Игровые упражнения на развитие фонематического восприятия


Автор: Галина Николаевна Абдуллаева
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 15»
Должность: учитель-логопед


«Звуки за окном»
Цель ‒ развитие слухового внимания.

Прислушайтесь внимательно и постарайтесь назвать как можно больше разных звуков, которые вы услышите за окном.

«Звуковая шкатулка»
Цель ‒ развитие слухового внимания.
Эта шкатулка не простая, она хранит много разных звуков. Послушайте их и постарайтесь узнать.

«Веселый оркестр»
Цель ‒ развитие слухового внимания и восприятия.
Перед вами на столе разные музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, металлофон, гармошка, погремушка. Послушайте звуки, которые они издают. За ширмой такие же инструменты, я буду издавать звук на одном из них, а вы постарайтесь звук узнать и назовите инструмент.

«Угадай, что звучит»
Цель ‒ развитие слухового внимания и восприятия.
Я уберу за ширму разные предметы. Но сначала послушайте, какие звуки они издают (педагог производит действия с этими предметами). А сейчас узнайте, какой предмет издает звук.
На начальных этапах детям предлагается для узнавания один звук, а затем количество последовательно производимых звуков увеличивается.

«Звуковой диктант»
Цель ‒ развитие слухового внимания.
У меня на столе предметы, у вас картинки с изображением этих предметов. Я за ширмой буду производить звуки разными предметами, а вы постарайтесь узнать этот звук и поднять нужную картинку.
Для этого упражнения сначала подбираются предметы, которые издают контрастные, не смешиваемые звуки, а в дальнейшем ‒ для более тонкой дифференцировки

«Сосчитай звуки»
Цель ‒ развитие слухового внимания.
Внимательно слушайте звуки. Сосчитайте, сколько разных звуков вы услышали. Назовите эти звуки (например, стук карандаша, звон колокольчика, щелканье ножниц – 3 звука)

«Назови по порядку»
Цель ‒ развитие слухового внимания.
Внимательно слушайте звуки. Сосчитайте, сколько звуков прозвучало. Назовите звуки по порядку. Какой прозвучал первый? Третий? Второй?

«В саду»
Цель ‒ развитие умения выделять гласный звук из потока звуков.
Мы собираем урожай яблок, снимите с яблони красное яблоко только тогда, когда услышите гласный звук. Обязательно надо спросить : «Почему ты сорвал красное яблоко? Почему этот звук гласный?»

«Собираем сливы»
Цель ‒ развитие умения выделять твердый согласный звук из потока звуков.
В нашем саду поспевают сливы. Мы будем их собирать, но срывать надо самые спелые – синие. Синюю сливу можно положить в корзинку только тогда, когда услышите согласный звук.
Перед игрой необходимо уточнить, какие звуки называются гласными, а какие согласными.

«Красивый букет»
Цель ‒ развитие умения соотносить звук с условным символом.
На лужайке распустились цветы. Чтобы собрать букет, нужно внимательно слушать звуки: если услышите гласный звук, надо взять красный цветок. Услышите согласный звук – возьмите синий цветок.

«Украсим бусы»
Цель ‒ развитие умения соотносить звук с условным символом.
Бусы – очень хороший подарок. Но эти бусы не успели украсить. Давайте их украсим, чтобы они стали красивыми. Логопед произносит в произвольном порядке гласные и согласные звуки, а дети должны взять соответствующий символ и «украсить» бусинку.

«Кто в домике живет»
Цель ‒ развитие умение характеризовать звук.
В этом домике живут разные звуки. Их не видно, а только слышно. Послушайте и догадайтесь: он гласный или согласный. Логопед произносить звуки в произвольном порядке. Дети дают ему характеристику.

«Звуковое лото»
Цель ‒ упражнять в анализе сочетаний типа «гласный-гласный», «согласный-гласный».
Педагог называет сочетания типа «гласный-гласный», а затем «согласный-гласный», дети должны определить нужное место на карточке и закрыть его фишкой. Также игра упражняет детей в закреплении зрительно графическом обозначении гласных и согласных звуков.

«Линейки»
Цель ‒ учить выделять заданный звук из потока звуков.
Во время игры детям предлагается угостить щенка косточкой (дать свинке зонтик, укрыть елочку снежинкой), если услышат заданный звук.

«Есть ли звук?»
Цель ‒ учить определять наличие или отсутствие заданного гласного звука в слове.
Познакомив детей с символами звуков, можно использовать эту игру. Одновременно закрепляется зрительный звуковой символ, а также развивать мелкую моторику и зрительную память.

«Необычные цветы»
Цель ‒ учить определять место звука в слове, опираясь на схему.
Эта игра помогает детям определять место звука в слове. Они запоминают, что «серединка» подсказывает место нахождения звука в слове. Каждый подкладывает лепесток и получается необычный цветок.

«Монетки»
Цель ‒ упражнять в умении запоминать инструкции.
Ребенку дается монетка и задание, которое он должен выполнить. Предварительно оговаривается на какой звук он должен обратить внимание: «Купи картинку. А какую тебе подскажет монетка». После нужно обязательно попросить объяснить свой выбор.

«Нужный знак»
Цель ‒ учить (а потом и упражнять) детей в умении соотносить звук с его графическим изображением; упражнять в умении определять первый, либо последний звук в слове.
В ходе игры обязательно надо уточнить названия изображений и предложить обозначить нужный звук символом. Эту игру можно также использовать в период знакомства с буквами, тогда нужно обозначить первый (последний) звук буквой.

«Лишняя картинка»
Цель ‒ упражнять в умении определять первый (последний) звук в слове.
Ребенок должен рассмотреть изображения и, определив первый (или последний) звук в слове, должен назвать «лишнюю» картинку.

«Допиши письмо»
Цель ‒ учить определять отсутствующий звук (звуки) и обозначать его (их) соответствующим графическим символом.
В игровой ситуации предлагаем помочь тому или иному герою дописать письмо. Обязательно уточнив, каких по счету звуков не хватает, сколько всего звуков в слове, какими графическими символами ребенок их обозначил и почему.

«А я знаю»
Цель ‒ учить выстраивать логические цепочки от звука к предложению и от предложения к звуку.
На гранях кубика схематически изображены звук, слог, слово, предложение. Сначала играющим надо назвать любой звук, потом слог с этим звуком, затем слово с таким слогом и в конце нужно составить предложение с получившимся словом. Например: «Я знаю звук — [б]. А я знаю слог — [ба]. А я знаю слово – «баранка». А я знаю предложение – «Мы пьем чай с баранками» или наоборот «Я знаю предложение- «В небе летит самолет». Я могу назвать слово «самолет». Я могу назвать слог [са]. А я могу назвать звук [а]».

«Игра со слогами»
Цель ‒ упражнять определять количество слогов в словах.
На игровом поле надо расположить картинки, в названии которых должно быть то количество слогов, которое указано на схеме

«Картинки помогут»

Цель ‒ закреплять навык узнавания буквы; закреплять навык согласования слов в предложении в нужном падеже и роде.

«Составь слово»
Цель ‒ учить обозначать звук буквой; упражнять в чтении односложных, двусложных слов.
На карточке изображены разнообразные предметные картинки. Ребенок должен определить первый звук в названии и обозначить его буквой, затем прочесть слово.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

тринадцать − один =