Автор: Евгения Перфильевна Безматерных, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУДО «Центр детского творчества»
Сейчас практически невозможно найти человека, который не считал бы себя психологом, не раздавал бы налево и направо разного рода советы. Чего уж проще, если у тебя есть мало-мальский жизненный опыт и в лучшем случае пробежал глазами пару-тройку статей в газете, нахватался по вершкам информации. С обывательской точки зрения вроде бы и неплохо, а вот если молодой специалист, закончивший на тройки факультет психологии, при отсутствии опыта, практических умений и навыков начинает этим заниматься, то становится страшно: кто воздействует на наших детей, что вкладывается им в головы? Главный закон психологии: Не навреди! А куда же девать свои амбиции, за счет кого самоутверждаться?
В этой статье мы попробуем с вами разобраться какой же психолог нужен школе.
К сожалению или к счастью, но большинство студентов не определяются со своей специализацией еще во время учебы. Почему к сожалению? Из стен вуза выходили бы уже готовые к работе специалисты. А к счастью, что есть возможность опытным путем выбрать себе специализацию и потом уже заниматься квалификационным ростом через семинары, конференции, курсы повышения квалификации. Однако часто бывает и так, что поступили на психологический факультет под влиянием рекламы, желанием изменить мир, кому то, чего-то доказать и т. д., получили диплом, устроились на работу, а через месяц уже «смена интересов», оказывается сложно, да и зарплата маленькая. Дело даже не в специализации, а в квалификации.
С приходом психолога в школу связаны большие социальные ожидания. Множество стоящих перед педагогом-психологом задач объединены общей целью — максимальное содействие психическому, личностному, индивидуальному развитию обучающихся.
Меняются времена, меняется образовательная система. Школы уже не работают по единому образцу. И просто педагог-психолог с его расплывчато-вселенским функционалом «спасителя, помогателя, сглаживателя» им уже не нужен. А нужен специалист, готовый решать те задачи, которые стоят перед конкретной школой, конкретными детьми. Но любой школьный психолог должен быть асом в диагностико-консультативной работе. Сейчас при введении инклюзивного образования психолог должен еще владеть аналитико-исследовательскими навыками (они ему очень потребуются при разработке программ индивидуального обучения детей).Для работы в классах коррекции нужны особые психологи, знающие нейропсихологию, дефектологию, патопсихологию, коррекционную педагогику. Распространять работу таких психологов на всю школу нецелесообразно: снизиться уровень работы в специализированных классах, да и нормально развивающимся детям такие специалисты не нужны. Выходит, что одного психолога в школе уже недостаточно. Нужны педагоги-психологи для определения индивидуальных способностей, склонностей учащихся, разработки рекомендаций по содержанию образования для той или иной учебной группы.
Но часто, как отмечает Р.В. Овчарова (1996), ожидания педагогов, родителей, детей не всегда адекватны статусу психолога. Школа с нарушенной системой взаимоотношений видит в психологе помощника по борьбе со сложными педагогами и трудными учащимися, ожидает от него карательных санкций и чтобы за одну беседу психолог сделал человека «белым и пушистым».Ни один психолог не может решить проблему педагога, который плохо учит, вразумить учащегося одной беседой, изменить ситуацию в коллективе при директивном директоре. Зачастую, чтобы как-то увеличить финансовую сторону вопроса специалист пытается совместить педагога и психолога в «одном лице». Носители этих профессий имеют различные профессиональные установки и ценности, да и сегодня поставив учащемуся двойку и, отчитав его за невыполнение домашнего задания, как завтра он с вами будет беседовать доверительно на консультации. М.Р. Битянова (1988) отмечает, что позиция психолога должна обеспечивать ему авторитет взрослого специалиста, а не ещё одного учителя.
Сложность и многоаспектность объектов деятельности педагога-психолога делают его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляются высокие и разнообразные требования. Вполне понятно, почему не каждый может стать психологом, как бы этого не хотелось.
Основная сложность оценки качества работы педагога-психолога заключается в ее специфичности. Критерий оценки качества образования — учебная успеваемость, то работа психолога не поддается прямому объективному контролю и учету. Прочитала за год 3 лекции на родительском собрании, а другой за этот же период -12, и что, у кого «лучше»? Как определить эффективность, по каким критериям? Поэтому внимание уделяется формальным критериям, которые укладываются в рамки компетентостного подхода: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности (ФГОС ОО) При прохождении аттестации на повышение квалификационного уровня сложно под предложенные критерии подвести деятельность психолога, ведь результаты деятельности психолога при наличии системного подхода могут проявиться через года.
Традиционно основными видами деятельности педагога-психолога является психопрофилактика, диагностическая и коррекционная работа, работа с девиантными детьми, работа с семьями учащихся, психологическое просвещение, профориентация.
Сейчас, как правило, начинающий школьный психолог предпочитает заниматься учениками младших классов, ведь для того, чтобы приходить на занятия к старшеклассникам, необходимо обладать огромным количеством знаний и умений в разных областях психологии, ораторским искусством. Потом эта привычка остается и уже не хочется идти к подросткам. Да, ученики начальных классов — это более благодарная и послушная аудитория, но а кто как не психолог может помочь подросткам в преодолении их проблем, профессиональной ориентации. Возникновение трудностей в работе обусловлено различными факторами: несоответствие личностных качеств специалиста требованиям этой профессии, низкий уровень образования, профессиональная некомпетентность, отсутствие психологической готовности к деятельности (потребность выполнять поставленную задачу, стремление добиться успеха, ответственность, мобилизация своих сил, управление собой и т.д.)
Работая в школе педагогу-психологу не обойтись без сотрудничества с педагогами для поиска общих ориентиров, помощи педагогам в преодолении профессионального выгорания, ознакомления их с новыми формами и методами работы с учащимися.
Особая категория, с которой приходится сталкиваться психологу, это родители. Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи и кризисного состояния семьи, трудностей и проблем. При этом формируется позиция конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват, отмечает Р.В. Овчарова. Нехватка или равнодушие родителей к традиционной психологической пропаганде приводит к тому, что родители снимают себя зачастую воспитательную функцию, так как просто не знают иногда как разрешить ситуацию или как разговаривать с подростком и начинают занимаются только добыванием финансов, возлагая воспитательные функции на школу.
Так на что же необходимо обратить внимание психологу, чтобы не допускать ошибок в своей деятельности, чтобы гордо можно было сказать: «В нашей школе работает психолог высшей категории».
Ошибки в диагностической деятельности.
Чрезмерное увлечение диагностикой. Многие тесты требуют длительной обработки, на другое времени и не хватает или множественное использование различных методик, тестов, опросников, анкет, информации много для информации или для работы. В настоящее время пытаются для школьных психологов методические объединения создать блоки информативных диагностик, но зачастую их можно использовать только в качестве рекомендаций для разных учреждений.
-
Постановка диагноза делается только на основании результатов одной диагностики. Даже прекрасное знание тестовых методик не дает право на категорическое экспертное решение, нужен глубокий анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Л.В. Выготский убедительно доказал, что наличное состояние возможностей ребенка не дает правильного представления о ходе его психического развития в будущем.
Постановка диагноза выходящего за пределы своей компетенции. Постановка медицинского диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — это удел невролога, а психолог может вести речь только о повышенной физической активности ребенка, о снижении концентрации внимания, о трудностях в восприятии школьной программы и рекомендовать родителям обратиться к медицинским специалистам.
Применение неадаптированных методик без достаточного уровня знаний по их использованию.
Ошибки в психологическом консультировании.
Самоутверждение психолога, такого успешного и умного, за счет клиента, невзирая на то, что тем самым унижают человека.
Стремление обязательно дать полезный совет. Совет — порождение обыденного сознания, быта, продукт житейского опыта, советы противоречивы, иррациональны, так как исходят из непроверенных научным образом фактов. А рекомендация — продукт профессионального, научного, критичного мышления. Рекомендация точна, но при этом обладает гибкостью, не транслируется как обязательная для выполнения, допускается критика. Например: не кричите — совет. Когда вы кричите, ребенок не воспринимает содержание, он реагирует только на форму обидой и страхом или сопротивлением, не слышит вас. Поймите, пожалуйста, Мария Васильевна, за какие границы не должен заходить своим поведением ребенок, а это обеспечивает стабильность поведения, формирование правил….- это рекомендация, которая строится ещё и с учетом требований профессиональной этики.
Проекция собственных трудностей на проблемы клиента, тем самым приписывая клиенту свои проблемы, пытается их разрешить с помощью клиента.
Оценка клиента. Восприятие «непонравившегося» клиента в искаженном, субъективном свете, что приводит к игнорированию мнения собеседника, постановка прямых вопросов при неясных мотивах беседы, жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе, отсутствие необходимого психологического настроя.
Консультирование лишь отдельных учащихся по запросам учителей и родителей, тем самым остальная масса учеников остается вне поле зрения психолога.
Типичные ошибки при проведении коррекционной работы.
Перенасыщенность занятия упражнениями, театрализованность, что приводит к усталости группы и потери цели занятия.
Излишняя авторитарность психолога в группе. Вопрос-ответ, оценивание усвоения материала, оценивание личностей учащихся.
Навязывание своей программы занятий без учета востребованности и действительного состояния коллектива.
Ошибки при проведении просветительской работы.
Это направление является «слабым звеном» большинства специалистов. Чтение лекций с электронного носителя или бумажного, не поднимая глаз на аудиторию, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей слушателей сегодня не срабатывает, да и слушатели при дефиците общения жаждут человеческого неформального общения.
Частое употребление научной терминологии, которую психолог и сам до конца не понимает. Лекция становится тяжеловесная, трудно усваивается слушателями. Демонстрация психологического высокомерия не способствует возникновению взаимопонимания.
Менторская позиция поучающего воспитателя перед аудиторией учителей, родителей, детей. Такое поведение неэффективно и у слушателей вызывает, как правило, недоверие, иронизирование и раздражение.
Чтение лекций в описательной манере, не дающей руководство к действию, то есть технологий.
Педагог-психолог — это значимый специалист для жизнедеятельности всей школы и каждого отдельного члена коллектива. Педагог-психолог выступает носителем психологических знаний, при этом очень важно не преступить черту чисто профессиональных полномочий. Психолог в учреждении образования должен быть одновременно авторитетом, доверительным товарищем, диагностом, оратором, практиком. Важно, чтобы школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы психолога, не только весело и интересно, но и полезно. В межличностных отношениях с педагогическим коллективом необходимо сохранить некоторую личностную дистанцию, чтобы сохранить право на независимую экспертную оценку и авторитет.
Школа уверенно держит путь на реализацию личностно-ориентированной, гуманистической педагогической системы. Нужен грамотный психолог, найти квалифицированного готового специалиста не просто, но можно вырастить своего, если обеспечить условия для работы и тогда эффективное психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса нам обеспечено.
Конечно, предложенный материал не исчерпывает все многообразие деятельности и проблем в психологической службе, но я надеюсь, что информация будет полезна педагогам- психологам, особенно на этапе становления профессиональной деятельности и руководителям учебных заведений.