Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Анастасия Сергеевна Грибанова
Место работы: МКОУ "ООШ с. Благословенное имени Героя Советского Союза Г. Д. Лопатина"
Должность: учитель начальных классов


Дополнительные файлы

«Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Здравствуйте! Тема моего доклада «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка». Слайд.

Большое значение в активизации познавательной деятельности
младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Когда я начала работать учителем начальных классов, передо мной сразу встали следующие вопросы: почему одни учатся с увлечением и у них на лицах все время светятся радость, улыбка? А другие на уроках сидят равнодушно, ничем не интересуются? В глазах у них нет огонька, блеска радости. Как учить так, что бы не было таких детей? Что бы все дети учились с увлечением, а не с мученьем?

Чтобы активизировать познавательный процесс, я начала вводить в уроки дидактические игры. Слайд.

Рекомендации по организации игровой технологии обучения.

Составляя сценарий какой-либо игры рекомендуется учитывать следующие требования:

— дидактическая игра — это прежде всего урок

— учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений и игр

— игра должна иметь конкретную тему, цель и задачи;

— при построении игры важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка — финал;

— предоставьте детям относительно большую самостоятельность в игре, если это возможно;

— в основе игры должна лежать деятельность зрителей;

— содержание игры, подбор загадок, конкурсов должны соответствовать возрасту младших школьников;

— следует помнить о времени;

— продумывание оформления игры;

— использование в ходе урока кукол оживляет учебный процесс, снижает у ребят напряжение;

— собирать как особую ценность любимые игры детей;

— новая хорошая игра — лучший подарок детям.

Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки.

Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов.

« Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

«Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

Дидактическая игра: Одним словом.
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева — …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут -…(час). 
3. Густой частый лес — …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами — …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца — … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник)

Дидактическая игра «Все наоборот» 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием – чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

Дидактическая игра « Замени букву». 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание – чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 

Дидактическая игра «Назови один предмет» 
Цель: отработка способов проверки безударных гласных. 
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
«Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни …) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (… га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ
«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ — ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ
«Из слогов — слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Игры и игровые задания — упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис».

1. К разделам «Фонетика» и «Графика».

Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот).

Методические цели и задачи: – Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувства языка.

2. К разделам «Лексикология и фразеология».

Собери фразеологизм. Собери пословицу. Угадай слово по его описанию.

3. К разделу «Морфология».

Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: – дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства; знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие речи учащихся; развитие чувства коллективизма у учащихся; воспитание у учащихся чувства языка.

4. К разделу «Синтаксис».

Угадай подлежащее (к теме «Главные члены предложения. Подлежащее».) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку — слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. (Свинья) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.

Методические цели и задачи: знакомство учащихся с главными членами предложения; знакомство с подлежащим; развитие у учащихся смекалки, находчивости; – воспитание у учащихся чувства языка.

Главное значение этих игр в следующем:

Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;

Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся.

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 11 =