Конспект урока литературного чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»


Автор: Джерен Агамурадовна Гуляс
Место работы: МБОУ «Центр образования имени Владимира Израйлевича Пеллера»
Должность: учитель начальных классов


Цели продолжить знакомить детей с произведениями К.Г. Паустовского.

Задачи:

— Обучать анализу художественного текста;

— работать над выделением основной мысли произведения;

— учить высказыванию и отстаиванию своей точки зрения;

— вырабатывать элементы выразительного чтения,

обогащать словарный запас учащихся;

— развивать речь, воображение учащихся;

— учить вдумчивому, осознанному чтению;

— воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.

Ход урока

— Выберите смайлик по настроению и ребята, и гости.

(красный ты полон жизненных сил и энергии, решителен, уверен в себе;

оранжевый выбирают те, у кого веселое, радостное настроение;

если ты выбрал желтый ты открыт к получению новых знаний, любознателен;

зеленый цвет успокаивает, создает ощущение безопасности;

если ты выбираешь синий у тебя спокойное настроение, ты пребываешь в гармонии с миром;

фиолетовый цвет способствует вдохновению, творческому подъему.)

1. Организационный момент

— Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость от общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

— Презентация групп (тьюторы следят за работой всех членов группы, оценивают, соблюдают уважение друг к другу, проявляют толерантность)

— У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция. Сегодня постараемся умело пользоваться этим инструментом, что бы стать настоящим мастером своего дела!

2. Актуализация знаний

— Начинаем урок литературного чтения. «Способность видеть в обыкновенном чудесное признак мудрости!»

Стадия вызова. Приём «Корзина идей»

— Поможет начать урок Мария, она зачитает отрывки из знакомых вам произведений, а мы постараемся озвучить какому произведению могут принадлежать эти строки? Условие: внимательно дослушать читающего до конца.

Пока же стояла жара, и больше всех от нее страдала маленькая лягушка. Она жила во дворе, под кустом бузины. (Квакша)

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало. (Стальное колечко)

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь. (Барсучий нос)

Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорог сердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили. (Жук-носорог)

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий. (Растрепанный воробей)

От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом только и дела, что переплыть каких-нибудь сто шагов. «Неужто не переплыву? сомневался медведь. Да нет, пожалуй, переплыву. Мой дед, говорят, Волгу переплывал, и то не боялся». (Дремучий медведь)

— Кто рассказал нам эти замечательные истории?

— Книги Паустовского, наполненные серьёзной и глубокой философией, раздумьями о жизни, в то же время удивительны и увлекательны. Они помогают почувствовать «сказку жизни»:

Побуждение.

— Девизом урока предлагаю взять такие слова: «Способность видеть в обыкновенном чудесное признак мудрости!»

— Как вы понимаете их?

— Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

3. Сообщение темы урока

— Сегодня мы продолжим исследовать творчество Константина Георгиевича Паустовского. Хотите узнать о нем немного больше? Несколько слов об авторе приготовила Валерия Лента. (Презентация)

Константину Георгиевичу Паустовскому всегда, с детства, было свойственно обостренное чувство природы, поэтому она нередко присутствует на страницах его произведений. Он писал о природе, о человеческих чувствах, о труде людей.

— К детям он обращался с такими словами: «Читайте, читайте и читайте!

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги…

Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг… Учитесь у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство».

— Я просила вас дома самостоятельно прочитать произведение «Заячьи лапы».

— Понравился ли вам этот рассказ? Какую цель поставим? ( проанализировать произведение, дать оценку героям, обсудить их поступки)

4. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов.

— Так как произведение было написано давно, (более 100 лет назад, в 1912) в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Давайте попробуем предположить их значение. А затем проверим нашу догадку. На столах лежат карточки, соедините верно значения.

Работа в группах (на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.)

Оголец

Онучи

Пенсне

Кратер

прошамкать

Коновал

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей (о плохом, невежественном враче)

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

Проверка на интерактивной доске

5. Работа над произведением

Первая стадия (фаза) – вызов

— Какие чувства возникли после прочтения? (печали, жалости, любви к животному, сопереживания)

— Назовите главных действующих лиц. (Ваня, дед Ларион, бабка Анисья, ветеринар, аптекарь, детский доктор,) Прикрепляются карточки.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла)

— Какое первое событие произошло? ВИДЕО (Пожар это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью…)

— Постарайтесь голосом передать картину пожара, отношение к персонажам. (Чтение 3 части) (с. 39)

— Какие чувства вызывает прочитанный эпизод?

— А что было дальше? Кто первым решился помочь зайцу? (Картинки слайды)

— Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?

— Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям (чтение 1 части)

— Что вы чувствуете после прочитанного? Почему? (страх, вдруг заяц умрет)

6. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи

— Давайте составим словесный портрет ветеринара.

КАРТОЧКА

— Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

— Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

— Какой совет она дала? Прочитайте об этом.

КАРТОЧКА

— Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая, об этом говорит её речь. Речь её напевная, она шамкает)

— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

— Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и постарайтесь передать свои чувства при чтении.

— Кто оказал помощь Ване далее?

Мы начали составлять с вами словесный портрет героев, сейчас вы самостоятельно продолжите эту работу в группах. После того, как обсудите характеристику персонажей, прикрепляете на доску ваши ответы.

Тьюторы оценивают работу членов группы.

7. Работа в группах. Дифференцированная (Карточки с вопросами и выбором ответов)

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

— любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

— сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

1 группа

— Вы отвечаете на тонкий вопрос.

Каким вы представляете Ваню? (выбираете слова для характеристики героя) на доску.

Проверка (Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет

2 группа

— Отвечает на толстый вопрос. Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

Проверка (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа

— Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

Проверка (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа

— Тонкий вопрос

— Дайте характеристику деду Лариону. Каким вы его представляете? Что случилось бы с зайцем, если бы отказался Карл Петрович?

Проверка (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

Характеристика персонажей готова. Подведём итог нашего обсуждения героев. Представитель от группы зачитывает!

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).

8. Шляпы. Предлагаю погрузиться в события и поразмышлять над следующими вопросами(группы выбирают шляпы)

КРАСНАЯ (эмоции)

— О чём же этот рассказ? О зайце ли он? (О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.)

— Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?

(Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.)

ЖЁЛТАЯ (позитивное мышление)

— Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце?

(Животные наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.)

ЗЕЛЁНАЯ (творчество)

— Как вы думаете, что будет с зайцем потом, когда он совсем выздоровеет?

СИНЯЯ (обобщение)

— Какова главная идея? (Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.)

Какая простая истина вам открылась? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)

9. ВЫВОД. Больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают! Спасение и жизнь ЧЕЛОВЕКА зависит от того, как мы сегодня будем относиться к ПРИРОДЕ. Давайте вспомним, какие беды по вине человека бывают в природе. Пожары каждый год. Сколько гектаров леса, деревень и сел уничтожает ужасное пламя, сколько погибает зверей, птиц. Это настоящая экологическая катастрофа, последствия которой будут восстанавливаться не один десяток лет. Вот почему очень важно осторожно обращаться с огнем в лесу.

Я обращаю ваше внимание к нашему девизу урока Будьте мудры! Учитесь видеть в обыкновенном чудесное! Если мы научимся этому, то мы – богатые люди. А самое главное это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. 16 ноября – Международный день толерантности (терпения) Все мы разные по своей природе, но обладаем правом жить в мире, сохранять свою индивидуальность, уважать друг друга, приходить на помощь, дарить свою заботу, тепло и любовь. Наш главный персонаж нашёл отражение в ваших работах. Работы выполнены целыми семьями. Это говорит о том, что вы не остались равнодушны, вы добры, отзывчивы. А поделки будут дарить радость всем нам! Молодцы, спасибо! последний слайд.

10. Рефлексия. Оценка тьюторами членов группы.

— И в завершении нашей сегодняшней работы на уроке, мне бы хотелось , чтобы вы высказали своё мнение об уроке.

Мне было….

Теперь я буду…..

Хочу сказать спасибо….

11. Итог.

12. ДЗ ТПО с. 74.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 2 =