Конспект урока по предмету «Математика. 4 класс» «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице»


Автор: Наталья Николаевна Глазунова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель начальных классов


Цель: Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ситуациях.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.
  2. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
  3. Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями и записывать условие задачи в таблицу.
  4. Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.

Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и  внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.

Оборудование: презентация, схемы задач, раздаточный материал.

1. Организационный этап.

Настроились на отличную работу.

2.Актуализация знаний.

Над каким разделом в учебнике мы работаем? (Величины.) Прочитайте величины, записанные на доске:

мин; км; ч; мм; м; см; км/ч; дм; с

На какие группы вы бы их распределили? (Единицы длины и времени.)

Назовите единицы длины в порядке убывания.

Единицы длины в математике называют расстоянием и обозначают латинской буквой S.

км; м; дм; см; мм – в этих единицах измеряют S.

Назовите единицы времени в порядке возрастания.

Единицы времени в математике обозначают латинской буквой t

с; мин; ч. – в этих единицах измеряют время.

Почему вы не в одну группу не распределили величину км/ч?

Что же эта за это единица измерения?

Кто-нибудь из вас знает?

(Высказывания детей, где слышали)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема нашего урока: Скорость движения. Единицы скорости.

Сегодня мы познакомимся с новой величиной, которая называется скорость.

А для чего нам нужно и необходимо знать о скорости движения? (Высказывания детей.)

Тему урока узнали. Какие вопросы у вас возникли. Что необходимо узнать?

  1. Что такое скорость.
  2. Единицы скорости.
  3. Как найти скорость?

Да, ребята, в природе почти всё движется. Летают птицы, ползают черепахи, ходит человек. А ещё человек использует разные средства передвижения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Предлагаю решить задачу, записанную на слайде.

 

Прочитайте и рассмотрите схемы.

Что будете узнавать? (Сколько км пройдёт поезд за 1 час. Сколько км пролетит самолёт за 1 минуту.)

Запишите решение в тетрадь.(2 ученика записывают решение на скрытой доске от детей.)

1уч. Сколько км пройдёт поезд за 1 час.

2 уч. Сколько км пролетит самолёт за 1 минуту.

Проверка 1 ученика.

Что ты узнал?

Какая схема соответствует твоему решению?

Покажи на схеме отрезок, который показывает расстояние, пройденное за 1 час. (Отрезок АЕ)

Что можно сказать по сравнению с отрезком АС? (Отрезок АЕ в 4 раза меньше АС)

Проверка 2 ученика.

Что ты узнал?

Какая схема соответствует твоему решению?

Какой отрезок показывает расстояние, пройденное за 1 минуту? (Отрезок МК.)

Что можно сказать об отрезке МК и МС? (Отрезок МК меньше в 16 раз.)

Почему отрезок МК меньше АЕ, ведь скорость самолёта больше скорости поезда? (У них разные единицы времени.)

Когда разные единицы времени, легко ли сравнивать величины? (Нет.)

Что нужно сделать? (Посчитать не за 1 минуту, а за 1 час.)

Как?

15м*60=900(км) – за 1 час

Решим ещё 1 задачу.

Сокол за 3с пролетает 69 м. Сколько м он пролетит за 1с?

Итог.

Чем похожи все решённые задачи? (Они похожи вопросами. Сколько пролетит за 1ч? за 1 мин.? За 1с? Т.е за единицу времени.)

Отвечая на такие вопросы, мы узнаём…? (скорость движения)

Что же такое скорость движения? (Высказывания учеников)

Прочитайте определение в учебнике на с.39.

Наши предположения совпали?

5.Оценка своей деятельности.

В листах успеха найдите вопрос, на который мы отвечали. Оцените себя в нужной колонке.

6.Запись величин.

Скорость движения – это тоже величина. Поэтому нужно договориться, в каких единицах мы будем измерять её.

7.Работа с учебником.

Прочитайте важные сведения после определения с.39.

Что особенное в записи таких величин вы заметили? (Есть черта)

Кто догадался, а какой предлог, она заменяет? (В)

Вернёмся к нашей величине 5км/ч

В какую группу отнесём? ( Единицы скорости)

Скорость движения в математике обозначают латинской буквой V

Работаем с единицами скорости. Читать умеем, учимся записывать.

С.39 №135(1,2) –коллективная работа

8. Самостоятельная работа.

Работаем дальше самостоятельно по вариантам.

1в.№135(4,5,6)

2в.№135(7,8,9)

Проверка.

С каждого варианта беру записи учеников. Ответы на экране через вебкамеру.

Как вы сейчас ответите на вопрос в начале урока? Могут ли быть взаимосвязаны величины длины и времени между собой?

Итог.

Что узнали?

Найдите в листе успеха этот вопрос и оцените себя.

9.Физминутка

Поднимаем руки вверх , если это единицы длины. В стороны – единицы времени. Вниз – единицы скорости.

м, ч, м/с ,дм, мин, км/ч, с, км, мм, м/мин

10. «Собирание правила о нахождении скорости».

Что нам надо узнать?

Нам осталось узнать правило, по которому можно найти V.

Вы уже об этом сегодня говорили. Осталось собрать все наши знания и ответить на вопрос.

Предлагаю вернуться ещё раз к нашим задачам.

Что мы узнавали в них? (Расстояние за 1 ч; за 1 мин.; за 1с)

Узнавали расстояние, пройденное за единицу времени.

А это и есть……скорость.

Что нужно сделать, чтобы найти V?

Постараемся кратко записать нашу мысль, как учёные. Составим формулу нахождения скорости.

11.Работа в парах.

Начало есть, продолжите дальше.

V=

Проверка.

У кого получилось? Покажите карточки.

Итог.

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. (Двигаю карточки: V=S/t). Сверим свои мысли с авторами учебника на с.41

12. Первичное закрепление.

Раз мы научились находить V движения, то решите задачу, записанную на доске.

Боря идёт от дома до школы 10 мин, а Лена — 15 мин. У кого скорость больше: у Лены или у Бори?

Ваши мысли. (Высказывания учеников)

Давайте прочитаем, что думают Миша и Маша. Кто же прав из них?

Что необходимо сделать, чтобы решить задачу? (Дополнить условие данными. Пусть Боря 1 км, а Лена 1500м)

Что будете находить?(V движения)

Как?

Самостоятельно решают задачу.

Проверка.

У кого скорость больше у Бори или у Лены?

Сверим свои рассуждения, с рассуждениями Миши на с. 41

Вы согласны с Мишей?

13. Оценка своей деятельности.

Вернёмся к листам успеха.

Мы ответили на последний вопрос. Оцените себя.

14.Рефлексия.

Подведём итоги нашего урока.

Тема нашего урока……. « Скорость движения. Единицы скорости»

Что узнали?

Кто точно знает ответы на вопросы, которые у вас возникли при изучении темы?

Кто знает, но в каких-то моментах сомневался?

Выберите предложение и закончите его.

15. Домашнее задание.

Придумать 2 интересные задачи на нахождение скорости.

Список использованной литературы

1.Математика: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. – 10-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.- 120 с.

2.Уроки математики. 4 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителя / Н.Б. Истомина, О.П. Горина, З.Б. Редько, А.К. Мендыгалиева, – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.- 264с.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 5 =