Игровое конструирование в системе дополнительного образования


Автор: Анна Анатольевна Чулкова
Место работы: ОГАУДО «Детско-юношеский центр» «Солнечный»
Должность: педагог дополнительного образования


Игровое конструирование – это вид индивидуального и коллективного, социального и педагогического творчества, ориентированного на разработку, оформление, апробацию и распространение новых форм игровой деятельности, наиболее оптимальных для осуществления в определенных организационных и психолого-педагогических условиях.

Учитывая то, что любая педагогическая деятельность, так или иначе, ориентирована на позитивные изменения в личности и коллективе, можно достаточно смело говорить о социально значимом характере педагогической деятельности вообще.

Работая более десяти лет в детских оздоровительных лагерях Еврейской автономной области «Алые паруса» и «Жемчужина», мне удалось повстречаться с разными ребятами, теми, кто бывал в лагерях впервые и теми, кто бывал в детских центрах, таких как «Океан», «Артек» и «Орленок».

В ходе работы приходилось сталкиваться с тем, что многие игры, предлагаемые вожатыми, знакомы ребятам и не интересны, в связи с чем у отдыхающих терялся интерес к жизни в лагере. Мне тоже пришлось с этим столкнуться. Я не понимала как решить эту ситуацию, как занять и завлечь ребят.

Одним из самых эффективных способов работы вожатого является наблюдение. Я наблюдала всегда, прислушивалась к предложениям детей и не торопилась от них отказываться, иногда их корректировала. Так я стала разрабатывать отрядные программы, которые не только соответствовали тематике смены, но и во многом ее дополняли. Если смена была экологическая, то все мероприятия в отряде были направлены на эту тему: я устраивала трудовые десанты по уборке близлежащего водоема и территории, наблюдали с детьми за созвездиями в телескоп, устраивали состязания по рыболовству, готовили уху из экологически чистых продуктов, собирали гербарий, наблюдали за стадиями развития бабочек в природных условиях и т.д.

Все эти мероприятия – это скорректированные предложения детей и поддержка руководства лагеря. Коллективные творческие дела в одной проведенной смене получались интересными с прекрасными идеями. Но иногда дети приезжали на две, три смены сразу и вожатому нужны были новые игры, так как весь накопленный набор игр был знаком ребятам с прошлых смен.

Я стала изучать технику разных игр. Как-то в отряде, готовясь к соревнованиям по шашкам, дети играли на нарисованном на листе бумаги шахматном поле, используя цветные пробки от бутылок (зеленые и голубые). Два человека играли, а все остальные с интересом наблюдали, мнения детей расходились, и тогда дети стали использовать в этой игре «пробки» красного и белого цветов. Ребята дорисовали клеточки на шахматном поле. При этом с каждой стороны шашечной доски было добавлено по две клеточных линии, на которых выстроились шашки. То есть в шашки одновременно играли уже четыре человека! Досугово-развивающий потенциал игры в этом случае увеличивается сразу в несколько раз. Представляете себе, как в таком варианте преобразуется смысл игры в, казалось бы, привычные шашки, не говоря уже о том, как изменяется процесс игры – насколько более захватывающей и многогранной становится игра при таком варианте!

Другой пример. Во время одного из походов дети взяли с собой футбольный мяч, чтобы поиграть в футбол. Это была настоящая игра в футбол лишь с тем отличием, что проходила она среди деревьев, прямо в лесу с импровизированными воротами. Это была очень веселая и экстремальная игра. Ведь мяч в этой игре мог, ударившись о дерево, полететь в самом непредсказуемом направлении (в том числе и в ворота). Игроки могли заблудиться, пытаясь довести мяч до ворот, и, постоянно теряя при этом нужное направление. Впечатления от этой игры надолго остались в моей памяти и в памяти моих воспитанников.

Впоследствии я стала предлагать детям новые варианты организации игры в футбол: на склоне холма, в большой луже или даже грязи в хорошую погоду, игра на одни, трое и больше ворот. В каждом конкретном случае было море восторга, веселья, интересных впечатлений и нового опыта.

Я поняла, что правила и условия любой игры можно изменить. Именно изменение условий игры (или какого-либо элемента игры) позволяют создавать новые, порою в значительной степени более интересные формы организации досуга.

Игра была главным педагогическим средством (инструментом) в моей работе с подростковым коллективом. Но через некоторое время этот инструмент стал устаревать. Дело в том, что состав ребят, приезжающих в лагерь или посещавших лагеря с дневным пребыванием (пришкольные площадки), практически не изменялся. Поэтому вполне естественной реакцией ребят на предложение поиграть в ту или иную игру, было легкое разочарование, постепенно перерастающее в безразличие, творческую апатию, безынициативность и даже легкую раздражительность. Некоторые из ребят просто перестали играть, зная, что ничего нового и удивительного их там не ждет.

Приходилось искать новые игры в различных печатных изданиях. Собранного материала хватало ненадолго. Связано это было, в первую очередь, с тем, что правила организации и проведения большинства игр не подходили под те условия, в которых находились дети: в одних случаях несоответствие носило пространственно-временной характер, в других случаях проблема заключалась в отсутствии необходимого игрового инвентаря, в-третьих – в количестве и половозрастном составе участников и т.п. В определенный момент мне стало искренне жаль «терять» интересные идеи, заключенные в играх, от которых приходилось отказываться (ввиду их несоответствия нашей действительности), и я решилась на эксперимент. Эксперимент был прост и заключался в том, что я изменяла отдельные правила и элементы известных игр, перестраивая (подстраивая, адаптируя) их под «мои» условия.

Например, если по первоначальным правилам игры предполагалось, что активная роль может принадлежать одному участнику, а остальные выступают в пассивной роли зрителей (что меня, как организатора активности и творчества ребят, не очень устраивало), то я изменяла это правило, делая так, чтобы все были активными участниками, а кто-то один – зрителем, но тоже активным и инициативным. В какой-то определенный момент я осознала, в чем именно здесь заключается секрет, и интуитивно обозначила для себя основной метод создания новых игр. Мною была перефразирована известная поговорка «Всё новое – это хорошо забытое старое», которая в контексте моей профессионально-педагогической деятельности стала звучать следующим образом: «Новая игра – это разнообразные элементы нескольких уже существующих игр, объединенных в одно целое». То есть, такое игротехническое творчество заключалось в том, что я просто делала своеобразный коктейль из игр, уже «отработавших свое», но получавших новое оформление и «новую жизнь» после обработки. В результате, через некоторое время, потребовавшее для апробации и закрепления этого метода, я забыла о том, что когда-то были проблемы, связанные с организацией интересного досуга моих «подопечных». Каждый раз, идя на очередную встречу с ребятами, я имела в запасе несколько новых игр, что во многом способствовало в решении практически всех педагогических задач, актуальных в тот или иной момент для развития коллектива и каждого отдельного подростка.

После нескольких лет работы с постоянным подростковым коллективом, когда был накоплен довольно большой багаж идей и конкретных наработок, связанных с организацией игровой деятельности, мне представилась возможность поработать вожатой в одном из областных загородных лагерей. Было интересно «попробовать себя» с незнакомыми детьми. Уже в самые первые часы и дни работы в лагере я ощутила некоторую эйфорию. Я была максимально успешна во всех своих вожатских ролях – ведь мне было чем удивить ребят, многие из которых вообще впервые приехали в лагерь и не имели опыта занятий в каких-либо досугово-развивающих и творческих объединениях. Но эта эйфория прошла очень быстро. И причин тому было несколько:

Во-первых, в отряде всё-таки было несколько ребят, которые либо уже бывали когда-то в загородных лагерях (некоторые по 5-6 раз), либо были участниками или даже активистами общественных организаций, клубов и выезжали во Всероссийские детские центры.

Во-вторых, я очень быстро поняла, что психология и педагогика отношений во временном детском формировании и в постоянном коллективе довольно ощутимо отличаются. Большое значение здесь имели, опять же, пространственно-временные аспекты организации совместной и индивидуальной деятельности. К примеру, в отличие от детских площадок, где я встречалась с детьми по 4 часа в день, в лагере с круглосуточным пребыванием мне приходилось находиться с ребятами 24 часа в сутки.

Следовательно, вожатый должен быть готов к тому, чтобы организовать игровую ситуацию в самых разных условиях и сферах деятельности: во время утреннего пробуждения, в процессе ожидания завтрака перед столовой, во внутриотрядное время, перед началом вечерней программы на сцене, на вечернем «огоньке», в процессе купания, на дискотеке, во время «тихого часа» и т.д. Кроме того, если на пришкольном лагере в моем распоряжении была какая-то определенная комната, предназначенная для занятий, то в загородном лагере в качестве игровой площадки выступала вся территория лагеря, доступная детям, и каждый элемент этого огромного по объему пространства можно было использовать в качестве игрового антуража, инвентаря или даже условия той или иной игры. Также, необходимо было учитывать и то, что во временном коллективе ребята были значительно более разные (географически, социально, интеллектуально, морально, психологически и т.д.) и значительно менее подготовленные к совместной деятельности, нежели ребята из постоянного коллектива, в котором уже сформировались целые пласты традиций, правил, норм, регулирующих отношения и делающих их более оптимальными и гармоничными. В постоянном коллективе ребята уже во многом «смотрят, дышат и идут в одном направлении», в то время как во временном коллективе эту направленность и определенное (разумеется, педагогически целесообразное) единообразие еще только нужно сформировать.

На одном из семинаров, проходившем в КГБОУ ДО «Хабаровский краевой центр внешкольной работы» «Созвездие», мне представилась возможность встретиться с замечательными игропедагогами. Именно эта встреча сподвигла меня открыть школу начинающего вожатого, где мы с ребятами учимся конструировать и создавать новые игры из давно изживших себя. Работа в школе вожатых ведется третий год. Каждый год я полностью обновляю свой преподавательский «репертуар», разрабатывая новые игровые формы организации учебной деятельности. Каждый год программа игр обновляется и дополняется в зависимости от запросов юных вожатых.

Уникальным свойством игры, подтверждающим потребность ребенка в игре, является, в первую очередь, то, что детей не нужно учить играть (хотя, разумеется, в рамках организованного педагогического процесса предполагается создание необходимых условий для овладения детьми основными навыками игровой культуры) и, самое главное, не нужно заставлять их играть. Как правило, дети играют спонтанно, охотно, с большим удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Игра не имеет ограничений для опосредованного проявления и целенаправленного использования ее в самых разных сферах человеческой деятельности.

Во-первых, игра – это фантастических объемов поле для проявления и развития творчества, которое в игре может быть любой направленности, принимать любую форму и наполняться практически любым содержанием (при условии, конечно же, позитивно ориентированного характера осуществляемой деятельности).

Во-вторых, само поле игрового творчества также не является статичным, застывшим состоянием, а, в зависимости от целого ряда всевозможных внутренних и внешних факторов, может быть подвергнуто изменению различных его характеристик и составляющих. Другими словами, игровое творчество – это то, что происходит как с участниками игры, так и с самой игрой. Именно это обстоятельство дает широчайшие возможности для создания, то есть, конструирования бесконечного множества новых игр, позволяющих педагогам различного уровня и направленности деятельности как совершенствовать педагогический процесс (степень эффективности которого может выражаться в самых разных продуктах – положительные изменения в уровне развития коллектива и отдельной личности, гармонизация отношений, решение актуальных проблем и др.), так и совершенствоваться самим.

Но, прежде чем рассматривать способы конструирования игры, необходимо рассмотреть изначальное понятие – ИГРА. Какие смыслы и возможности кроются за этим, знакомым с раннего детства, словом? Несмотря на разницу в смыслах, все значения слова «игра» имеют явно позитивную окраску: радость, удовольствие, веселье, ребячество. Не случайно, что некоторые исследователи дают такую трактовку смысла понятия «игра»: «иго» – власть, сила; «Ра» (бог солнца в древнеегипетской мифологии) – солнце, свет («Радуга», «Радость» и др.).

Все игры можно разделить на две группы: одни – уводят от реальности, другие – помогают адаптироваться к ней.

Образование (в особенности, дополнительное, внешкольное образование) имеет дело только со вторыми: играми, способствующими полноценной адаптации к окружающему миру.

Именно об этих играх, вернее, об их создании, конструировании будет идти речь. Всестороннее изучение феномена игры позволило Й. Хейзинге выделить следующие ее признаки: – игра – свободное действие: игра по принуждению не может оставаться игрой; – игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь, игра – это выход из такой жизни в иную, преходящую сферу деятельности с, опять же, иными, ее собственными устремлениями, поэтому игра полностью захватывает тех, кто в ней принимает участие; – игра всегда «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени; – игра всегда устанавливает определенный порядок, который может выражаться в самых разных образах и который всегда обязателен, поэтому потенциально игра склонна быть красивой (даже термины, которые применяются для обозначения элементов игры большей частью лежат в сфере эстетики: напряжение, равновесие, колебания, чередования, контраст, вариация, завязка и развязка, разрешение и др.); – игра – это практически всегда определенной степени напряжение, которое подвергает силы игрока испытанию: его физической силы, упорства, изобретательности, мужества, выносливости, а также духовной силы, так как он, желая выиграть, вынужден держаться в рамках обозначенного дозволенного; – каждая игра имеет свои правила, которыми определятся то, что должно иметь силу в выделенном игрою (ограниченном рамками пространства и времени) мире; правила игры обязательны для выполнения и не подлежат никакому сомнению – нарушение правил игры равноценно ее разрушению; игра просто перестает существовать как таковая в случае нарушения ее правил; – немаловажным признаком игры является и то, что играющие создают новое сообщество – группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась; – также, особенность и сущность игры заключается в ее обособленности, выраженной в некой таинственности.

Американский психолог и психиатр Э. Берн, автор теории трансакций, делает вывод о том, что «весь процесс воспитания ребенка – это обучение тому, в какие игры следует играть и как в них следует играть». Немецкий психолог И. Байер под игрой понимает деятельность детей, в которой они определенным способом воспроизводят явления в обществе, в окружающем мире. Немецкий психолог К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. По его мнению, игра – первичная стихийная школа, кажущийся хаос, которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Сущность и значение детской игры исследовалось многими отечественными педагогами.

Например, К.Д. Ушинский писал, что игра для ребенка – это «действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог бы войти по сложности ее явлений и интересов. В игре дитя – уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».

С.Т. Шацкий писал, что без игры нет детской жизни, что игра – это важное средство адаптации детей к окружающей природной и социальной среде.

А.С. Макаренко также писал о важности игры для детей: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Кроме того, педагог, работающий с постоянным детским или подростковым коллективом (общественное объединение, клубный коллектив, творческая студия и т.п.), через некоторое время столкнется с тем, что детям или подросткам уже не интересны те игры, в которых они неоднократно принимали участие. Им хочется здоровой интриги, сюрпризов, необычных поворотов в осуществлении совместной деятельности, таинства предстоящей деятельности, нестандартных ситуаций и ярких впечатлений. Этого требует их естество. Это – нормальная реакция на отсутствие стимулов, ненавязчиво подталкивающих растущего человека в его развитии. «Позитивная новизна» (новый жизненный опыт, позитивно окрашенный и вырабатывающий оптимистическую жизненную стратегию) – это то, что лучше всего создается в игровой деятельности. Это та «горючая смесь», которая лучше всего способна разжечь интерес ребенка к себе и миру.

Ускоряющиеся темпы научно-технического развития, в результате которого постоянно (и чем дальше, тем быстрее) происходит обновление того, что еще совсем недавно считалось новшеством.

Например, казалось бы, совсем недавно появились первые фильмы, записанные на CD, а сегодня уже и фильмы на DVD давно не считаются чем-то новым и необычным. Или, казалось бы, относительно недавно доступным для широких масс стало использование пленочных фотоаппаратов-«мыльниц», позволяющих любому человеку, не имеющему даже приблизительного представления о фотографировании, самостоятельно делать цветные фотографии, а сегодня очевидным стало преимущество цифровых технологий. И таких примеров можно привести немало.

Следовательно, необходимо предлагать растущему человеку принимать участие в тех игровых формах, которые заведомо представляют для него интерес. При этом интерес они должны представлять не только для него, но и для всего детского (подросткового, молодежного) сообщества, в рамках которого организуется та или иная игровая форма.

Форма игры – это своего рода «оболочка» игры, представляющая в описательном виде некую формулу, в которой в определенном соотношении (последовательность, взаимосвязь, возможный и необходимый объем игрового материала и т.п.) выстроены основные и дополнительные составляющие игры.

Содержание игры – это то, чем наполнена игра, ее внутренние составляющие.

Форма игры – это ее «оболочка», а содержание игры – это ее «внутренности».

Попробуем для представления игры использовать такой образ, как механизм. Форма игры здесь – это внешние характеристики механизма: размеры (длина, высота, ширина), особенности конфигурации, цвет, обтекаемость или угловатость и др. По форме мы чаще всего легко и сразу отличаем один механизм от другого: будильник от холодильника, пылесос от трактора, велосипед от швейной машинки и т.д. Содержание здесь – это детали каждого из механизмов: шестеренки, болтики, пружины, трубки, поршни, ремни, лампочки и т.д.

Казалось бы, простая и неинтересная на первый взгляд форма может по новому и ярко «заиграть», если наполнить ее свежим, актуальным, «вкусным» и привлекательным для детей содержанием.

В частности, в начале какой-нибудь лагерной смены с ярко выраженной «морской» тематикой, где отряды – это «экипажи кораблей», а дети – «матросы». В этом случае каждый участник игры может не только называть свое имя, но и называть какую-либо «корабельную» роль, название которой должно начинаться с той же буквы, что и имя игрока: Кирилл – капитан, Юля – юнга, Света – связист, Андрей – аквалангист, Дима – диспетчер, Гера – грузчик, Лена — лекарь и т.д. Соответственно, в игре необходимо повторять не только все предыдущие имена, но и соответствующие «корабельные» роли. В этом случае, кстати, и имена лучше запоминаются (благодаря достаточно ярким ассоциациям), и происходит погружение в тематику смены, и развиваются эрудиция и оригинальность мышления, да и сама игра проходит, как правило, более ярко и весело.

О.С. Газман отмечал, что «игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма».

Что же дает игра детям? В чем заключается богатейший воспитательно-обучающий, развивающий потенциал детской игры?

Игра дает свободу. Игра – это не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Когда ребенка принуждают играть – игра перестает существовать, ребенок лишь имитирует игровую деятельность. Поэтому игра является одним из основных средств формирования и развития автономной личности, что особенно важно в современном мире.

Игра дает перерыв в повседневности, с ее монотонностью. Игра – это неординарность. Игра всегда не похожа на реальность. Игра ярче и насыщеннее реальности. Поэтому, при педагогически целесообразной и разумно дозируемой организации игры, она дает самое главное – возможность заинтересовывать.

Игра дает возможность экспериментировать с имеющимся опытом, развивая и расширяя его. Подчиняясь лишь конкретным правилам, ребенок в игре свободен от всяческих условностей (социальных, меркантильных и прочих). Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок, подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и не подвергается сомнению в процессе игры. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество игры очень ценно сейчас в современном нестабильном и во многом беспорядочном мире. Оно развивает такой важный социальный навык, как способность и готовность «играть по правилам», то есть соблюдать законы, быть честным и т.п. Игра развивает дисциплинированность и ответственность.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству – духовному, интеллектуальному, физическому. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной как внутри себя (для участников), так и внешне (для зрителей, болельщиков и других наблюдателей). Это выражается, например, в ритме и такте развития игры, во внешнем ее оформлении, в игровых ролях, в красивом завершении и т.д. Хотя в игре существует элемент неопределенности (что, опять же, ценно), противоречия в игре как бы сами собой стремятся к разрешению и совершенству, что позволяет делать изящное, логически и интуитивно оправданное завершение для любой, даже, на первый взгляд, неудачной и «слабой» игры.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизируя все его способности, в том числе слабо проявленные или даже до определенного момента скрытые. Поэтому любая игра обладает уникальными диагностическими возможностями, позволяя получать обширную информацию об игроках – интересы и цели, возможности и потребности, слабые и сильные стороны.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, разнообразен и неповторим, что многие игровые содружества, в подавляющем большинстве носящие временный характер, зачастую обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Эта возможность вытекает из испытываемой участниками игры искренней радости общения с единомышленниками.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных и нестандартных решений. Неопределенность, непредсказуемость игры, импровизированный характер большинства игровых действий – всё это нередко приводит к неожиданным ситуациям, сочетаниям обстоятельств и соотношениям факторов и сил, при которых рождаются действительно оригинальные идеи, новый опыт и отношения.

Игра дает понятие о чести и достоинстве. Игра – это эффективная профилактика проявления корыстных, эгоистических и узкогрупповых интересов. По большому счету, в игре не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра развивает способность к самоограничению и самопожертвованию в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле умения ориентироваться и двигаться. Игры развивают ловкость, выносливость, гибкость, быстроту реакции и др.

Игра дает возможность для проявления и развития воображения и других творческих навыков, необходимых для создания новых ситуаций, правил игры, а также для создания и совершенствования различных видов игровой атрибутики.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение нестандартных и комичных ситуаций, ироничных комментариев, веселых реакций и т.п.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно (с подключением новых условий и атрибутов) в своем вымышленном мире. Именно поэтому игра дает психологическую устойчивость и значительно снижает уровень тревожности, который так высок у большинства современных родителей и передается детям. Вырабатывает активное, инновационное отношение к жизни и настойчивость в выполнении поставленной цели.

Игра дает возможность осуществлять опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В игре, обладающей большими привлекательными возможностями, ребенок с азартом делает только то, что ему искренне интересно. Это позволяет избегать в педагогической деятельности авторитарных методов, в большей степени реализуя на практике гуманистические ценности воспитания и обучения.

Игра дает отдых для души, ума и тела. В этом самоценность игры, особенно, если рассматривать ее как способ интересно и увлекательно провести время в совместном развлечении или обучении.

Таким образом, игра – это уникальное, многообразное и многоаспектное социокультурное явление и педагогическое средство, объективно существующее и развивающееся вне времени и пространства.

Для того, чтобы лучше понять метод оптимального изменения в соотношении формы и содержания р ассмотрим несколько вариантов игр с мячом:

Характеристика формы: за основу взята форма известной детской игры «Звери, птицы, рыбы, насекомые». Участники игры располагаются в кругу. В руках у ведущего – небольшой мячик. Ведущий бросает мяч одному из участников, задавая при этом какой-либо вопрос или называя какую-либо тематическую область. Участник игры, которому был брошен мяч, должен, поймав мяч, в течение 2-3-х секунд ответить на вопрос или назвать что-либо, относящееся к тематической области, обозначенной педагогом. Варианты ответов нельзя дублировать. Если он, поймав мяч, отвечает неправильно, думает слишком долго или повторяет уже названный кем-то вариант, то он:

а) выходит из игры (тогда игра продолжается до последнего игрока, который и будет считаться победителем);

б) получает штрафной бал (тогда участники игры, получившие больше всего штрафных балов, в конце выполняют все вместе какое-либо творческое задание), либо, наоборот, правильно и быстро ответивший получает поощрительные баллы (выбор здесь, опять же, зависит от конкретной педагогической ситуации);

в) отдает какую-либо из своих вещей, а в конце игра проходит в форме известной игры в «фанты».

Разумеется, возможны и другие варианты развития событий в игре.

Педагог при этом может быть:

а) единственным ведущим игры, то есть только он каждый раз задает новый вопрос, бросая мяч любому из участников (соответственно, участники, ответив на вопрос, возвращают мяч ведущему);

б) одним из участников игры с соответствующей правилам сменой ведущего (то есть каждый ответивший на вопрос, задает свой вопрос и бросает мяч тому, кого он выберет).

Вариант «а» более предпочтителен, так как в этом случае может быть меньше игровых конфликтов, связанных с неправильно заданными вопросами, да и сам педагог может специально заранее подготовить различные вопросы, контролировать процесс прохождения игры и т. п.

Разным может быть также и порядок включения участников в игру:

а) в определенном порядке, например, по кругу – ведущий бросает мячик, начиная с ближайшего к нему (слева) участника и далее по часовой стрелке (в этом случае игра может считаться завершенной, например, тогда, когда будет пройден весь круг, и каждый хотя бы раз поймает мячик);

б) в произвольном порядке – ведущий может бросить мячик любому из участников, в том числе несколько раз подряд одному и тому же участнику.

Вариант «а» целесообразен в том смысле, что все участники будут задействованы, а недостаток его заключается в том, что теряется элемент неожиданности и остроты внимания. Вариант «б», наоборот, ценен тем, что каждый участник находится в определенном напряжении внимания, так как ведущий может в любой момент бросить ему мячик и задать вопрос. Очевидный же недостаток второго варианта в том, что в этом случае, возможно, кому-то из участников будет задано больше вопросов, кому-то меньше, что, в свою очередь, может создать ощущение неправильности, нечестности игры ведущего и т.п. (при проведении данной игры с определенной категорией детей данное обстоятельство приходится порою учитывать).

Цели игры:

Игра развивает: внимание и память, быстроту, точность и оригинальность мышления, эрудированность и широту кругозора.

Также игра может использоваться как одно из средств осуществления постоянного и динамичного исследования уровня развития интеллектуальных способностей и объема знаний (как общих, так и предметных).

Игра хорошо проходит на различных досугово-развивающих занятиях, тренингах, в походах, на семейных и других праздниках. Игра не требует специального инвентаря (вместо мячика ведущий может использовать какой-либо другой предмет, подходящий для этих целей или просто указывать рукой на выбранного игрока), специальной подготовки к ней и может проводиться практически в любом месте (на пляже, в автобусе или поезде, в классе, в спортзале, на игровой площадке во дворе и пр.).

Количество участников:

Игра может проводиться в группе примерно от трех до тридцати человек.

Возраст участников:

Возможный возраст участников – примерно от 7-10 лет (в зависимости от варианта игры). Верхняя граница возраста отсутствует, так как в эту игру с большим удовольствием играют дети, подростки и молодежь.

Таким образом, на примере данной игры мы видим, что достаточно большое количество нюансов и возможных обстоятельств необходимо учитывать, ориентируясь на педагогическую целесообразность игры и другие условия.

Игра «Птица, рыба, зверь, насекомое»

Ведущий бросает кому-либо из участников мячик, говоря при этом, например, «Зверь!». Участник, поймав мячик, должен сразу же назвать какое-либо животное (заяц, слон, муравьед и др.). Соответственно, если ведущий кричит «Птица!» или «Рыба!», то тот, кому был брошен мячик, быстро называет какую-либо птицу или рыбу.

Можно делать и наоборот: ведущий называет какую-либо рыбу, насекомое, птицу или животное, а игроки быстро определяют и называют категорию, к которой они относятся. В этом случае игроки (независимо от возраста) часто затрудняются с быстрым правильным определением категории пингвина, кита, дельфина, утконоса, муравьеда, крокодила, выхухоля и т. п.

Игра может проводиться, в том числе, на уроках биологии в школе. В этих случаях ее можно наполнять различным содержанием, соответствующим образом меняя ее название, например: «Деревья, кусты, травы, грибы», «Хищники, травоядные», «Морская рыба, речная рыба».

Соответственно, игра может проводиться и на многих других школьных занятиях, например, на географии: «Европа, Азия, Америка, Африка» – игроки должны называть страны (реки, горы, столицы стран и т.п.), расположенные на этих континентах.

Игра «Круглое, твердое, кислое»

Ведущий, бросая мячик, называет какое-либо качество предмета, а участники в ответ должны называть сами предметы, которым присущи эти качества. Например: круглое – мяч, твердое – камень, кислое – яблоко и т.д. В данном случае педагог может поощрять оригинальные ответы, например, кислое – лицо, твердое – сердце (у кого-то из знакомых) и т. п.

При этом ведущий может несколько раз подряд повторять одно и то же качество. Игроки, соответственно, должны давать разные варианты ответов, например: кислое – яблоко, настроение, молоко, лимон и др.

Можно также использовать и такую хитрость – ведущий называет качество, близкое тому слову, которое перед этим было названо одним из игроков, например: «кислое – яблоко, зеленое …» или «зеленое – елка, колючее…» и др. В таких случаях игроки часто не могут сразу переключиться с предыдущего образа. Поэтому, когда им называют качество, подходящее к только что названному образу, им бывает сложно назвать какой-либо другой образ. В этом варианте игра особенно развивает абстрактное мышление и способность концентрировать свое внимание.

Можно сделать и наоборот, то есть ведущий называет какой-либо предмет, а поймавший мячик называет его качество.

Игра «Гении»

В данной игре возможны три варианта:

1) Ведущий, бросая мячик, называет фамилию какого-нибудь известного человека. В ответ на это участники, ловящие мяч, должны называть область, в которой этот человек стал гением. Например: Пушкин – поэт, Менделеев – химик, Шаляпин – певец и т.п.

2) Ведущий называет какую-либо область (наука, кино, спорт и др.), а участники называют фамилии людей, прославившихся в этой области, например: кино – Чарли Чаплин, физика – Эйнштейн, живопись – Репин и т. д.

3) Ведущий называет какое-либо известное литературное или музыкальное произведение, фильм, закон или изобретение, а игрок, поймавший мячик, называет людей, непосредственно с этим связанных (писателей, поэтов, композиторов, актеров, режиссеров, ученых, изобретателей и т.п.).

Желательно, чтобы ведущий заранее подготовился к данной игре, почитав соответствующую литературу.

Игра «Наш дом»

Игра состоит из трех этапов:

1) Ведущий бросает мячик каждому участнику по одному разу. Поймав мячик, игроки должны назвать какое-либо членство в семье (мама, папа, сын, дочь, тетя, дедушка и др.). То, что они назовут, является их шутливой ролью в течение игры. Названия не должны повторяться, т.е. не может быть двух «мам» или трех «теть». Все роли называются по отношению к игроку, первым назвавшим свою роль.

2) Ведущий, бросая мячик, задает какой-либо конкретный вопрос (Зарплата? Возраст? Увлечения? и т.п.), на который участники должны отвечать соответственно своей роли. Так как отвечать нужно очень быстро, то ответы участников зачастую не соответствуют друг другу (например, возраст сына – 10 лет и он зарабатывает 10000 рублей в день, а возраст отца – 11 лет), что обычно вызывает смех со стороны других участников.

3) Ведущий, бросая мячик, задает вопросы относительно дома, в котором проживает «семья»: количество этажей (бывает смешно, когда в стоэтажном доме отсутствует лифт, туалет располагается на улице, но на каждом этаже есть бассейн), комнат, окон и т. п.

Игра, кроме всего вышеобозначенного, развивает также способность быстро и адекватно оценивать возможность соотношения разных вещей и элементов информации, когда они рассматриваются в едином контексте.

Игра «Запрещенная буква»

Ведущий, бросая мячик, задает любые вопросы. Участники, ловя мяч, должны дать соответствующий вопросу ответ, но с одним условием – в ответе должна отсутствовать какая-то определенная буква (две, три и т.д.), о чем участники игры договариваются заранее.

Игра «Рифма»

Бросая мячик, ведущий называет какое-либо слово. Участник игры, поймавший мячик, должен сказать рифму на названное ведущим слово: стол — пол, глаз — алмаз, волос — голос и др. Желательно, чтобы ведущий учитывал уровень развития ребят, участвующих в игре и называл не сложные слова. Хотя, если ведущему необходимо сделать так, чтобы кто-то из ребят выполнил фант, не справившись с заданием, то он может использовать и достаточно сложные слова. Например, очень трудно (почти что невозможно) найти рифмы к словам «окунь» и «аист».

Игра «Слог»

Ведущий, бросая мячик, называет первый слог какого-либо слова.

Участник игры, поймавший мячик, должен продолжить слово. Например: ко… — …рова (…роль, …рабль, …пилка, …мар), ча… — …сы (…ша, …ры, …бан), ма… — …шина ( …фия, …ма, …кияж) и др.

Данный вариант применим также к занятиям на уроках русского языка. Здесь проигравшим (получившим штрафной балл или фант) может быть также и тот, кто совершает ошибки, например: ка… — …рова, ком… — …андир, ма… — …роз, ча… — …шка и др.

Игра «Три одинаковые буквы»

В этом варианте ведущий называет какую-либо букву. Игрок, поймавший мячик, должен назвать слово, в котором есть три буквы, названные ведущим: о – молоко, н – намеренно, а – авангард и т.п.

Но очевидно, что быстро вспомнить соответствующее слово в таком варианте очень сложно. Кроме того, на многие буквы просто невозможно подобрать слова, так как они просто отсутствуют в русском языке. Например, нет слов, в которых было бы три буквы «ю», «з», «ф», «ё» и др. Следовательно, в этих случаях слова нужно … придумать. При этом слово необходимо не только придумать, но и «перевести» его с какого-либо языка (тоже придумать) на русский язык, объяснив его значение. Например: «ю» — члюндюркюст – воинское звание у какого-нибудь сказочного народа.

В этом варианте игра проходит, как правило, очень весело и, кстати, как показывает практический опыт, детям в нее играть бывает значительно проще.

Также можно придумать еще десятки вариантов игр подобной формы, например: «Профессии» (ведущий называет какую-либо профессию, а участник, поймавший мячик, инструменты и т.п., связанные с ней), «Страны» (ведущий называет страну, а участник — столицу страны, континент или любое слово, ассоциирующееся у него с этой страной) и т. п.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × один =