Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников


Автор: Вероника Николаевна Ольшанская
Место работы: ЧДОУ «Детский сад № 244 ОАО «РЖД»
Должность: воспитатель


Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Поэтому с 2017 года работаю над темой «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. «

В течение всего времени работы с детьми старшего возраста опыт показывает, что не надо навязывать ребёнку готовых знаний, а указывать пути их приобретения, это делает процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог результативным. Данный опыт способствует развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса. Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель организовать работу по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр, для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

  • Развивать познавательные интересы и способности, логического мышления, общее развитие ребенка.

  • Формировать простейшие графические умения и навыки;

  • Развивать приемы умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

  • Формировать навыки в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений; овладевать математической терминологией

  • Развивать знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития.

  • Воспитывать интерес к математике через игровую деятельность.

Чтобы игра заинтересовала детей, я выделила следующие рекомендации к содержанию математических заданий и игр.

1. Разнообразие заданий чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.

2. Задания не должны повторяться.

3. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

4. Правильное использование математических терминов.

5. Индивидуальность.

Считаю, что занимательные математические игры способствуют развитию умственных способностей детей, вызывают интерес к познанию и облегчают процесс усвоения знаний. В режиме дня выделяю специальное время для организации математической игротеки, когда все дети могут поиграть в разные игры с товарищами и с педагогом. В игровые группы дети объединяются по желанию. Из всего многообразия занимательного математического материала наибольшее применение находят дидактические игры и дидактические игровые упражнения.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование: 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду«Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Оборудование: набор фигур.

Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Содержание: Воспитатель обозначает направление, на полу групповой комнаты стрелки разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

В своей работе из многообразия математических игр, наиболее доступных и интересных в дошкольном возрасте, я использую загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы, например:

— Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы отправился в магазин? (3 копейки)

— Длина бревна пять метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят бревно? (за 4 минуты).

— Летела стая гусей: один гусь спереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)

Образовательную деятельность по ФЭМП провожу в игровой форме. Занятие-игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно-игрового сюжета. Провела НОД «Что? Где? Когда?».

При обучении математике использую не только настольные, словесные, дидактические игры, которые способствуют накоплению математического опыта, также провожу математические развлечения. Провела математическое развлечение в подготовительной группе «Козлёнок, который умел считать до 10» (Приложение 2).

Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом индивидуальных особенностей детей. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с детьми. В организации индивидуальной работы по ФЭМП с дошкольниками важно учитывать следующее: специфика данных игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе игры задача меняется.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие методы и приемы.

Одним из приёмов детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду я использую наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса. Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляю диафильмы; слайды; видеофильмы; компьютерные программы.

Наблюдение ‒ это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.; Определить характер изменений или преобразование предмета.

На занятиях по ФЭМП при изучении числа 3 установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

Беседа диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Обращаюсь к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Демонстрация это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснение на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий.

В своей работе использую здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой):

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслаблена.

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаблена…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслаблена.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль ‒ роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения большее число задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственных способностей ребёнка. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Руководство дидактическими играми осуществляю в соответствии с возрастными особенностями детей.

Считаю значимой книгу «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, в которой содержание, методы, и формы организации учебного процесса, непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка. Работа кружка «Математические ступеньки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развитие логического мышления. На занятиях я предоставляю детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу.

В группе организовала уголок занимательной математики, оснащённый играми, пособиями и разными материалами (головоломки, лабиринты, раскраски, календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, шашки). Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной, развивающей среды в возрастных группах. Организация развивающей среды в подготовительной группе осуществляется с посильным участием детей, родителей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

В 2017 году со старшими дошкольниками и их родителями, мы создали мини-музей «Математические ступеньки».

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, развлечениях, математических сказках.

Для проведения занятий я использую наглядные пособия и рабочие программы, рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями.

За период 2020-2021 я провела развлечения и НОД:

1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

2. Инсценировка сказки «Козлёнок, который умел считать до 10».

3. Экскурсии в медицинский кабинет, бухгалтерию. Цель – узнать, как бухгалтер и медсестра работают с цифрами.

4. Мастер-класс с родителями «Нетрадиционная техника рисования», «Математический калейдоскоп».

5. Математические викторины.

6. Игра-школа.

7. Сделала театр на шпажках «Козлёнок, который умел считать до 10»
Цель – закрепить нахождение героев впереди – сзади; справа – слева, между, за, перед).

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + четырнадцать =