Конспект занятия для детей старшей и подготовительной группы на тему «Посиделки»


Автор: Людмила Николаевна Яновская
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 39» г. Биробиджана
Должность: музыкальный руководитель


Зал оформлен в русском народном стиле.
Звучит русская мелодия. Бабушки-потешницы встречают гостей .

(дети сели)

Даниловна и Гавриловна :

Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Вы нас помните?

Вместе:
Мы потешницы-старушки,
Неразлучные подружки!
Я ‒ бабушка Даниловна,
Я ‒ бабушка Гавриловна,
А обе мы смешиловны.

Даниловна :
В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке
Блинами обита,
Оладьями крыта,
Ограда кругом ‒
Пирожки с творогом.

Гавриловна :

Мы собрались в нашей горнице на посиделки.
Тут и песне место найдется, и пляске и игре.

Даниловна :

А чтобы песни любимые петь, чтобы в игры поиграть, нужно добрым словом перемолвиться. В старые времена много на Руси было придумано пословиц и поговорок.
Вот, например, так говорили: «Без дела жить – только небо коптить».
А какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети с места говорят пословицы, поговорки и потешки.

Гавриловна :

Ребята, хочу загадать вам загадку, а разгадка в горнице находится. Слушайте внимательно.
Горбатый кот Маше плечи греет.
С самого утра пошел со двора.
На берегу повалялся,
А воде не купался.
Что это? (коромысло)

Даниловна :

Послушайте еще одну загадку.
На улице ‒ бряк,
Загрохочут ‒ звяк.
А обратно пойдут,
Слезы потекут.
Что это? (ведра )

Гавриловна :

Ну что, засиделись, ребята, пора и хоровод заводить.
Где же наша Младушка?
Исполняется хоровод «Пошла млада за водой» ‒ подгот. гр.

Даниловна :

В народе говорят: «Где песня льется там легче живется».
Запевайте песню шуточную,
Песню шуточную, прибауточную!
Исполняется хоровод «Как у наших у ворот» ‒ ст. гр.

Гавриловна :
Много сегодня пословиц вспомнили, а еще одну хочу вам напомнить «Спишь, спишь, и отдохнуть некогда!».
Про кого это сказано?
На Руси славились люди работящие. Плохо приходилось лентяям и лежебокам. Не любили их в народе, смеялись над ними , вот, так и говорили: «Люди жать, а они на солнышке лежать».
Вот и весельчаки хотят слово сказать смешное , всех нас позабавить.
Выходят три мальчика (ст. гр.).

1 мальчик : Не колода, лодырь, не пень,
2 мальчик : А лежит целый день!
1 мальчик : Не жнет и не косит,

Вместе : А обедать просит!
2 мальчик : Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит (отворачивается, лежа на скамейке)
1 мальчик : Тит, иди кашу есть!
2 мальчик : Где моя большая ложка? (садится, показывает ложку)

Мальчики вместе : Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Даниловна :
А вот теперь отгадайте еще одну загадку:
Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей? (береза )
Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»подг. гр .

Девочки ст. гр .:
Мы по улице гуляем,
Хороводы выбираем.
Где веселый народ ,
Тут наш будет хоровод!
Исполняется хоровод «Выйду ль я на реченьку» – ст. гр.

Гавриловна :
А вот загадка хитрая да веселая. Отгадка тоже в горнице есть: «Сама не ест, а всех кормит?» (ложка)

Молодцы, ребята, и эту загадку отгадали!
Выходите, ложкари позабавьте честной народ!
Исполняется «Танец с ложками» – подг. гр.

Даниловна:

Матрешки друг в дружке не поют частушки.

Гавриловна:
А поставишь вряд – запоют в лад!
Танец матрешек исполняет ст. гр. (девочки).
Раздается шум из-за двери, громкий разговор, смех.

Даниловна :
Что это за шум? Наверное, к нам гости идут!
Появляются Фома да Ерема (взрослые)

Фома и Ерема вместе :
Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба (показывают на себя, затем друг на друга)
Фома да Ерема! (кланяются, теряют колпаки).

Вместе :
Низко поклонились,
Колпаки свалились. (одевают колпаки)
Фома : Колпак одеваем,

Ерема : Снова начинаем!

Вместе :
Здравствуйте, честной народ!
Мы пришли к вам оба,
Фома да Ерема!

Фома : Людей посмотреть,

Ерема : Себя показать!
Да небылицы вам рассказать! (садятся на скамейку)

Фома : Подвинься!

Ерема :
Нет, ты подвинься,
Фома вредный,
Голос медный,
Сам с кувшин,
Голова с аршин. (смеется)

Фома :
Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой!
Ерему поднимали,
Животы надорвали!

Ерема :
А вот попробуй, скажи быстро:
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня! (Фома повторяет, у него не получается)

Фома :

Ребята, кто мне поможет, давайте вместе!

Фома:
А ты Ерема мою скороговорку проговори.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку,
А потом пришла домой
Села на индюшку!
(Ерема повторяет, ему помогают дети)

Гавриловна :
Дорогие гости, посидите,
На веселье наше посмотрите!
Звучит музыка к русской пляске.
Выходят 2-е детей: мальчик и девочка подг. гр.

Мальчик : Тарара, тарара,
Идут девки со двора,
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Девочка : Выходи, честной народ,
Не пыли дорожка,
Добры молодцы идут,
Поплясать немножко!
Исполняется «Русская пляска» – подг. гр.

Даниловна : Фома и Ерема, мы слышали, что вы много знаете русских народных игр.
Пора и нам поиграть!

Ерема: У каждого молодца своя ухватка, а справиться надо всего лишь с палкой.

(В начале соревнуются Фома и Ерема, потом дети:кто дольше сможет удержать палку на указательном пальце, палка лежит горизонтально, дети ведут счет)

Фома : Всякий молодей на свой образец.
Кто пробежит гусиным шагом из конца в конец?
(2команды, Фома и Еремакапитаны)
Ерема : Хорошо Ерема играет,
Играет, народ забавляет!
Трень-брень струночки,
Тренъ-брень звонкие!

Фома : Кто балалаечку в руки возьмет, тот и в пляс пойдет.
(игра с балалайкой).

Гавриловна :
Станем мы гостей зазывать, и Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди, и Никитушка, ну, пожалуйста!

Даниловна : Станем мы гостей угощать: Ивану ‒ блин, Степану ‒ блин,
Сергею ‒ блин, Матвею ‒ блин. А Никитушке ‒ мятный пряничек.
Гавриловна : Есть знатное угощение, пора, Фома и Ерема, детей на чаепитие приглашать!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 2 =