Консультация для педагогов и родителей «Особенности работы с логическими блоками Дьенеша»


Автор: Елена Николаевна Захарчук
Место работы: МБДОУ "Детский сад №11"
Должность: воспитатель


Что такое блоки Дьенеша?

Простой конструктор или популярная игра для юных математиков?

В дошкольной практике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Играя блоками, дети знакомятся с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Приобрести блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Игровое поможет разнообразить познавательную активность не только дошкольников, но и будет способствовать в освоении математики младшим школьникам.

Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Поэтому основная сложность в работе заключается в сохранении целостности набора. С первых дней необходимо приучать малыша собирать все кубики в коробку, чтобы не потерять детали.

В каждом игровом наборе есть вкладыш с методическими рекомендациями и подборкой игр. Также отдельно можно приобрести игровые альбомы, в которых предложены игры, схемы, интеллектуальные задания от простого до сложного уровня. Например: «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких» (от 2 до 3 лет), «Давайте вместе поиграем» (от 3 до 7 лет), «Страна блоков и палочек» (от 4 до 7 лет), «Лепим нелепицы» (от 4 лет), «Праздник в стране блоков» (5-8 лет), «Поиск затонувшего клада» (5-8лет), «Спасатели приходят на помощь» (5-8 лет). Вне зависимости от возраста ребёнка желательно начинать с самых простых заданий. Так более логично усваиваются все операции и игровые действия с блоками.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра, которая позволяет:

  • Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

  • Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой и размером

  • Развивать пространственные представления.

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

  • Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления.

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

  • для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

  • для развития действий классификации и обобщения;

  • для развития способности к логическим действиям и операциям.

Эти игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту.

Начинать освоение материала необходимо с простого манипулирования фигурами. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура» или «кубик», чем слово «блок».

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, надо дать детям возможность познакомиться с материалом: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Обычно дети сразу начинают строить башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Далее можно предложить самые простые игры: «Найди все фигуры» (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме); « Найди все фигуры, как эта по цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету); «Цепочка», «Угости мишку печеньем».

Следующая ступень в работе с блоками на «Выявление и абстрагирование свойств». Здесь можно предложить поиграть в игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам попасть в свой домик», «Чудесный мешочек».

Усложняются задания сравнением. Дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с цветом, затем формой. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, следует предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя свойствами.

Таким образом, с логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждает по ходу игры.

Результатом работы с дошкольниками должно стать:

1. Повышение уровня развития коммуникативных способностей дошкольников, навыков сотрудничества.

2. Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих способностей детей.

3. Проявление самостоятельности, инициативы.

4. Овладение основами математики и информатики.

 

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры и упражнения:

Логические упражнения с блоками Дьенеша

1) Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

2) Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

3) Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4) Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

5) Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

6) Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

7) Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

8) Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

9) Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

10) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

11) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

12) Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

13) Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

14) По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

15) В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

16) Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

17) Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

18) В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

19) Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

20) Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

21). Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

Игры с логическими блоками Дьенеша

1. Дидактическая игра «Найди такой же блок»

Задачи: Знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша

Ход игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

2. «Найди клад или мышку»

Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети – кладоискатели, монета – клад. Один из ребят задает вопрос.

Клад под синим блоком?

Под большим и т.д.?

Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

2 вариант

Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.

3. «Найди свой домик»

Цель: прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур.

Ход игры: на импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги и т.д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Из «волшебного» мешочка каждый выбирает себе «ключик» (геометрическую фигуру) и находит свой домик по форме и цвету «ключика».

Продолжая игру, дети могут обмениваться ключиками, а воспитатель незаметно меняет или добавляет фигуры в обручи.

4. «Построй дорожку»

Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)ё

5. «Дорожки»

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно строить по правилам.

Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).

6. Загадки без слов

Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

7. Чем свяжешь?! Или измени одно свойство.

У цепочки есть начало и есть конец, их нужно связать блоками так, чтобы фигуры отличались всего по одному свойству.

Игры на классификацию, обобщение

Цель: формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.

8. Город геометрических фигур

Малыши прибыли в гости к Микки-Маусу! Посмотрите, какой это город фигур! Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.

9. «Третий лишний»

На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

10. «Найди клад».

Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам исполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Например, ведущий спрашивает: — Клад под синим блоком? — Нет, — отвечает ребенок. — Под желтым? — Нет. — Под красным? — Да. — Под большим? — Да. — Под круглым? — Да. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

11. «Раздели блоки»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе. Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

12. «Загадки без слов»

Игра поможет ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться. Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой. А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг. Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы! В старшей группе мы устроили конкурсную игровую программу «Крестики — нолики». Одно из заданий командам было — «Постройка замка».

Обратите внимание!

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру до того, как ребенок будет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы к ребенку, радуйте себя и ребенка. Логические блоки можно использовать в различных увлекательных играх, их варианты можно придумывать самостоятельно. Главное, чтобы малышу нравились такие занятия, а в процессе игр он будет становиться с каждым днем все умнее, развивать память, речь, логическое мышление.

Желаю успехов!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × два =