Интеграция в дополнительном образовании


Автор: Татьяна Валентиновна Жукова
Место работы: МАОУДО "ЦДТ" г. Биробиджана
Должность: педагог дополнительного образования


«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее», – писал А. Франс. Развитие познавательного интереса учащихся – это побуждение учащихся к творчеству, к поиску интересных решений, использование возможностей компьютерного класса.

Дополнительное образование можно получать не только в школе. Именно эта необязательная и выбранная ребенком деятельность во многом стимулирует развитие личностных качеств и, безусловно, выходит за все рамки стандартного обучения и воспитания.

Взаимопроникновение основного и дополнительного образования ставит целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит духовно-нравственного развитие, патриотическое воспитание детей. Разностороннее развитие школьников, развитие навыков работы в команде, в проектной деятельности, привитие толерантности в условиях жизни в коллективе, обучение методам использования компьютерных и коммуникационных технологий при реализации творческих междисциплинарных проектов, развитие моделей информатизации дополнительного образования в условиях интенсивных научно-исследовательских занятий по интегрированным проектам.

В традиционной информационно-объяснительной системе такая интеграция позволяет мне гармонизировать учебный процесс, включить в активное действие разнообразные анализаторы. Деятельность, приближенная к эмоциональному восприятию, повышает эффективность освоения учебного материала.

В наш век компьютеризации я обучаю детей информационным технологиям в совокупности с другими предметами для того, чтобы учащиеся могли применять навыки работы с компьютером при изучении другого предмета, т.е. предоставляю возможность практического применения полученных умений и навыков по предмету «информационные технологии».

В новом тысячелетии общество вступило в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». Это означает, что теперь самым важным продуктом становится информация, и лидировать будут те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

Содержание же обучения информатики не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету. Применение компьютерной техники позволяет мне сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике. Но наличие этой техники только тогда окупается, когда педагог может ею владеть. В этом заключается и специфика занятий по информатике ‒ педагог должен в совершенстве владеть сам современными информационными технологиями, для того, чтобы работать с компьютером, и должен владеть технологиями педагогическими, ‒ чтобы уметь научить школьника.

Учение для младшего подростка, как и для младшего школьника, является значимым видом деятельности. В учебной деятельности младшего подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Переход от младшего школьного возраста к подростковому есть одновременно переход к новой, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учебе, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

Проблема обучения информатике привлекает к себе в последние время особенно пристальное внимание (Тур Е., Горячев А.Н., Первин Ю.А., Дуванов Н.Н.). Я поддерживаю у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим веду поиски новых эффективных форм, методов проведения занятий, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

При подготовке занятий, по разработанной авторской программе, я совершенствую оптимальный темп обучения, рационально использую перспективные возможности компьютера, формирую у детей алгоритмическую культуру, развиваю познавательный интерес и творческую инициативу, воспитываю ответственность за выполняемую работу, аккуратность оформления работ, умение работать в коллективе, когда сам ребенок может оценить свой вклад в проделываемую работу.

Считаю, что неотъемлемой частью учебного процесса на сегодняшний день является учет психологических и физиологических особенностей каждого ученика, что позволяет достигать положительных результатов в обучении. Творческий подход обеспечивает каждому школьнику базовый уровень подготовки и создает благоприятные, комфортные условия для продвижения учащихся на более высокую ступень своего развития. В чем и заключается основная задача современного образования.

Использование вычислительной техники дает мне возможность широко внедрять интеграцию ИТ во всех без исключения предметах и направлениях. На занятиях учащиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов ‒ компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучаться и развлекаться.

При том огромном количестве прикладных программ (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, пакеты математических функций, системы управления базами данных, развлекающие и обучающие комплексы, компьютерные игры) и высочайшем уровне их исполнения умение программировать – не обязательное условие для использования персонального компьютера в практической деятельности. Это ставит передо мной новую задачу в информатике – научить детей быть с компьютером на «ты», помочь им овладеть готовым инструментарием и стать пользователем в широком смысле, то есть самостоятельно находить новые области применения знаний. Несмотря на высокую сложность в исполнении, в практическом применении все прикладные программы очень просты и не требуют много времени для их изучения. А использование умения работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает мне возможность более творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только эти предметы, но и саму информатику, так как дети видят практическое применение своих компьютерных знаний.

Например, изучив программу Microsoft Office Publisher 2003, которая предлагает широкий набор макетов и типов публикаций для создания профессиональных печатных публикаций (открытки, бюллетени, визитные карточки, календари, объявления, грамоты и т. д.), показ календарей, визитных карточек, газеты, я даю возможность учащимся создать свою собственную открытку, настроив одну из открыток, сделанных профессионалами. Дети изменяют макет, цвет открытки, выбирают подпись из набора поздравительных подписей. Разнообразие параметров позволяет нам создавать бесконечное множество открыток.

Графические редакторы – одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество, все они имеют разные возможности, но все включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству. Учащиеся получают возможность выполнять рисунок точками, отрезками, кругами, прямоугольниками и т.д. Они могут увеличить размер любой части рисунка, чтобы проработать ее детально. Компонуя рисунок в целом, изменяют размер того или иного фрагмента, перемещают изображение в другую часть экрана. Дети имеют возможность зеркально отобразить графическую композицию по горизонтали и вертикали, стереть часть рисунка, закрасить ее выбранным цветом, добавить текстовую информацию. Творческую работу учащихся можно сохранить на жестком диске или вывести на принтер, то есть напечатать.

На моих занятиях ребята овладевают необходимыми навыками работы с графическим редактором, выполняют несложные собственные рисунки по теме, предложенной педагогом, а затем выбирают собственную тему, потому что рисунок на компьютере – это самостоятельный вид искусства.

Я стремлюсь зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их; помочь реализовать свою идею ‒ задача педагога. Вместе с учащимися мы находим и изучаем новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подталкивает детей к новым творческим задумкам.

Учащиеся проявляют свои возможности выполнять графические композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое «произведение искусства», видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.

Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы – вот главная моя цель на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, «впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека».

Возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Поэтому на занятиях использую активные формы обучения как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса:

1. Рассказ и объяснение. Чаще всего использую при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер.

2. Беседа является диалогической формой изложение учебного материала. С помощью беседы я побуждаю учащихся с помощью вопросов к рассуждениям и умозаключениям, к самостоятельному «открытию» новых выводов, идей и других теоретических обобщений.

3. При групповой работе делю класс временно на несколько групп, и каждой группе даю задание. В этом виде работы могут себя реализовать практически все члены группы.

4. Взаимопроверки обучающимися, когда каждый ученик получает карточку, где написаны вопросы, которые он, безусловно, должен знать хорошо, на обороте карточки записаны фамилии нескольких учеников и даты, когда они будут опрошены.

5. Большое значение в плане формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся имеют самостоятельные работы. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся активно оперируют приобретенными знаниями, умениями и навыками, совершенствуют поисковую деятельность. Поэтому в этой самостоятельной деятельности учащегося укрепляются и взаимообуславливаются его познавательная активность и самостоятельность, а такая деятельность отличается высоким уровнем сознательности.

6. Нетрадиционным формы урочной деятельности. В своей работе я использую такие формы, как КВНы, состязания, путешествия, экскурсии, турниры и т.д.

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь реализуется прежде всего через увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъективной, личностно заинтересованной позиции учащегося.

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. В процессе обучения я использую следующие приемы развития познавательной активности:

1. Отсроченная отгадка. В начале занятия предлагаю учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой.

2. Опрос-кроссворд. Ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме (подготовлен заранее самим учителем или его помощниками); «высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда «готовит» новую тему.

3. Поисковые и эвристические ситуации. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную мною формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение.

4. Ролевые ситуации. Я учу школьников подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Таким образом, использование мною вычислительной техники дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения.

На занятиях по ИТ обучающиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с помощью которого можно готовить тексты, рисовать, создавать презентации, буклеты, информационные листы, обучаться и развлекаться.

При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим для меня является девиз: «ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ».

Так возникла необходимость создания интегрированных программ:

  1. Программа «Удивительный Биробиджан», предмет «Музей + Компьютер»,
  2. Программа Пресс-Центр, предмет «информационные технологии»,
  3. Программа «ИЗО+Компьютер».

Обучение по данным программам дает ряд преимуществ и повышает интерес к обоим предметам, гармонично дополняющим друг друга.

Поскольку универсальным и эффективным средством в системе гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения является приобщение его к деятельности музея, совместно с руководителем музея Чечельницкой Т.М. была разработана программа по предмету «Музей + Компьютер». С помощью данной программы я реализую проект «Удивительный Биробиджан». Все занятия по программе проходят в интегрированной форме с использованием информационных технологий. Знакомство с историческими событиями сопровождается показом презентаций, что положительно сказывается на восприятии и запоминании теоретического материала.

В результате реализации проекта «Удивительный Биробиджан» учащиеся:

  • расширили и углубили знания о городе, его истории, традициях и культуре;
  • овладели навыками поисковой работы и оформления ее в различных компьютерных программах;
  • получили возможность представить результаты своей работы на выставках, конференциях.

Педагоги апробировали разнообразные формы работы с учащимися, образовательные и игровые технологии по изучению истории города, которые можно использовать для проведения бесед, устных журналов, интеллектуальных игр для учащихся младшего школьного возраста.

Программа «Пресс-центр», предмет «информационные технологии» также реализуется в течение трех лет.

В Центре детского творчества работает печатный орган – пресс-центр, которым я руковожу. Создание детского пресс-центра продиктовано необходимостью отражения своевременной и оперативной информации о всех событиях, происходящих в нашем учреждении с использованием информационных технологий.

Деятельность детского пресс-центра благотворно влияет на становление демократичной и толерантной личности ребенка. Сопровождение работы детского пресс-центра осуществляется силами самих ребят.

Мы приняли участие в IV детском творческом форуме «Синяя птица», в работе творческой мастерской «Мой любимый город», где прошла защита презентаций, которые дети выполняли на занятиях по информационным технологиям. Интеграция заключалась в том, что работы участников были посвящены 70-летию города Биробиджана по темам:

  • История одной улицы.
  • Биробиджан – центр Еврейской автономной области.
  • Биробиджан – столица ЕАО.
  • Биробиджан в годы Великой Отечественной войны.

Эти работы можно использовать для проведения занятий по предмету «Музей + компьютер».

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе сегодня является потребностью современного образования. Использование компьютера в практической деятельности даёт возможность широко применять интеграцию информатики с разными предметами, различными направлениями дополнительного образования. Компьютер позволяет педагогу разнообразить занятие, делает его более интересным, интенсивным.

Практика нашей работы показала, что интегрированные занятия по различным предметам и межпредметные связи являются наилучшей формой воспитательного взаимодействия обучающегося и педагога и обучающихся между собой. Так, например, работая по программе «Удивительный Биробиджан» по предмету «Музей + компьютер», мы сделали вывод, что главное преимущество применения информационных технологий в музейной деятельности – это возможность от заучивания исторического материала перейти к его пониманию благодаря тому, что современные компьютерные программы обеспечивают различные варианты красочной и выразительной подачи материала. Знакомство с историей, культурой и традициями города на занятиях по этому предмету сопровождается показом презентаций, видео-экскурсиями, видео-беседами, созданными педагогами, документальных материалов, прослушиванием аудиозаписей.

В нашей педагогической копилке содержится много методического материала, который можно использовать для проведения воспитательных мероприятий в студиях и клубах Центра детского творчества и других образовательных учреждениях:

Презентации

  1. «Улицы рассказывают…».
  2. «Биробиджан на карте нашей области».
  3. «Традиции и праздники еврейского народа».
  4. «Главное богатство города – его жители» (о почётных жителях г. Биробиджана).
  5. «Биробиджан в военной шинели».
  6. «Герб моего города».
  7. «Деятельность ДПШ в годы ВОв».
  8. «Салют Победы».
  9. «Название моего города».
  10. «Животный и растительный мир нашей области».
  11. «История ЦДТ в истории города».

Интеллектуальные игры:

  1. «Удивительный Биробиджан».
  2. «Область, в которой мы живём».
  3. «По страницам истории ЦДТ».
  4. «Мой родной Центр».

Викторины:

  1. «История моего города».
  2. «Традиции и праздники еврейского народа».

Важно то, что сочетание двух предметов (музей и компьютер) позволяет ребятам одновременно изучать основы работы на компьютере, краеведение, грамматику, историю. У ребят, усваивающих культуру и историю своего города, постепенно формируются важнейшие качества личности: гражданская позиция, бережное отношение к достопримечательностям города, уважительное отношение к его жителям, толерантность. Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые используются на занятиях: «Нарисуй портрет своей улицы, вырази к ней свое отношение», «Твой любимый уголок в городе», «Нарисуй символ еврейского народа», оформление буклетов, информационных листов по темам программы.

Создание детского «Пресс-центра» продиктовано необходимостью отражения своевременной и оперативной информации обо всех событиях, происходящих в ЦДТ. Сегодня мы видим, как занятия благотворно влияют на формирование трудолюбия, коммуникабельности, целеустремлённости наших обучающихся. Нестандартные задания, например: «Фоторепортаж», «Специальный выпуск газеты», «Интервью», «Коллаж» и другие, используемые на занятиях, способствуют развитию их творческого потенциала, расширению кругозора, умению выходить на аудиторию. Обучающиеся учатся грамотности, культуре общения, ответственности за свою работу, представленную в газете. А нам, педагогам, важно научить ребят работать с литературой и другими источниками, выделять главную мысль, грамотно писать текст, излагать свои мысли на бумаге, правильно оформлять свой материал в газете «Радуга», которая выпускается один раз в месяц и распространяется среди студий и клубов ЦДТ.

Помимо новостей ЦДТ, в газете мы стараемся размещать много познавательного материала о календарных праздниках и их истории, об истории ЦДТ, о педагогах, о здоровом образе жизни, а этому предшествует большая самоподготовка педагога, продуктом которой являются беседы: «Празднование Нового года», «История новогодней открытки», «О вреде курения», «Здоровое питание», «День матери», «День учителя», «История нашего города», «Улицы рассказывают», «Исторический Биробиджан».

Кроме выпусков газет, ребята участвуют в конкурсах и выставках. Для того, чтобы выполнить конкурсную работу, предварительно с ребятами проводятся беседы-показы на соответствующую тему. Например, «Огонь – друг, огонь – враг», «Безопасная дорога», «Права ребёнка» и другие.

Опыт работы позволяет нам уже второй год взаимодействовать с творческой группой «Секрет успеха», расширять сферу общения с педагогами Центра и их воспитанниками. В прошлом году результатом работы было участие в Фестивале еврейских праздников, в этом учебном году ребята примут участие в фотовыставке «Я и мой город», в интеллектуальной игре «Удивительный Биробиджан», познакомятся с историей нашего города.

Таким образом, интегрированные занятия с использованием информационных технологий в сочетании с другими направлениями дополнительного образования способствуют расширению воспитательного взаимодействия с обучающимися ЦДТ, а также личностному росту педагогов и обучающихся.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 + 11 =