группе уже более углубленное изучение материала.

Применение в моей работе данных методик способствует сохранению и укреплению здоровья детей, дает им необходимые знания, учит их самостоятельности, осознанности о необходимости заботы о своем здоровье.

Использование разнообразных форм и методов организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий позволило повысить интерес детей к занятиям активными видами деятельности, сократить пропуски посещения детьми по болезни, направить педагогов, детей и их родителей на стремление к формированию у дошкольников здорового образа жизни.

Одной из применяемых форм работы по профилактике и коррекции нарушения зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

  • предупреждение утомления;
  • укрепление глазных мышц;
  • снятие напряжения.

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками – это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, так как:

  • упражнения учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
  • правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
  • дыхательная гимнастика – хорошая профилактика болезней органов дыхания.

Точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Фольклор в работе с дошкольниками позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей. Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий:

– детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения;

– для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

– большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми;

Система работы по валеологическому воспитанию позволяет выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Также необходимо отметить, что наши дети физически развиты и подвижны. С каждым днем они становятся валеологически грамотней. Дети знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое. Имеют элементарные представления об анатомии и физиологии человека, гигиене питания, сна, кожи.

Таким образом, можно сказать, что валеологическая работа не проходит бесследно. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − 1 =