Цель урока – изучить свойства тканей из химических волокон.
Задачи:
- Дать представление о свойствах химических волокон.
- Обучить правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей.
- Развивать способности к анализу и сопоставлению, наблюдательности и вниманию.
- Продолжить воспитание активности, аккуратности, умения работать в группе.
Оборудование: коллекция тканей, раздаточный материал, карточки, листы А4, интерактивная доска, компьютеры, ЭОРы «Химические текстильные волокна. Практические занятия» и «Уход за одеждой из химических волокон. Практические задания».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: проблемно-поисковый, информационно-развивающий, репродуктивный, творчески-репродуктивный.
Предварительная подготовка к уроку: создание видеорепортажа.
Ход урока
Содержимое
Организационный момент
Актуализация ранее изученных знаний.
Начнем наш урок с репортажа наших корреспондентов «Какие ткани вы предпочитаете в одежде?». Давайте посмотрим и послушаем их.
Вывод: в основном мы одеваемся в одежду из химических волокон.
Где бы мы ни находились: дома, в школе или на улице, – наша одежда впитывает загрязнения как от окружающей среды, так и непосредственно от тела. Человек через поры кожи выделяет значительное количество пота и других веществ, следы которых мы можем увидеть, к примеру, на воротнике и манжетах своей одежды.
Каким образом следует ухаживать за нашими платьями, костюмами и куртками, в первую очередь, зависит от материала, из которого они сшиты. А точнее – от сырьевого состава ткани. Чтобы вещи дольше радовали вас, нужно правильно ухаживать за ними. Бережный уход и соблюдение элементарных правил поможет продлить строк службы и хорошего состояния вашей одежды.
Чтобы быть всегда модными и красивыми, надо научиться правильно ухаживать за своими вещами, а для этого надо разбираться в тканях, знать их свойства.
Определите тему нашего урока «Свойства химических волокон» (Появление при прикосновении.)
Сегодня на уроке мы узнаем: (Появление при прикосновении.)
- какими свойствами обладают ткани из химических волокон.
Определим, как правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей.
В 5-м и 6-м классах вы познакомились с тканями растительного и животного происхождения.
Давайте вспомним, что это за ткани?
Первая ученица : Мне так хорошо дышится в этом изделии. Изделия из таких тканей можно одевать как в теплое время года, так и в прохладную погоду. Они легко стираются, быстро сохнут, хорошо поддаются влажной тепловой обработке. Назовите волокно, из которого выполнено мое изделие? (хлопчатобумажные)
Вторая ученица : Лето выдалось жаркое. Я предпочитала носить изделия из волокна, которое охлаждает в жаркую погоду. Это волокно используется и для изготовления постельного белья и кухонных принадлежностей. У этой ткани только один недостаток. Назовите волокно, из которого изготавливают изделие, и его недостаток. (льняные, сильно мнутся)
Третья ученица : Я свое изделие представлю в виде загадки: По лесам, по долам ходит шуба да кафтан. Назовите, из какого волокна изготовлено мое изделие (шерсть)
Четвертая ученица : Я – бабочка. Вспорхну и улечу далёко. Стоп! Подожди! Ведь жизнь моя без дерева будет так одинока. Пожалуй, я вернусь, чтоб превратиться в кокон, а кокон – в нить, а нить – в красивые волокна. О каком волокне идет речь? (шелк)
Вывод: натуральные волокна – это природные волокна, готовые к использованию. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоемкий и дорогостоящий процесс.
– какими свойствами обладают волокна? Работа с заданием на интерактивной доске.
– как классифицируются химические волокна?
Изучение нового материала
Свойства химических волокон.
Теоретическая часть
Ткани из химических волокон всегда имеют красивый внешний вид и высокую прочность, они устойчивы к действию света и не поражаются молью и микроорганизмами, а еще они отлично удерживают тепло.
Бережный уход и соблюдение элементарных правил поможет продлить срок службы и хорошего состояния вашей одежды.
Учащиеся рассматривают образцы тканей и дают характеристику волокнам.
Учитель дополняет ответы.
Ткани из искусственных волокон
Вискозное волокно при различной обработке может своим блеском и плотностью напоминать шелк, хлопок или даже шерсть. На вискозном волокне выполняют даже характерные для льна утолщения нити.
Ткани, в состав которых входит вискоза, очень чувствительны к длительному воздействию влаги. Связано это с тем, что мокрое вискозное волокно, так же, как и все целлюлозные волокна, утрачивает со временем способность восстанавливаться после высыхания. Утюжат ткани с вискозой в соответствии с рекомендациями производителя.
Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.
Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии, они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся.
Ткани из синтетических волокон
Синтетические ткани отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.
Полиэфирные волокна — полиэстер, лавсан, кримплен. Ткани из них мягкие и гибкие, но очень прочные. Они практически не мнутся, не выгорают на солнце, не поражаются молью и микроорганизмами.
Полиамидные волокна — нейлон, капрон — самые прочные из всех синтетических волокон. Ткани из этих волокон жестковаты на ощупь, имеют гладкую поверхность, прочны на разрыв, устойчивы к истиранию, не выцветают и мало мнутся, не поражаются молью и микроорганизмами.
Эластановое волокно — лайкра — чаще всего используется в смеси с другими волокнами. Ткани с эластаном применяют при изготовлении облегающей одежды: брюк, джинсов, трикотажа, чулочно-носочных изделий. Такая одежда прилегает к фигуре и не стесняет движений.
Практическая часть
Работа с ЭОРом «Химические текстильные волокна. Практические занятия»
http://fcior.edu.ru/card/21161/himicheskie-tekstilnye-volokna-prakticheskie-zanyatiya.html
Уход за одеждой
Теоретическая часть. Для ухода за одеждой существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глаженья текстильных изделий и трикотажа. Предприятие-изготовитель всегда маркирует выпускаемые им изделия. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны.
Слайд 7. Каким образом следует ухаживать за нашими платьями, костюмами и куртками, в первую очередь зависит от материала, из которого они сшиты. А еще точнее — от сырьевого состава одежной ткани.
Слайд 8.Практическая работа «Изучение символов ухода за текстильным изделиями»
Материалы: лоскутки тканей, трикотажа, кружев из хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон.
Задание 1. Расшифруйте символы по уходу за изделиями:
Работа по группам.
Задание 2. Изучите теоретические сведения.
1группа. Изделия изполиэфирных волокон стирают в машине при температуре 40° (иногда 60°). Для стирки белых тканей применяют универсальные моющие средства, а если ткань цветная — моющие средства для тонких или цветных тканей. Полиэстер рекомендуется немного отжать в центрифуге и досушить на воздухе. Пользоваться сушильным устройством нельзя, так как могут образоваться трудно удаляемые замятые складки. Гладят изделия из полиэстера умеренно нагретым утюгом (положение терморегулятора — «шелк») и через влажный проутюжильник. Вещи из полиэстера хорошо переносят химическую чистку.
2группа. Изделия изполиамида стирают и сушат так же, как изделия из полиэстера, но нужно иметь в виду, что температура воды при стирке не должна превышать 40°. Гладят изделия из полиамидных волокон при самом низком нагреве без пара.
3группа. Изделия изакрила стирают и сушат так же, как изделия из полиэстера, но температура воды при этом должна быть не выше 30°. Не допускается использование сушильного устройства.
4группа.Изделия из тканей, содержащихэластан, стирают в моющих средствах, предназначенных для тонких тканей, и сушат только на воздухе. Температура стирки и глаженья зависит от вида волокон, входящих в состав смеси с эластаном.
Задание 3. Составьте наборы символов на листах, а затем на интерактивной доске.
Закрепление знаний
ЭОР «Уход за одеждой из химических волокон»
http://fcior.edu.ru/card/14867/uhod-za-odezhdoy-iz-himicheskih-volokon-prakticheskie-zadaniya.html
Подведение итогов урока
Вывод: в нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Кто же может представить себя без зонтика или классной сумки? Да и дорогие натуральные ткани не всем по карману.
Поэтому появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Применение этих волокон состоит в более низкой их себестоимости, что объясняется значительно меньшими трудовыми затратами на их производство. Удивительно, как люди раньше обходились без таких мягких, прочных и эластичных искусственных тканей, которые несут в наш быт тепло и комфорт.
Отметьте свою деятельность по лестнице знаний.