Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ
Цели: дать учащимся представление о том, что предложение состоит из слов; научить определять количество слов в предложении, записывать схему предложения; развивать речь учащихся, память, творческие способности.
Оборудование: учебник; нарисованные персонажи сказки «Репка», видео.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопрос:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
— Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка».
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Работа по учебнику: с. 9.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.)
– Сколько слов вы слышите в этом предложении? (Три.)
– Какое слово первое? второе? третье?
– Из чего состоит предложение?
Вывод: предложение состоит из слов.
– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.
Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.
– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? (Это начало предложения.)
– Как можно узнать, что предложение закончено? (В конце предложения ставится точка.)
С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.
Выросла репка большая.
Позвал дед бабку.
Позвала бабка внучку.
Позвала внучка Жучку.
Позвала Жучка кошку.
Позвала кошка мышку.
– Особое внимание следует обратить на предложение к последнему рисунку:
Вытянул репку!
В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.
Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.
Физкультминутка
■ Творческая работа учащихся. Театрализация русской народной сказки «Репка».
РЕПКА
Посадил дед репку и говорит:
– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут-потянут – и вытянули репку.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.