Искусство танца как средство воспитания и развития ребенка


Автор: Елизавета Сергеевна Шайхисламова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель ритмики


Искусство танца ‒ великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и вы заметите, как ваш ребенок заметно преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Настоящий танец ‒ это истинный праздник и для души, и для тела. И таких праздников существует огромное множество. Это балет, и бальные танцы, рок-н-ролл и самба, вальс и танго. Всего не перечислить. Но любой танец начинается с некоторого набора элементарных знаний о положении корпуса, о позициях рук и ног, разминки, разогревающей мышцы. Без этих знаний не возможен ни романтический вальс, ни зажигательный рок-н-ролл.

Что и говорить, танцевать любят все — взрослые и дети. Неважно, по правилам человек танцует или двигается как умет. В любом случае танец ‒ удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет ‒ веселый или романтичный, нежный или страстный.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения.

Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект : выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Настоящий танец ‒ это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы находим свой стиль не только в танце, но и вообще в жизни. Само собой совершается маленькое чудо ‒ ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо более позитивно.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо учителя, радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает ‒ он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он ‒ любим!

Одним из условий на наших занятиях является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха. Пусть ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих учителей. Беседуя с родителями я говорю о том, что если ваша доченька наряжается в мамино вечернее платье и танцует перед зеркалом, представляя себя принцессой на балу, не спешите назвать ее «кривлякой». Если ваш сын, вооружившись спицей и дуршлагом, играет в пирата, не стоит смеяться над ним и недооценивать его тягу к творческому процессу. К подобным проявлениям нужно относиться с пониманием.

Артистизм присущ человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Неужели наши дети должны расти закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.

Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении . Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей начальных классах.

Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются учащимися, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. Все части драматургии четко просматриваются: экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце – это морковки, ведра и т. д.

Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям я создаю своеобразные игровые ситуации, побуждающие детей к творчеству и, следовательно, способствующие его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т.е. выступающие в качестве своеобразного языка. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его. Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. Нередко наши сюжетные танцы такие как: «Ёжик резиновый», «Жили у бабуси», «Стойкий оловянный солдатик» и др. выходили на сцену и радовали родителей, одноклассников и учителей нашей школы.

В организации музыкально-ритмического воспитания с младшими школьниками я обязательно учитываю физические особенности детей. Помню, что процесс окостенения не завершен, требуя правильной осанки. Сердечно-сосудистая система не достаточно развита – поэтому не допускаю переутомления. Утомление – показатель того, что организм не может работать в полную силу. Стараюсь равномерно чередовать на уроке ритмики физической нагрузки и отдыха. И.П. Павлов указывал, что «ритм является самым властным фактором в жизни человеческого организма». Учитель не должен допускать перегрузок, переутомления учащихся, так как это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья. При первых признаках переутомления (бледность, вялость, апатия ребенка, резкое снижение его работоспособности и т.д.) я переключаю внимание детей на другую, легкую и занимательную деятельность или предоставляю им отдых. Считаю, что учитель ритмики должен иметь представление о состоянии здоровья своих учеников, получая информацию от классных руководителей или школьного медработника.

Планируя свой урок обязательно учитываю состояние нервной системы ребенка. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому ребенку трудно управлять своими чувствами и вниманием. Дети испытывают большую потребность в движениях, которая удовлетворяется на уроках ритмики. Понимаю, что учащиеся не могут длительно осуществлять однообразную деятельность. Планирую смену деятельности на протяжении всего урока.

В своей работе я учитываю исследования работоспособности учеников младших классов, которое показало наличие своеобразных фазовых состояний. Сначала имеет место фаза врабатывания, разминки, вхождение в деятельность, потом работоспособность повышается за счет постепенной мобилизации нервно-психических сил, (она продолжается весь первый урок). Затем возникает фаза устойчивой, оптимальной работоспособности (второй-третий уроки). И, наконец, в результате нарастающего утомления, наступает фаза постепенного спада работоспособности, которая характеризуется снижением темпа и качества работы, возрастание ошибок, частыми отвлечениями внимания (четвертый урок). Возникает необходимость активного отдыха. При планировании своих уроков учитываю все особенности младшего школьного возраста, чтобы урок был продуктивным и интересным для учащихся, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания. При достаточном интересе младший школьник может быть сдержанным, дисциплинированным, усидчивым. Но его энергии надо давать разумный выход.

В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физиологического развития младшего школьника вполне допускает систематические занятия ритмикой.

Я обучаю детей на доступном для них материале и в доступных для них формах. В частности, учу детей контролировать и оценивать свою деятельность. На уроке ритмики оценки не выставляются, но словесная оценка их деятельности учителем (тактичная и доброжелательная) производиться. Сами же себя они объективно оценивать не умеют. Своих одноклассников они оценивают куда более взыскательно, чем себя. Для этого я формирую у детей умения самоконтроля:

  • оцениваю не только конечный, а и промежуточный результат работы. Например, «Ты уже исполняешь это движение гораздо лучше, чем неделю назад. Молодец!». Для формирования положительного отношения к предмету важно закрепить эту радость от успеха.
  • исхожу при этом из понятных и доступных ребенку критериев.
  • приучаю школьников оценивать не только результаты своей работы, но и результаты работы своих товарищей, для чего практикую взаимоконтроль, взаимопроверки.
  • добиваюсь того, чтобы в центре внимания ребенка была сама деятельность, а не только конечный результат, чтобы самоконтроль осуществлялся по ходу деятельности.

Систематическое сочетание самооценки и коллективной оценки (когда весь класс оценивает работу каждого) и оценки учителя способствуют началу формирования у детей умения объективно оценивать свою работу. Разумеется, это получает дальнейшее развитие в старшем возрасте.

Эффективность обучения воспитания младших школьников связана, в частности с тем, что учитель становится для них непререкаемым авторитетом. Умело, пользуясь этим, опытный учитель успешно формирует у младших школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к урокам ритмики.

Основными средствами музыкально-ритмического воспитания являются специально разработанные двигательные действия, выполняемые в соответствии с особенностями музыки. Это упражнения, танцы и игры. Надо отметить, что основатель этого предмета Э.Ж. Далькроз со своими студентами изучал только упражнения. Сегодня в работе с детьми мы применяем танцы и игры. Все это невозможно без основных знаний музыкальной грамоты.

1.Основы музыкальной грамоты включают в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритме, темпе, динамике ) Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкального произведения. В процессе систематического слушания и анализа музыкальных произведений у учащихся развиваются музыкальные способности, художественный вкус.

2.Упражнения , исполняемые под музыку, позволяют учащимся глубже понять музыкально-двигательный образ, развивают способность выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием и построением музыкального произведения. При этом развиваются внимание, зрительная и двигательная память, понимание музыки, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость.

Упражнения носят разный характер и выполняют определенную задачу, которая зависит от целей урока. Например, упражнения помогают учащимся в начале обучения овладеть тремя приемами движения – пружинным, маховым и плавным. Или овладеть ходьбой, бегом, прыжками и другими видами движения при помощи, которых дети смогут выразить музыкальные образы.

Упражнения также учат ориентироваться в пространстве при коллективном исполнении заданий. Упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координации движения, правильной осанки, учат владеть предметом (скакалка, мяч, лента). Следовательно, использование этих упражнения помогают мне развивать у детей чуткость к музыкальному сопровождению, что развивает умение слушать музыку и понимать ее «язык». Систему упражнений строю «от простого к сложному», с учетом возрастных особенностей детей и их музыкально-выразительных навыков.

3. Танец.

Танцы бывают разными : классический танец, народный танец, бальный танец, детские танцы.

  • На своих уроках ритмики использую основы классического танца . Это позиции ног и рук, различные пор-де-бра в виде упражнений в игровой форме. Например, упражнение «Отпусти воздушный шар», где дети исполняют 1 пор-де-бра (движение рук по позициям).
  • На уроках ритмики происходит знакомство с народным танцем. Учащиеся знакомятся с характером, темпераментом, эстетическими идеалами разных народностей, их отношением к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни. Знакомясь с народными традициями и обычаями, дети усваивают стереотипы поведения мужчины и женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимся с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий с народным танцем с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой они воспитан, что способствует развитию толерантности. На уроках ритмики мы изучаем русские танцы (хороводы, пляски, перепляс, кадриль), еврейские массовые танцы, например: «Шолом-Алейхем», «Хадере-а-рука» и др., танцы других народов.

Обязательно учащиеся разучивают на уроках ритмики и бальные танцы . Такие как полька и вальс. Например: полька «Серпантин», полька «Через ножку», полька «Знакомство и т.д. Это парные танцы где ученики учатся чувствовать партнёра, уметь взаимодействовать с ним, преодолевают чувство стеснения и скованности.

Детский танец обязательный компонент программы предмета ритмика. Это такие танцы как: «Чунга-чанга», «Том и Джерри», «Бабка Ёжка» и другие.

Надо отметить, что танцы, разученные на уроках ритмики, украшают собой многие классные и школьные мероприятия. Например, на празднике, посвященном окончанию начальной школы, учащиеся танцуют «Фигурный вальс» это уже стало доброй традицией нашей школы.

Игра наиболее активная, творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки. Игру я применяю для закрепления полученных умений и навыков. Неожиданные ситуации, которые возникают в процессе игры, требуют быстрой ориентировки, инициативы, находчивости. Игры, определенные рамками правил, имеют большое значение в воспитании учащихся воли, выдержки, дисциплинированности.

Например, игра «Нет, не пойду, я останусь здесь» учит различать музыкальные фразы и передавать их в движении. Музыка Ф.Ж. Госсек «Гавот».

Описание. Дети стоят по кругу, лицом к центру.

1-я фраза – Кто-нибудь из детей начинает игру. В руках у него бубен. Он подбегает к одному из товарищей, точно исполняя ритмический рисунок фразы, и подает ему бубен в конце музыкальной фразы.

2-я фраза- Движение начинает приглашенный, а тот, кто приглашал, остается на его месте. Ребенок бежит, исполняя ритмический рисунок, и кланяется другому товарищу.

3-я фраза – Действие повторяется (бежит новый – третий – приглашенный).

4-я фраза – 4-й приглашенный, оставаясь на своем месте говорит: «Нет, не пойду, я останусь здесь!»

5-7 фразы – Повторение движений первых трех фраз. Их выполняют следующие участники игры.

8-я фраза – Последний приглашенный берет за руки пригласившего его товарища, и они кружатся, исполняя подскоки. Игра повторяется сначала.

Игры – превращения. Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, мы учимся напрягать и расслаблять мышцы. Выразительностью исполнения достигается умением свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса. Например, поднимая руки, не следует одновременно напрягать и поднимать плечи, излишне выпрямлять руки в локтях. Добиться этого помогут игры-превращения, при помощи которых я учу детей пластичности выполнения движений, помогают оживить их фантазию и воображение. Например, игра «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Веревочка». Исполняются они без музыкального сопровождения.

Игры с пением использую для развития слухового внимания детей, быстроты реакции, координации движений, а также для создания бодрого, радостного настроения. Многие из них могут быть выполнены под мелодию любой народной песни или под мелодию собственного сочинения. Такие игры легко запоминаются. Например, «Если нравится тебе», «Лунатики».

Игры–потешки. В основе этих игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного, выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Например, игра «Заинька», «Рыбаки и рыбки».

В преподавании уроков ритмики у меня сложилась определенная методика обучения ритмическим упражнениям. Я подбираю упражнения на уроке в зависимости от поставленных целей и задач, которые всегда развивают детей как музыкально, так и физически. Систематическое их проведение способствует совершенствованию и закреплению полученных знаний, умений и навыков по музыкальной грамоте, по согласованию движений с музыкой, по координации движений, по умению ориентироваться в пространстве и т.д.

При проведении упражнений придерживаюсь следующей последовательности:

1. Наметив упражнение, подбираю соответствующий музыкальный материал;

2. Объясняю суть упражнения, даю послушать музыку, обратить внимание на средства музыкальной выразительности (темп, ритм, характер, динамика).

3. Ярко, выразительно показываю упражнения;

4. Затем учащиеся исполняют упражнения;

5. Анализирую исполненные упражнения.

6. Повторно исполняем упражнения.

Упражнение исполняется не на одном уроке, но каждый раз задачи вокруг упражнения меняются, что делает его все время интересным, а многократное повторение физических упражнений помогает учащимся в освоении этого движения. Через упражнения я знакомлю учащихся со своеобразным «языком» музыки. Учу детей готовиться к движению. Это и правильная осанка, и положение рук, ног, корпуса, умение перенести тяжесть тела в нужном направлении, подчинить движение ритму, темпу и характеру музыки.

Прием объяснения упражнения подбираю в соответствии с целями и задачами урока.

1. Дети должны сами подобрать движение в характер и темп музыки. Здесь ограничиваюсь кратким содержанием, или это будет беседа, которая разбудит воображение детей.

2. Если материал построен на повторении, то просто называю упражнение, а дети его исполняют, или звучит музыка, а дети сами догадываются, что это за упражнение и исполняют его.

3. Если упражнение впервые разучивается, то важно как словесное объяснение, так и показ лучшего исполнителя.

Танцы на уроках ритмики разучиваются с учетом возраста, умений и программных требований.

Э т а п ы:

    1. Первый этап охватывает 1 или 2 занятия и представляет собой первоначальное знакомство с произведением: музыкой и движениями. Выбор приемов работы на этом этапе направлен на решение главной его задачи: ученик должен уловить характер, жанр музыки, впервые услышанной, определить форму предназначенного для танца музыкального сопровождения, подобрать из знакомых ему ранее танцевальных движений более подходящих для исполнения. Такие задания стимулируют мыслительную деятельность детей, побуждают к творчеству и ускоряется процесс работы над разучиванием танца. Можно не сомневаться, что предпосылки дальнейшего успешного усвоения навыков движения заложены в решении задач этого этапа.
    2. Второй этап более трудоемкий и длительный по продолжительности, так как предполагает разучивание танца и усвоение навыков его качественного исполнения. Решающим в исполнении этой задачи является использование художественно-практического метода музыкального воспитания. Основу его составляет активная практическая деятельность самих детей. От педагога требуется создание особой творческой атмосферы, способствующей поддержанию интереса и желания детей добиться высоких результатов в решении поставленных перед ними задач. Дети включаются в исполнение заданий не только в процессе действия, но и тогда когда они наблюдают, оценивают действия своих сверстников.
    3. Заключительный этап работы над танцем представляет собой повторение, закрепление навыков движения. Задача обучения детей на этом этапе заключается в проверке качества усвоенного учащимися материала, в определении тех трудностей выполнения задания, которые возникли, и пути их устранения.

Основной критерий оценки качества выполненной работы – выразительное, согласованное исполнение разученных детьми танцев, которые в таком законченном варианте могут быть использованы на утренниках, на вечерах развлечений и школьных праздниках.

В практике своей работы я использую следующие средства музыкальной выразительности и их отражение в движении:

Тема 1. «Характер музыки, темп, динамика»

Характер музыки создается целым комплексом музыкально-выразительных средств. В соответствии с характером музыки – веселым, живым, бодрым, решительным, волевым, жизнеутверждающим или порывистымо или грустным, задумчивым, нежным, спокойным, напевным, безмятежным выбирается и характер движений. В одних случаях движения будут сильными, энергичными, активными. В других – движения будут мягкими, плавными, сдержанными, спокойными. Изменение характера музыки влечет за собой и изменение характера движения.

С первых же занятий я учу понимать содержание музыки, вникать в ее сущность и различать марш, песню и танец. Поэтому подбираю такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и которые легко отражаются в движении. Например, бодрый шаг ученики выполняют под музыку А. Петрова «Песенка о дружбе» энергично и четко, с хорошей осанкой, выражая жизнерадостную суть музыки. Или бесшумно идут мягким шагом, слегка опустив голову и несколько расслабив мышцы рук ног под лирическую музыку И. Дунаевского «Колыбельная».

Характер музыки, во многом он зависит от темпа, то есть, скорости музыкального движения. Темп, избранный композитором, обусловлен содержанием произведения, воплощаемым в нем настроением. Знакомство с темпами и их названиями происходит в общеобразовательных школах на уроках музыки и ритмики. На уроке ритмики эти понятия закрепляются в движении. Для учащихся начальных классов удобны для движения следующие темпы: быстро, довольно быстро, умеренно, неторопливо. Исполнять движения в упражнениях, танцах и играх, удерживая нужный темп, – все это представляет трудность для детей. С целью развития и закрепления умения правильно определять темп, выдерживать его на протяжении музыки, а также улавливать его изменения использую следующие приемы:

1. Музыку можно на время прервать, затем возобновить, чтобы сверить с ней темп непрекращающихся движений.

2. Музыка закончилась, а учащиеся продолжают исполнять движение в заданном темпе.

Благодаря таким приемам дети учатся удерживать найденный темп музыки в движении.

Предлагаются также задания на переход из одного темпа движения в другой. Переход может быть внезапным или постепенным. Работа над темпом продолжается и в остальных темах.

С эмоционально-художественным содержанием музыки неразрывно связана и динамика – сила, или громкость звучания музыки. Детям не трудно уяснить, что, например, торжественный марш, исполняется громко, а колыбельная – тихо. Отражение в движении динамики зависит от мышечного напряжения. С усилением звучания музыки, как правило, увеличивается мускульная нагрузка, изменяется объем движения и его амплитуда. Учащиеся должны хорошо владеть своим телом, чтобы затрачивать на определенное движение нужное количество энергии.

Работа над передачей в движении характера, темпа и динамики музыки провожу в тесном единстве, так как эти компоненты неотделимы друг от друга.

Двигательной основой данной темы являются основные движения. Это ходьба. Учу детей ходить спокойным, бодрым, торжественным, пружинящим шагом, шагом на носках.

Одни движения создают двигательную основу для других. Например, упражнение «Пружинки», подготавливает двигательный аппарат к исполнению пружинящего шага. Пружинящий шаг, затем высокий шаг и бег подготавливает в свою очередь к исполнению подскоков.

Дети осваивают также разные виды бега: легкий бег, широкий бег, бег с высоким подъемом ног. Характер исполнения бега находится в прямой зависимости от музыки, ее характера, темпа и динамики.

Стараюсь разглядеть в каждом ребенке его природные данные, подобрать к нему свой «ключик», чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений.

Тема 2. «Форма музыкального произведения»

В процессе освоения данной темы я вырабатываю у детей умение правильно воспринимать форму музыкального произведения. Структура музыкального произведения рассматривается с детьми в тесной связи с развитием и сменой художественных музыкальных образов.

Еще в теме «Характер музыки, темп и динамика» внимание учащихся сразу же привлекалось к музыкальному вступлению. Объясняю детям, что вступление подготавливает наш слух к восприятию музыки, служит сигналом к началу движения. Постепенно ученики начинают движение точно после музыкального вступления (на первых занятиях им это трудно).

Одновременно происходит знакомство и со строением музыкального произведения в целом, делением его на части, музыкальные фразы. При прослушивании музыки, к тому или иному заданию, стараюсь вместе с детьми проследить, везде ли музыка звучит одинаково или она меняется, повторяется ли музыкальная мысль или происходит ее смена, развитие.

Тема 3. «Метроритм и его выразительное значение»

Метр – непрерывное чередование сильных и слабых звуков.

Подобно жизненным процессам – дыханию сердцебиению, – музыка как бы равномерно пульсирует, в ней постоянно сменяются моменты напряжения и разрядки.

Ритм – последовательность звуков различной длительности, образующий тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать. Ритм обладает большой выразительной силой. Единство метра и ритма подчеркивается в теории музыки понятием метроритм.

Работа над данной темой на уроках ритмики идет по 2 направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма.

В процессе работы на уроках учащиеся начинают понимать, что на четвертные длительности удобнее идти, а на восьмые длительности – бегать. Вначале интуитивно, а затем сознательно дети начинают ориентироваться в ритмическом строении музыки.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. В первое время дети исполняют несложные ритмические рисунки по слуху, прохлопывая их.

Хорошим методом является и использование приема «эхо». Например, учитель прохлопывает ритм, ребенок его повторят. Можно использовать для этих целей бубен, барабан, колокольчик.

Музыкальный материал для этой темы подбираю так, чтобы ритмический рисунок создавал удобный и естественный рисунок движения.

С большим удовольствием дети исполняют танцы и игры, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.

Параллельно с усвоением ритмического строения музыки учащиеся младших классов интуитивно, а затем сознательно воспринимают метрическую пульсацию. Они получают задание на выделении метрических акцентов. Почувствовав сильную долю, дети в дальнейшем легко осмысливают значение этой доли в маршевой, танцевальной и песенной музыке. Понимают, что сильная доля является началом такта. Позже дети разбирают понятие «из-за такта», когда музыка начинается со слабой доли и как это находит свое отражение в движении. Например, в польке, где счет начинается так: «и-1-и-2».

При знакомстве с понятием размер 2 четверти и 3 четверти для учащихся не представляет особого труда. При знакомстве с размером 4 четверти надо научиться слышать относительно сильную долю такта, и это представляет для детей трудность. Учащимся предлагается на первую сильную долю такта хлопнуть в ладоши, а на слабую – ударить пальцем о палец. Этим приемом педагог пользуется в младших классах.

Пробуждение творческой инициативы у детей, их творческой фантазии, активности, умение самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах – эта мысль проходит «красной нитью» через все мои занятия ритмикой, независимо от поставленной в каждом задании цели, будь то освоение темпа или динамики в упражнениях, танцах или играх.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Этот интерес я поддерживаю в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

десять + 8 =