Конспект урока грамоты в 1 классе. УМК «Школа России»


Автор: Елена Анатольевна Камешкова
Место работы: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа им. И.А. Пришкольника села Валдгейм»
Должность: учитель начальных классов


Тема: Согласные звуки [з],[з,],буквы З,з. «О братьях наших меньших».

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з, развития речи, логического мышления, памяти.

Задачи:

— познакомить со звуками [з],[з,], буквами З,з;

— учить характеризовать звук по алгоритму;

— учить читать слоги, слова с буквами З,з.

Планируемые результаты.

Предметные:

Овладевают навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинаний.

Метапредметные.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; логические – характеризуют звуки.

Коммуникативные: умеют формилировать своё мнение и позицию.

Личностные: проявляют интерес к природе, заботу о животных

Ход урока.

  • Организационный момент.

— Я очень рада видеть вас. Улыбнемся друг другу, поделимся друг с другом хорошим настроением.

  • Актуализация знаний

— Сегодня на уроке вы все исследователи, а еще среди вас будут ученые, будут решать трудные задачки и помогать нам проводить исследования. Ученым я хочу предложить расшифровать очень мудрую фразу, а потом нас с ней познакомить. (Шабанов, Хорзов, Иванов)

— А пока наши ученые работают, проведем парад букв, которые вы выучили. (на партах у детей карточки с выученными буквами)

Парад букв (выйти к доске буквам гласных звуков) – назвать себя, какими бывают гласные. Сделать шаг вперед тем буквам, которые дают команду «Читать мягко»

— Выйти к доске буквам согласных звуков. Дать характеристику.

— На каком этаже нашего системного лифта мы с вами сейчас находимся? Как он называется? (буквы, звуки) (технология ТРИЗ)

— Чем отличаются буквы от звуков?

— Как называется следующий этаж системного лифта? (слоги) Какой звук образует слог?

— Может быть слог из одного гласного? А из одного согласного? Как узнать, сколько в слове слогов?

— Лесные жители просят у вас помощи, не дайте им поссориться, одному ежику надо собрать грибочки с буквами гласных звуков, другому – с буквами согласных звуков. А пойдут и помогут ежикам Женя и Рита. Юля пойдет к доске и будет собирать урожай грибов в корзинку – берешь одну букву гласного звука, одну букву – согласного – составляешь слог, читаешь и кладешь в корзину.

Самооценивание (формирующее оценивание)

— Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

— Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

— Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

— Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

— Предоставим слово нашим ученым. Ребята выходят к доске: «Миром правит грамота» — как вы понимаете эту фразу?

3. Мотивация учебной деятельности.

— Нам сегодня предстоит увлекательное путешествие, а вот куда, вы узнаете, угадав загадку.

Здесь рядом живут крокодил и зайчата,

Пингвины, олени и даже слонята.

Как называется дом всех зверей.

Попробуй ответить ты мне поскорей! (зоопарк)

— По каким признакам вы узнали, что мы с вами отправимся в зоопарк?

— А из зоопарка к нам на урок прибежал один из жителей, угадайте, кто:

Говорят, что я трусливый,

В сказках якобы хвастливый.

Всё не так, мои друзья,

Просто осторожный я! (заяц)

— Какие слова вам помогли узнать, что это заяц?

4. Работа по теме урока.

— Давайте составим схему к словам «зайчик» — у доски ребенок, остальные проверяют.

— Какой звук вы слышите в начале слова? Символ звука – муха жужжит ЗЗЗЗ,

Учитель показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [3]: губки в улыбке; зубки сближены;

— Дайте характеристику звуку з – согласный, твёрдый, звонкий.

— Но зайчик к вам пришел не с пустыми лапками, он принес подарок в корзине. Если вы будете выполнять все задания, он обязательно вам подарит в конце урока. А сейчас нам надо построить схему к слову «корзина» — ребенок у доски.

— Какой новый звук слышим в середине слова? Комарик звенит ЗЗЗЗЗ. Дайте ему характеристику – согласный, мягкий, звонкий.

— Игра «Мальчики, девочки» — если услышите в слове мягкий звук з, встают девочки, на твердый звук – встают мальчики.

Зарядка, зонт, земляника, золото, Зина, корзина, зубр, закон, зима.

— Молодцы, а нам необходимо подняться на нашем системном лифте выше на этаж, как он будет называться? Слоги. Но, чтобы прочитать слоги, нам необходимо узнать нашу новую букву, которая обозначает звуки з,зь. Угадайте эту букву:

Эта буква – домохозяйка, у нее искривление позвоночника, поэтому она сутулая. Любит зефир, землянику, запеканку, зелень, любит ходить в зоопарк, смотреть разных зверей. (технология ТРИЗ)

Демонстрирую карточку.

— На что похожа буква З? Буквой З змея свернулась, но не зл ится, улыбнулась.

Давайте пофантазируем: какого буква роста – высокая или низкая, толстая или тонкая. Какого цвета любит носить одежду? Добрая или злая? С кем дружит? Чем занимается? (домохозяйка) Что любит кушать? (землянику, зефир, запеканку, зелень, а пьет зеленый чай)

Итак, создадим паспорт нашей букве: Буква З обозначает согласный звук, бывает твердым, мягким, звонкий. (технология ТРИЗ)

— Я хочу посмотреть, как вы запомнили нашу новую букву. У вас на партах лежит мягкая проволока, сделайте из неё нашу именинницу. (дети изготавливают букву, вывешивают на заранее подготовленной леске на доск е. Анализируют)

5. Продолжение работы над темой урока.

Отправляемся на этаж «слоги» — чтение слогов в учебнике с. 91.

— Читаем хором.

Отдельно слабоуспевающие на карточках. Придумайте слова, в которых есть эти слоги.

Закончить слово слогами: (демонстрационные карточки)

ЗА: ва…, ро…, гла…, гро…;

ЗЫ: ко…, ва…, гро…, берё…, арбу…, моро…, серви…

Подобрать слово к его началу:

ЗА: …мок, …бор, …вод, …гадка.

— Следующий этаж системного лифта – слова – чтение слов в парах.

Собрать гусеничку слабоуспевающим (у детей красочные круги со слогами, необходимо соединить круги, чтобы получилось слово) (Кушнерова, Голубева, Куницына) . Чтение слов вслух.

6. Физминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(присесть и руками над головой изображать ушки).

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть –

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать –

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(прыжки).

Зайку волк напугал

Быстро зайка убежал (бег),

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

7. Продолжение работы над темой урока.

— Следующий этаж системного лифта – предложения.

— Рассмотрите картинку на стр. 90.

— Составьте предложения по этой иллюстрации.

Сильный ученик читает стихотворение Маршака.

Обсуждение.

— Предложения мы с вами составили, а сейчас пришло время прочитать предложения.

Перед текстом читает сильный ученик, текст читают по цепочке. Слабые читают текст на карточках: В зоопарке звери. За забором лев. Мы узнали слона. Там сомы и налимы.

8. Работа со скороговоркой.

— Какой жанр русского народного творчества учит нас чисто выговаривать звуки?

— Наш гость Зайка приготовил для вас очень интересную скороговорку. Прочитайте её (слайд)

Скороговорка: Зоиного зайку зовут Зазнайка.

— Какой звук учит нас выговаривать данная скороговорка? Поучимся выговаривать её четко.

— Проговорим как мямлики.

— Как шустрики.

— Как сороки.

9. Итог.

— Что интересного расскажите дома об уроке?

— Что запомнилось о нашей букве?

10. Рефлексия.

Метод неоконченных предложений (формирующее оценивание)

— Закончите начатые предложения.

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было трудно….

  • Я не понял….

— Вы помните, что наш гость Зайка пришел к нам на урок с корзинкой, в которой сюрприз для вас. Зайке очень понравилось, как вы работали на уроке и попросил меня раздать вам его угощения. ( в корзинке зефир в индивидуальной упаковке по количеству ребят)

— А почему именно ЗЕФИР подарил вам Зайка?

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 3 =