Конспект и презентация урока «Рабство в Древнем Риме», 5 класс


Автор: Набокова Елена Александровна
Место работы: МБОУ СОО "Школа №2 г.Облучье"
Должность: учитель истории


Педагогические цели:

  • формирование представлений учащихся о рабстве в Древнем Риме;
  • знакомство учащихся с положением рабов в Древнем Риме;
  • продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок-путешествие

Планируемые результаты (предметные):

  • развитие умений работать с учебником, историческими источниками;
  • овладение понятиями: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр,
    гладиатор;
  • способность применять понятийный аппарат исторического
    знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и
    значения событий и явлений прошлого и современности ;
  • умения изучать и систематизировать информацию, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные результаты

  • воспитание чувства само- и взаимоуважения;
  • развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к истории как науке,
    осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Метапредметные результаты

  • формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
  • систематизировать учебную информацию; развитие у учащихся самостоятельности; 
  • развитие внимательности и целенаправленности при поиске нужной информации с различными историческими источниками, готовность к сотрудничеству

Основное содержание темы и новые понятия

  • Источники рабства. Где использовался труд рабов.
  • Понятия: раб, рабовладелец, имение, амфитеатр, гладиатор

Образовательные ресурсы

  • компьютер, мультимедийный проектор,
  • презентация «Рабство в Древнем Риме»,
  • учебник для 5 класса автора А.А. Вигасина,
  • кадры видеоурока «Рабство в Древнем Риме,
  • индивидуальные рабочие листы,
  • настенная карта « Древняя Италия в VII – III в.до н.э.

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие.

Ваш замечательный звонок позвал на урок. Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Елена Александровна. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнитесь, протяните руку соседу по парте и скажите: «Я рад(а) с тобой общаться». А я рада общаться со всеми вами.  Присаживайтесь.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

На протяжении нескольких уроков вы знакомились с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

На слайде 1 слова: Аппенины, Аппенинский, латины, волчица, сапог, Рим,

Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров 
Найти, похожий на… (сапог). 
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров … (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы 
Крутые горы … (Аппенины). 
Там, где Тибр полноводный 

Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые … (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла … (волчица).
Далека ты от нас, недвижима,
Древняя история … (Рима).

Молодцы!

2. Мотивационный этап.

Чтобы определить тему нашего урока, решите ребус. (слайд 2)

Молодцы!

— О чём пойдёт речь? (дети определяют тему урока)
— Тема нашего урока «Рабство в Древнем Риме.

У вас на партах лежат рабочие листы, запишите в них число и тему урока.

Представьте, что мы с вами являемся сотрудниками редакции журнала «Загадки истории». Вы – журналисты, я – начальник нашего отдела. Главный редактор журнала нам дал задание  написать статью на тему «Рабство в Древнем Риме». До конца рабочего дня (в нашем случае урока) наша задача представить главному редактору план статьи и наработки материала.

И так, с чего начнём? (предложения ребят). Конечно же с плана. Что нам нужно узнать по теме нашей статьи? (формулируем план)

План урока:

1. Источники рабства
2. Где использовался труд рабов

И так, наша статья будет состоять из двух пунктов. Учитель помещает план статьи на доску. Прежде чем начинать сбор материала, надо разобраться с некоторыми понятиями.

Какие ассоциации у вас вызывает слово раб? (пленный, бесправный, беззащитный, тяжёлый труд, несвободный, зависимый и т.п) 

Задание: Давайте из разбросанных слов, составим определения понятий, с которыми нам сегодня придётся не раз встречаться и которые являются ключевыми в нашей теме урока: РАБ и РАБОВЛАДЕЛЕЦ

Человек, лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца
Собственник, хозяин рабов. (Слайд 3)

Молодцы, вы успешно справились с заданием  Amat victoria curam. — Победа любит старание. Так говорили древние римляне. (выражение поместить на доску)

3. Изучение нового материала.

3.1. Источники рабства. Слово учителя. Представьте, что у нас с вами есть машина времени. И чтобы выполнить задание редактора, мы на машине времени отправимся в Древний Рим. Вы готовы? Поехали! (слайд 4 со звуком)

И так мы свами в древнем Риме (учитель ставит фишку на карте). А где именно? Узнаю, это торговая площадь, которая называется Форум. (слайд 5) 

Давайте попытаемся собрать материал для первого пункта нашей статьи  «Источники рабства», а для этого зайдём в библиотеку, может нам удастся найти какие- то манускрипты (рукописи), по этому вопросу. (слайд 6)

Задание: У вас на партах лежит рабочий материал. Выделите источники рабства в Риме и запишите в рабочие листы.

Рабочий материал №1

  1. Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.
  2. Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:

«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?

— Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

3. Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:

-Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг.  Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он?Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала:

— Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись».

Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

Ещё одним источником пополнения рабов было долговое рабство. Хотя в  Риме и было отменено рабство за долги, но в провинциях оно оставалось. Также существовали и другие способы попадания в рабство – по приговору суда, за дезертирство, отец мог продать в рабство своих детей. 

Ребята, какие источники рабства вы выделили? (ребята называют, учитель оформляет кластер на доске)

Основную массу рабов продавали на невольничьих рынках, которые существовали во всех крупных городах. Самый крупный рынок был на острове Делос (он находится у берегов Греции), где продавали до 10 тыс. рабов ежедневно.

Мы можем сказать, что материал для первого пункта нашей статьи мы нашли? (можем)

3.2. Слово учителя: Чтобы собрать материал для следующего пункта нашей статьи «Где использовался труд рабов», нам надо разделиться.

Великий философ Цицерон говорил: «Там победа, где согласие» Ibi victoria, ubi
concordia — Работая в парах, помните это. (слайд 7)

Работа с учебником и дополнительным материалом.

1 ряд отправится в имение землевладельца – работая с соседом по парте с
текстом параграфа 49 с. 238-240, ответить на вопрос: Какие обязанности были у рабов в имении землевладельца?

2 ряд отправится в богатый дом — работая с соседом по парте с текстом параграфа 49 с.240, ответить на вопрос: Какие обязанности были у рабов в богатом доме?

3 ряд отправится на рудники — работая с соседом по парте с текстом рабочего
материала № 2, ответить на вопрос: Какую работу выполняли рабы на рудниках?

Общий вопрос для всех: Как хозяева относились к рабам?

Пока вы будете собирать материал, я узнаю, где находится Колизей и там буду вас ждать. Вы без труда найдёте к нему дорогу, спросив у любого человека на улице.

Проверка выполненной работы. 

— Прежде чем продолжить своё путешествие, давайте немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Римляне из военных походов пригоняли огромное количество рабов (шагают)

Рабы работали в имении землевладельцев: копали землю, сеяли хлеб, плели корзины (движениями кистями)

Рабы в богатом доме убирали помещения (движения, как будто что-то протирают)

Отдохнули, мы продолжаем

3.3. (слайд 8) Слово учителя: Я не случайно назначила вам встречу у Колизея.

В Риме существовало ещё одно место, где использовался труд рабов. Это амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских игр. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизей (он перед вами) и вмещал более 50 тыс. зрителей. Давайте заглянем внутрь.

Внимание на экран ( слайд 9 видео)

Вопрос: так где ещё использовался труд рабов? (на аренах амфитеатров)

-Можно сказать, что материал для второго пункта нашей статьи мы нашли? (можно, учитель оформляет кластер до конца, ребята работают в рабочих листах).

— Мы можем возвращаться домой? (Да) Внимание! Поехали! (слайд 10 со звуком)

— Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Ребята, я вам предлагаю, в нашей статье выделить ещё один пункт «Моё отношение к рабству». В рабочих листах напишите, как вы относитесь к рабству? ( ребята пишут ответы, затем зачитывают)

— Итак, я могу доложить главному редактору, что наработки для статьи «Рабство в Древнем Риме» мы подготовили?

— Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”.

Вы согласны со словами сенатора? Почему? (ответы детей)

4. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат чемоданчики. Это чемоданчики знаний. Какими знаниями по данной теме вы сегодня наполните свой чемоданчик? Напишите на чемоданчиках. (1-2 минуты, затем ребята озвучивают)

Предложения можно начинать словами (на выбор):
— Я узнал (а)…
— Я выяснил(а)…
— Я понял(а)…

5. Подведение итогов. Домашнее задание, п. 49 (для всех).

По желанию:
1) Составить кроссворд по теме урока (минимум 10 слов)
2) Нарисовать рисунок на листе формата А4 по теме урока.
3) Сочинение-фантазия «Как я побывал в Древнем Риме»
Римская пословица гласит: Дело закончено, можно расходиться Actum est, i licet. (слайд 11)

Всем спасибо за работу.

 

Рабочий материал № 1

  1. Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.
  2. Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня: 

«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря…
Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?

— Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

3. Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:

-Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он?
Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его  по голове и задумчиво сказала:

— Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись».

Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

4. Ещё одним источником пополнения рабов было долговое рабство. Хотя в Риме и было отменено рабство за долги, но в провинциях оно оставалось. Также существовали и другие  способы попадания в рабство – по приговору суда, за дезертирство, отец мог продать в рабство своих детей.

Рабочий материал  № 2

Рабы в рудниках

При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах.

Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. Встречаясь с нами, дети  боязливо жались к стенам и жмурились: видимо, свет факелов причинял им боль.

— И это живые люди!

Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они ее дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли их они в каменных ступах и толкли в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованных в цепи. Здесь рабы, совершившие тяжкие преступления, те, кому заменена была смертная казнь, те, которые убегали или устраивали восстания

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 + 3 =