Игровые методы и приёмы автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста: консультация для педагогов


Автор: Антонина Сергеевна Орлова
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: учитель-логопед


В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей со стойкими полиморфными нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать занятия.

Использование игровых приемов позволяет решить сразу несколько задач:

— пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

— расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

— повысить познавательную активность и работоспособность детей;

— активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

— плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

— увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Чтобы повысить интерес детей к педагогическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Автоматизация изолированного звука

«Улитка». Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] – комар, [ш] – змея, [ж] – жук, [р] – тигр.

На игровое поле выкладывается определенный символ. Педагог дает образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.

«Полянка». Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов.

Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание – для звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием – для [ц] и [ч].

«Лабиринт». Упражнение направлено на отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж. Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора – [р-р].

«Самолет». Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета.

Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук – [л-л].

«Узоры». Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]-[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх – владения жука, низ – комара.

Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть – к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.

Автоматизация звука в слогах

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используются следующие приемы и упражнения:

«Волшебная палочка» своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и «просит» повторить слог несколько раз. Педагог трижды ударяет палочкой и произносит слоги «СА-СА-СА». Затем передает палочку ребенку – он также ударяет 3 раза по столу и повторяет слоги.

«Игра на пианино» имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ, РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ.

А затем все 5 «песенок» – слогов ребенок «играет на пианино» вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

«Цветочек» – слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков – «лепестки открываются и закрываются».

«Проведи слог по звуковой дорожке» одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

«Пропевание слога под музыку» например под музыку песни «Вместе весело шагать» проговаривать слоги (СА-СА-СА-СА и т.д.)

Автоматизация звука в словах

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в словах. А педагогические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

«Рыбалка», в аквариуме находятся «рыбки» на которых прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем «рыбку» и на данный звук подбираем слова. Поймав «рыбки» – слова, («рыбку» с картинкой) дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т.п.

«Веселый урожай» – выложить название овоща или фрукта на заданный звук.

«Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (со звуком С).

Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (игрушка или нарисованный персонаж), который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка – Алёнушка…

Автоматизация звука в предложениях

«Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса.

«Девочка Маша» – еще одно многофункциональное пособие, которое используется для развития мелкой моторики: заплести косички, завязать бантики из лент разных цветов, ширины, длины, застегнуть молнии, пуговки, кнопки. С Машей дети «отправляются на прогулку» (имя кукле можно дать любое – в зависимости от автоматизируемого звука), например: «Ша-ша-ша – наша Маша хороша, ши-ши-ши – нашей Маше напиши».

Медвежонок «Тишка», которые становятся героями игр-путешествий, игр-драматизаций и т.д.

Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на своём месте: (Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша.). Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: «подружили» слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =