Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном лицее


Автор: Галина Николаевна Бородулина
Место работы: ОГОБУ «Профессиональный лицей г. Биробиджана»
Должность: заместитель директора по УВР


Проблема качества подготовки выпускников лицея становится все более важной и актуальной. Востребованность современного выпускника на рынке труда сегодня можно обеспечить за счет эффективной структуры управления образовательным учреждением, внедрения в учебный процесс интенсивных педагогических технологий и методик, обновления содержания обучения, повышения профессионализма и мастерства педагогов, успешного освоения воспитательных технологий.

Изучение основных положений и мероприятий принятой Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» побудило педагогический коллектив лицея к созданию программы гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2010-2015 учебные годы «Мы ‒ россияние», которая стала продолжением реализованной программы «Я ‒ гражданин России».

В основе созданной под моим руководством программы — система мероприятий, направленных на совместную коллективную деятельность, на формирование гражданского сознания у обучающихся, толерантных межличностных отношений в учебном коллективе, духовной культуры, и на раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого обучаемого. Реализация программы рассчитана на 5 лет. С 2010 по 2015 годы система мероприятий программы включает в себя разнообразные формы деятельности: встречи, видеоуроки, лекции, экскурсии, классные часы, выставки, праздники, молодежные акции, вечера, работу кружков и факультативов.

Основные разделы программы «Связь времен и поколений» ‒ исследовательско-познавательная деятельность, «Мы-граждане России» ‒ социально-практическая деятельность, «Милосердие и забота» ‒ социально-общественная деятельность, «Во имя России» ‒ развивающая военно-спортивная деятельность.

Программа осуществляется преподавателями, мастерами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями, руководителем музея, заведующей библиотекой. Основной принцип сотрудничества ‒ самостоятельность обучающихся при поддержке взрослых. Участники программы через коллективную деятельность получают возможность сформировать личностные качества: гражданскую сознательность, нравственные убеждения, внутреннюю культуру, духовно-нравственные побуждения, инициативу, ответственность, терпение, сострадание. Программа является важным компонентом воспитательной системы лицея. Система мероприятий программы и участие в них обучающихся приведут к их желанию познавать мир, изучать историю своей Родины.

В рамках реализации программы мы предлагаем обучающимся следующие виды деятельности:

      1. Поисково-исследовательская: участие в подготовке видеоуроков, политинформаций, классных часов, конференций, работе актива музея, участие в факультативах, конкурсах, мастер-классах, подготовке и проведении праздников, работе ученической студии моды; участие в областных и краевых олимпиадах, всероссийских конкурсах, аналитико-исследовательской работе в лицее.

      2. Патриотически ориентированная: участие в акциях, работе молодежных советов, органах самоуправления, фестивалях, форумах, слетах, трудовых десантах, встречах, митингах, конкурсах, факультативах, социально-волонтерском движении, работе Общественной молодежной палаты при Законодательном собрании.

      3. Социально-общественная деятельность: оказание помощи областному обществу инвалидов, детям из малоимущих семей, воспитанникам детских домов № 1, 2, 5, ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в областном социальном доме, воинам Российской Армии через поздравления, вручение подарков, благотоворительные акции, шефские концерты, субботники, трудовые десанты.

      4. Развивающая, военно-спортивная: участие в соревнованиях и конкурсах патриотической направленности, мероприятиях военно-спортивной направленности.

Формирование у обучающихся патриотического сознания осуществляется в лицее в первую очередь в ходе учебного процесса. Учебный материал всех дисциплин, и, прежде всего, обществознания, истории, литературы, географии, деловой культуры, мировой художественной литературы предоставляет преподавателям максимум возможностей для того, чтобы познакомить с историей развития общества, историей России, Еврейской автономной области, воспитывать гордость у юношей и девушек за свой родной край, учебное заведение, будущую профессию.

Особое место в системе патриотического воспитания принадлежит урокам «Основы безопасности жизнедеятельности», которые ведет в училище преподаватель Леонов Валерий Юрьевич. На занятиях учащиеся изучают основы военных знаний, знакомятся с вооружением Российской Армии, военной техникой, осваивают основы гражданской обороны. Программа занятий позволяет использовать материалы о жизни современной российской армии, подчеркнуть значение военной службы как почетной обязанности граждан. Изучаются материалы о Великой Отечественной войне, подвигах советского народа через различные познавательные формы и методы: видеопрезентации, встречи с ветеранами, экскурсии в воинские части Биробиджанского гарнизона, выезды на полигоны и стрельбища, участие юношей в Дне призывника, демонстрацию на уроках документальных фильмов.

Свою поисковую работу продолжает музей лицея, на стендах которого помещены фотоматериалы и документы не только по истории лицея, но о его сегодняшнем дне, биографии его лучших выпускников, педагогов ‒ ветеранов Великой Отечественной войны. При музее создан совет музея, в который входят активные, инициативные обучающиеся. Вместе с руководителем музея Свиц И.В. они организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами Российской Армии, экскурсии в городской музей и музей боевой славы. Традицией стало проведение видеоуроков по различным темам: «Познаю мое Отечество», «У истоков России», «Архитектура и зодчество древней Руси», «Золотое кольцо России», «Первооткрыватели ЕАО», «Казаки Амурской земли», «Знаменитые ремесла на Руси».

Ежегодно проводится цикл внеклассных мероприятий, посвященных традициям, обычаям, праздникам русского народа и еврейской культуры: знакомство с еврейскими праздниками, традициями, обычаями, экскурсии в общину «Фрейд»; организация и проведение праздников по мотивам русского фольклора. К юбилею училища была собрана информация о сотрудниках ранее работавших в лицее, проведены встречи с выпускниками, работающими на различных предприятиях города. Поисковая работа позволила активу оформить экспозицию «Лучшие сотрудники лицея»: о ветеранах педагогического труда, педагогах, имеющих награды и почетные звания. Актив музея осуществляет совместную поисковую работу с городским советом ветеранов, был собран богатый материал о ветеранах Великой Отечественной войны. Кеченов М.Ф. ‒ направлен на фронт в блокадный Ленинград, прошел с боями от Ленинграда до Нарвы. За героизм и отвагу награжден орденами Отечественной войны, медалью «За отвагу», после войны работал директором средней школы п. Теплое озеро. Бондарев Г.С. ‒ служил в школе снайперов, награжден медалью «За отвагу». Носенко А.Л. ‒ стрелок, радист. Участник юбилейной встречи в Москве. Большая работа проведена по сбору материалов о Степанцове С.Г. ‒ ветеране Великой Отечественной войны. После войны поступил в пединститут г. Хабаровска, работал преподавателем истории в нашем лицее. В торжественные дни грудь ветерана украшают 14 правительственных наград. Коллектив лицея каждый год поздравляет Семена Григорьевича с Днем Победы. Ветеран частый гость различных мероприятий. Собранный о ветеране материал позволил оформить альбом и презентацию «Война вошла в мальчишество моё», которая приняла участие в акции «Педагоги ЕАО ‒ участники Великой Отечественной войны», посвященной 65-летию Великой Победы.

Поисковая работа дает ожидаемый результат: у обучающихся появляется чувство гордости за свой лицей, за людей старшего поколения, формируются патриотические чувства. Активисты самостоятельно исследуют, наблюдают за жизнью интересных людей, делают выводы. Обращаясь в архивы различных музеев, они учатся ориентироваться в информационном пространстве, логически выстраивать собранный материал. Через деятельность в музее происходит осознание необходимости увековечивания памяти павших воинов. В процессе исследовательской деятельности обучающимися собрана большой массив ценной информации, которая является основой экспозиции музея.

Много лет лицей сотрудничает с командованием Биробиджанского гарнизона, военкоматом, военной школой поваров, с городским и областным Советом ветеранов. В лицее проводятся встречи с офицерами и воинами Российской Армии, работниками военкомата. Обучающиеся участвуют в заседаниях городского патриотического клуба «Юный патриот». История России, ее героическое прошлое изучается через освещение событий, связанных с днями воинской славы России и Дальнего Востока. Цикл мероприятий включает викторины, интеллектуальные игры, устные журналы по темам: «Воинская доблесть России», «Символика России», «Отчизны славные сыны», игра «Звездный час».

Библиотекарем проводятся классные часы, посвященные истории и культуре ЕАО, поэзии г. Биробиджана, презентация книг дальневосточных писателей. В дни празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне учащиеся лицея приняли активное участие во всех городских патриотических мероприятиях: встречах с ветеранами, эстафете, митингах. В день празднования Дня защитника Отечества поздравляют преподавателей, офицеров запаса, а также отправляют письма выпускникам, которые проходят службу в рядах Российской Армии.

В лицее регулярно проходят встречи с известными спортсменами, офицерами и солдатами ракетной части, курсантами военной школы поваров, участниками военно-спортивного конкурса «А ну-ка, парни!». Систематически организуем выездные концерты в воинские части, в Дом офицеров, детские дома, кинотеатр «Родина». Во время проведения недели детства организовали концерт перед малоимущими семьями города, выступили с агитбригадой на площадях города.

Учащиеся стали победителями в городском конкурсе юных журналистов «Молодое поколение выбирает», в областном конкурсе органов ученического самоуправления, в областном конкурсе программ по гражданско-патриотическому воспитанию, приняли активное участие в реализации социального проекта ОблИПКПР «Путь к успеху».

В рамках реализации Всероссийского проекта «Вовлечение молодежи в социальную практику», направленную на вовлечение молодых людей в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в лицее был создан волонтерский корпус, в который вошло 18 обучающихся. Личные книжки волонтеров и регистрацию на сайте проекта получили 11 человек. Волонтерский корпус ‒ это инициативные, активные учащиеся, которые участвуют в социальных мероприятиях. Волонтеры регулярно принимают участие в выезде актива в детские дома, в субботниках по уборке территории в социальном доме, в восстановлении еврейского кладбища совместно с румынскими студентами, в концертах для общества инвалидов, в сборе средств в рамках акции «Окажи помощь сироте» совместно с Биробиджанской епархией, акции «Книга ‒ селу». Учащиеся принимают участие в работе Областной молодежной палаты: в круглом столе «Выбор выборов», где обсуждались вопросы формирования молодежного парламента, в мастер-классе для волонтерских корпусов, реализующих направление «Политико-правовое просвещение», где рассматривался вопрос формирования элементов правовой культуры и политического просвещения молодежи. Наши обучающиеся стали победителями областной казачьей викторины «Казаки на Амурской земле» в номинации «Преемственность традиций» и награждены грамотой атамана Средне-Амурского окружного казачьего общества В.М. Сизова. Учащиеся нашего лицея ‒ активные участники акций: факельное молодежное шествие, «Гвардейская ленточка», «Поздравляем мам Биробиджана», сбор книг, игрушек для малоимущих семей, выступление с концертными номерами на съезде «Единой России», сбор книг для Российской Армии, областная акция «Мир без наркотиков!». Активисты лицея приняли участие в семинаре «Учимся толерантности», организованным Областным управлением по опеке и попечительству. Совместно с педагогом обучающиеся подготовили открытый урок «Развитие парламентаризма в России» с участием депутата, председателя комитета солдатских матерей В.В. Бычковой. В День славянской письменности и культуры традиционно проводятся открытые уроки литературы, истории, общеучилищная политинформация «Основатели письменности и культуры» с видеолекцией «История книгопечатания». В рамках сотрудничества с областным и городским Советами ветеранов активисты организуют и проводят совместные мероприятия: уроки мужества «Три поля русской славы», «Волочаевские дни», «Дети войны»; чествование ветеранов. Музею Совета ветеранов был преподнесен изготовленный обучающимися фотоальбом о ветеранах ‒ участниках Парадов Победы разных лет.

Программа гражданско-патриотического воспитания реализуется и через различные кружки, объединения, клубы, секции: экологический «Экос», «Психология успеха», актив музея, познавательно-дискуссионый клуб при библиотеке «Эврика», ученическая студия моды «Стиль», театральный кружок «Феерия», агитбригада «Время говорить…», команда КВН «ОМОН», факультатив «Русский фольклор», кружок фольклорного пения «Берегиня», волонтерский корпус «Свежий ветер», спортивные секции «Пулевая стрельба», «Общая физическая подготовка», «Спортивные игры»; совет физкультуры, стрелковый тир, методическую комиссию военно-спортивного цикла.

Программа реализуется уже третий год и, конечно, дает положительные результаты: количество инициативных, активных обучающихся возросло с 60 человек до 80; общее количество мероприятий, проведенных в рамках программы в течение года с 36 до 58; активизировалась деятельность волонтерского корпуса, в который входит 22 человека; в лицее работает 5 органов самоуправления: совет профилактики, совет волонтеров, совет общежития, старостат, совет спортивного клуба «Олимпиец»; из 63-х сирот, обучающихся в лицее, 30 человек посещают спортивные секции, 20 ‒ кружки художественной самодеятельности.

Эффективность реализации данной программы проявляется и в достижениях наших обучающихся во Всероссийских, областных и городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях:

  • Всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!» Благодарственное письмо;
  • городской фестиваль команд КВН «Я гражданин Российской Федерации, я избиратель, мое кредо честь и достоинство» 2 место;
  • областной фотоконкурс «Молодежь против наркотиков» 1 место;
  • областной смотр художественной самодеятельности учреждений НПО «Салют, Победа!» 1 место;
  • областной смотр художественной самодеятельности «Мы будущее России» 1 место;
  • конкурс Амурского государственного университета «Поддержка творческой и талантливой молодежи» 1 место в двух номинациях;
  • городской конкурс юных журналистов «Молодое поколение выбирает» 2, 3 места;
  • областная краеведческая викторина «Казаки на Амурской земле» 1 место;
  • областной конкурс среди учащихся «Законотворец» по созданию новых законопроектов 3 место;
  • Всероссийский конкурс разработок внеклассных мероприятий свидетельство.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 + 7 =