Конспект интегрированного НОД «Что мы Родиной зовём?»


Автор: Ирина Васильевна Кочекова
Место работы: МКДОУ "Детский сад №4 г. Облучье"
Должность: воспитатель


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма, любви к своей стране, к месту, где ты родился.

Задачи:

Образовательные: Усиление патриотических качеств личности, расширение кругозора детей, закрепить знания о государственной символике как официальной, так не официальной (народной), повышение интереса к истории отечества.

Развивающие: Развитие эмоциональной среды, совершенствовать лексика – грамматический строй речи, привитие чувства любви к своей Родине, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, развивать творческие способности у детей при выполнении росписи матрёшки, аппликации поезда и ручного труда ветки багульника.

Воспитательные: Воспитание уважения к традициям своего народа.

Словарная работа: русские берёзки, матрёшка, балалайка, национальные костюмы, малая родина, гимн, герб, патриотизм.

Предварительная работа: экскурсия по городу, экскурсия на площадь «Красных партизан», беседы о родном городе Облучье, о столице ЕАО г. Биробиджане, о столице нашей Родины – городе Москве, знакомство с пословицами и стихами о России, слушание песен: «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера, «Моя Россия» сл. Г. Струве, муз. Н. Соловьевой, «Здравствуй, Родина, моя милая» сл. С. Сологуба, муз. С. Толкунова, «Родина моя» сл. Р. Рождественского, муз. Д. Тухманова, «Человек влюбленный в Облучье» автор В. Русаков.

Рассматривание альбомов: «Моя Россия», «Мой любимый город»,

«Москва – столица нашей Родины», «Еврейская автономная область».

Чтение произведений: В. Степанов «Моя Родина Россия», Ю. Шуйская «Наша Родина», «Моя столица»

Ход досуга:

В зал входят дети, одеты в русские национальные костюмы, у одной девочки в руках рушник с караваем.

— Ребята, сегодня у нас необыкновенная встреча, к нам в гости пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей (дети исполняют песню за здравие).

Рады мы вас видеть дорогие наши,

Русское спасибо вам от сердца скажем.

На земле родимой мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем.

На земле родимой мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем.

Кланяемся низко, полюбить нас просим,

От души и сердца, хлеб да соль подносим.

(дети садятся на стульчики)

— Ребята, мы очень часто с вами путешествуем, и сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие, название которому: «Россия – моя Родина».

— Великую землю, любимую землю, где мы родились и живём, мы Родиной светлой, мы Родиной нашей, мы Россией милой зовём.

Звучит песня «Ты живи, моя Россия»

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами называем словом «Родина»? Как вы понимаете? (ответы детей)

— Ребята, а в какой стране мы живём? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А что такое Родина? Родина значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна , в котором мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения. Послушайте стихотворение о Родине (читает Анастасия).

— Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

— Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

— Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, и под небом синим – синим — Флаг России над Кремлём!

— Как вы уже знаете, в мире существует множество стран, название некоторых время от времени слышите.

— Какие страны вы знаете? (Китай, Индия, Испания, Америка, Англия, Франция, Германия, Израиль, Турция)

— В каждой стране имеется свой главный город – столица.

— А знаете ли вы, как называется столица нашей родины? (Конечно, это город Москва)

— В столице находится наше правительство и президент страны.

— Государство наше многонациональное. На её территории живёт более ста национальностей, и ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные традиции, свою культуру, свой жизненный опыт. Все они – одна дружная семья, дети одной страны, России.

— Какие народы проживают на территории нашего государства? (татары, чеченцы, евреи, белорусы, узбеки, армяне, азербайджанцы, таджики, украинцы, киргизы, казахи, и многие другие)

— Если мы живём в России, как нас можно назвать? (россиянами)

Презентация российских фрагментов (дома, берёзы, песни под гармонь, ромашки, пшеничные поля, лесные просторы, полноводные реки).

— Ребята, все, что вы видите, это бескрайняя страна, Россия.

— Россия является самой большой и одной из самых богатых стран в мире.

— Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные берёзы, разливы рек, необъятные просторы полей. Всё это Россия!

— Удивительная страна! Красивая и богатая наша Родина!

Воспитатель: Ребята, у нашей страны есть свои символы. Давайте с вами вспомним эти символы. (ответы детей) Правильно, это гимн, герб и флаг. Скажите, что такое гимн?

Дети: Эта главная песня страны.

Воспитатель: Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна, мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России (звучит гимн).

Воспитатель: А в каких случаях звучит гимн, когда его включают? (в торжественных случаях)

А сейчас я хочу поговорить с вами о другом нашем символе – о гербе России.

Герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе

России, давайте рассмотрим его. (Рассматривание) На нашем гербе мы видим птицу – это орёл. Орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина. Давайте послушаем стихотворение о гербе, который нам расскажет Кира:

— У России величавой, на гербе орел двуглавый, чтоб на запад, на восток, он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

Воспитатель: В центре орлов – это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, какой красивый флаг у нашей страны. Флаг – это тоже отличительный знак. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска – и назывались они стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красные. А при царе Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Что означают цвета на нашем флаге? (ответы детей)

Дети: БЕЛЫЙ – он говорит о том, что наша страна очень миролюбивая.

Дети: СИНИЙ – это цвет верности, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Дети: КРАСНЫЙ – цвет силы, цвет крови людей, пролитых за Родину.

Воспитатель: Где вывешивают флаг нашей страны? (Флаг вывешивают на серьёзных государственных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях)

Воспитатель: Ребята ещё одним не официальным символом России является берёза. Это самое любимое дерево у русского народа. Это дерево у славян издревле считалось священным. Много поэтов написали о ней свои стихи. Послушаем одно из них… (читает Матвей)

— В белых платьицах подружки, из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели. В мае россыпью сережек, их украсится наряд. Много исходив дорожек, я всегда березе рад.

Физминутка. Танец: «Ай да берёзка» (исполняют девочки)

Проводится игра: «Собери берёзоньку»

— Есть у России и другие символы, характерные только для нашей страны (матрёшка, балалайка, национальные костюмы, в которых мы с вами сейчас одеты).

Физминутка. Танец « Валенки» (исполняют мальчики)

— У каждого человека есть на земле место, которое ему особенно дорого. Именно это называется «малая родина».

— Как вы понимаете, что такое «малая родина»?

Воспитатель: Место, где родился человек, – город, село, деревню – называют малой родиной. У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей реки или в глуши бескрайней Дальневосточной тайги и где бы ни жил человек, его всегда тянет в родные места. Ведь здесь его родные; родители, родственники, друзья. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. У каждого человека есть еще одна родина. Родина – это и наша огромная великая страна Россия! Большая родина – это наша страна – Россия. А все мы россияне. Родина – это леса, реки, моря, горы, степи, горда. Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.

Каждая страна имеет свою историю; людей, прославивших ее; войска для защиты народа; свои традиции. И каждая страна имеет своего президента. Кто же является президентом Российской Федерации? (Путин Владимир Владимирович)

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним некоторые из них.

— Нет земли краше, чем Родина наша!

— Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

— Одна у человека мать – одна и Родина!

— Кто за Родину горой – Тот истинный герой!

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, к желанию защищать ее от врагов.

— Скажите, пожалуйста, в какой области мы живём? (ЕАО)

— Ребята, у нас тоже в области есть свои официальные символы.

Презентация символов ЕАО

Флаг

Белый цвет – полотнища символизирует чистоту.

Радуга – библейский символ мира, счастья, добра.

Количество полос радуги равно количеству свеч в меноре – национально-религиозном еврейском символе.

— Кто знает в каком районе мы живём? (в Облученском)

— Как называется наш город? (город Облучье)

Презентация

— А что является визитной карточкой нашего города? (вокзал, площадь Красных партизан, площадь Дружбы, Дом культуры, наш детский сад)

— Город Облучье – это город железнодорожников.

Воспитатель: Наша страна издревле славится русскими мастерами. Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Эта наша национальная гордость. И я вам предлагаю отправиться на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками наших мастеров.

Зазывала: Эй, честные господа, скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли тары-бары, всяки разные товары…

Подходите, подходите, посмотрите, посмотрите…

Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня необычная ярмарка, а ярмарка с сюрпризами. Чтобы узнать, что же за сюрпризы вас ожидают, вы должны отгадать загадки.

«В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь, наша русская …» (гармонь)

Дети рассматривают гармонь. Прослушивание записи, как играет гармонь.

— Раньше без этого народного инструмента не проходило ни одного увеселительного мероприятия. А давайте послушаем, как она звучит. Воспитатель: А что же интересного за следующим столом? А для этого послушайте следующую загадку:

«Ой, звенит, она звенит, всех в округе веселит.

А всего-то три струны ей для музыки нужны.

Кто, такая, отгадай-ка, это наша …» (балалайка)

Воспитатель: Действительно, у этого замечательного инструмента всего три струны, а как она звучит, послушайте. Понравилось?

— И у нас в детском саду есть небольшой музей, рассказывающий об истории и традициях нашего города, области, страны.

Сегодня предлагаю пополнить музей экспонатами, сделанными своими руками.

— Сейчас мы с вами разойдёмся по творческим мастерским, и в каждой мастерской вас ждёт очень интересная работа.

Мастерская «Русская матрёшка» (ведёт воспитатель Кочекова И.В.)

Воспитатель: В нашу Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: Германии, Франции, Англии, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Как вы думаете, какой сувенир увозят гости?

На столе стоит сундучок. Воспитатель читает загадку:

— Я на ярмарке была и игрушки выбирала, сундучок вам принесла.

В нём игрушки не простые, а волшебно расписные.

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах, на столе они живут.

Как, скажите, их зовут? (матрёшка)

Воспитатель: А как же выглядела первая русская матрешка? Самая большая – первая – изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя – восьмая – была младенцем, завернутым в пеленку.

Воспитатель: Почему игрушку назвали матрешка? В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка, в честь её и назвали игрушку.

И в нашей мастерской тоже есть матрешки – вам в подарок! Это не простые матрешки. Их нужно будет раскрасить самим. Дети рассматривают и раскрашивают деревянные заготовки кукол – матрёшек.

Мастерская «Умелые ручки» (ведёт младший воспитатель Кутырко Н.С.)

— Ребята самая первая визитная карточка города – это вокзал, оттуда люди уезжают и куда приезжают.

— Посмотрите на картинку. Узнаёте наш вокзал? Посмотрите на перроне много людей. Как вы думаете, что они ждут? (поезд)

— Сейчас мы с вами попробуем сделать поезд из коробок.

Мастерская «Знатоки родного края» (ведёт педагог дополнительного образования по художественно-эстетическому творчеству Алексеева О.А.)

— Ребята, вы уже знаете, какие есть символы нашего города?

Ты видел это розовое чудо – багульник, распустившийся весной?

Как будто облака, из ниоткуда, спустились на тайгу для нас с тобой

И лес расцвёл! Бушует разноцветьем и сердце радует лиловый цвет.

Багульник символ города Облучье. А где багульник растёт? (на сопках)

— Сегодня мы с вами будем делать цветы багульника (показ последовательности выполнения работы).

Итог (рефлексия):

— Справились ли вы с заданием? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Нравятся ли вам ваши работы?

— Я вами довольна, какие вы молодцы! Какие замечательные красивые работы у вас получились!

— Как много вы теперь знаете о символах России, области, города.

— И запомните, милые мои, Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

— Чтобы счастливо жить надо любить друг друга и всегда помогать во всём друг другу. На этом наше путешествие считаю оконченным.

(Дети исполняют песню «Россия»)

Литература:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Верексы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А.

  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с родным городом и страной.

  • Гербова В.В. Комарова Т.С., Васильева М.А. Методические рекомендации к программе «От рождения до школы».

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи.

  • Жарков А.Д. Растите детей патриотами.

  • Кудрявцева Я живу в России.

  • Гажур Е.М., Сидорова Л.А. С любовью к России.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − двенадцать =