Цель ‒ развивать творческие способности и мелкую моторику детей через использование технологии тестопластики.
Обучающие:
1. Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа птицы, используя технологию тестопластики.
2. Продолжать учить поддерживать непринужденную беседу при анализе детских работ.
Развивающие:
3. Развивать приемы раскатывания, вытягивания, прощипывания и сплющивания в самостоятельной творческой деятельности.
4. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, соблюдение пропорций, эстетический вкус.
Воспитывающие:
5. Воспитывать у детей аккуратность в работе с тестом, вызвать желание дарить радость окружающим.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал и оборудование: картины с изображением разных жар-птиц, сундучок, соленое тесто трех цветов красное, желтое, оранжевое, дощечки для лепки, кисточка, баночка с водой, зубочистка.
Предварительная работа: чтение сказок «Иван-царевич и серый волк», «Жар-птица», «Конёк-горбунок», рассматривание иллюстраций с изображением птиц (сказочных и реальных), загадывание загадок и разучивание стихотворений о сказочных птицах.
Содержание образовательной деятельности
1. Организационный момент
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут интересно будет тут.
Я на вас погляжу, да и сказку расскажу,
Вы на ус себе мотайте, да и все запоминайте.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно, а слушайте внимательно.
2. Сюрпризный момент.
— Вы любите сказки? А где с ними можно встретиться? (в книгах, в театре, в мультфильме, в телевизионных передачах)
Что это за странный звук,
Раздаётся тихий стук?
Тук да тук, тук да тук…
Посмотрите – ка, сундук! (Дети подходят к сундуку).
С вами мы грустить не станем,
Лучше в сундучок заглянем. (Воспитатель и дети подходят к сундучку, пробуют открыть, но он не открывается.)
Скажем волшебные слова, может, он откроется.
Тук — тук — тук, ударяют кулачком по кулачку.
Чок — чок — чок, притопывают ногами.
Открывайся, сундучок! хлопают в ладоши.
— Смотрите, какое красивое перо! Ребята, какой птице принадлежит это перо? Почему вы так думаете? Давайте и мы отправимся на встречу этой сказочной птице.
3. Художественное слово.
Стихотворение о Жар-птице. (Читает ребенок)
Не на море, на земле, где-то в сказочной стране,
Есть пернатая царица по прозванию жар-птица,
Крылья золотом пылают, и рубинами сверкают,
От пера струится свет, краше птицы в мире нет!
4. Рассказ ребенка о жар-птице (домашнее задание)
— Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских преданий Жар-птицей. Жар-птица ‒ это огненная птица размером с павлина. Перья ее светятся, поэтому об ее оперение можно запросто обжечься. А когда перо потухает, то оно превращается в золото. В старину люди считали, что жар-птица в глубокую полночь может прилететь в сад, осветить его собою, поклевать золотые яблоки, дающие молодость, красоту и бессмертие. Люди искренне верили, что эти птицы приносят радость и счастье. И если сильно захотеть, то Жар-птица или птица Счастья (так ее еще называли) обязательно когда-нибудь прилетит. Каждый мечтал встретить свою птицу Счастья.
5. Беседа с элементами рассматривания жар-птицы.
— Образ этой птицы был одним из любимых в народе. О жар-птице слагали сказки. Дети, а в каких сказках встречается эта птица? («Иван Царевич и Серый волк», «Конек-Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна»)
— Так какая же она, эта сказочная птица? Давайте ее рассмотрим.
— Из каких частей состоит птица? (голова, туловище с вытянутой шеей, два больших крыла и длинный хвост)
6. Мотивация к продуктивной деятельности.
— Дети, а вы хотели бы слепим эту чудесную птицу? (Да) Поскольку жар- птица должна быть огненной, то для лепки нам понадобится какой цвет теста? (оранжевый, желтый и красный). Правильно.
7. Показ и объяснение способа лепки жар-птицы.
— Возьмем немного желтого теста и скатаем небольшое овальное плоское туловище, приклеим его к картону с помощью воды, сместим туловище немного вверх, чтобы оставить место для шикарного хвоста птицы. Прикрепим тонкую шею и маленькую голову из того же теста. Подготовим яркие заготовки для лепки крыльев. Отщипнем несколько кусочков от оранжевого и красного теста, постепенно уменьшая размер. Скатаем каждый кусочек в колбаску. Кончиком зубочистки рисуем перышко, надавливая на края колбаски. Формировать крылья будем рядами, прикрепляя первый ряд крупных перьев, сделанных из длинной колбаски, затем крепим по порядку более короткие. Переходим к лепке шикарного хвоста райской птицы. Скатаем колбаски. Один конец сделаем длинным, тонким и заостренным, второй овальным и поменьше, а третий еще меньше. Так же каждую деталь украсим при помощи зубочистки узором. Сверху прикрепим центральную точку ‒ шарик. Добавьте другие аналогичные детали, чтобы сделать красивый хвост. Несколько маленьких перышек можно приклеить к голове, выполните их тем же способом. Закончить образ птицы предлагаю изображением перьев на теле и шее птички. Для этого также используем зубочистку. Жар-птица готова.
8. Пальчиковая гимнастика «Птицы».
— Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте почувствуем себя настоящими птицами.
Птицы летят крыльями шумят, (кисти рук скрестили и машем ими).
Прогнулись над землей, (две ладони рядом, опускаются вниз и поднимаются на верх).
Качают головой. (ладони соединены, покачиваются влево и вправо)
Прямо и гордо умеют держаться. (ладони соединены и напряжены)
И очень бесшумно на место садятся. (руки положить на стол)
9. Продуктивная деятельность детей.
10. Заключительная часть.
Художественное слово.
В замечательной стране.
Поселилась чудо-птица –
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится.
Чудо красоты ‒ жар-птица!
У каждого получилась своя прекрасная птица, не похожая на других. Давайте мы друг другу тихо, чтобы не спугнуть волшебную птицу, пожелаем счастья!