Консультация с элементами практикума «Игры на формирование правильной осанки»


Автор: Наталья Николаевна Иванова
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 24» г. Биробиджана
Должность: инструктор по физической культуре


Цель: познакомить родителей с приемами профилактики нарушений осанки через использование игр, дать практические навыки в их проведении.

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабо­сти, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состо­янии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки явля­ется общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышеч­ного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвиж­ных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании го­ловы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыха­тельными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что та­кое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как в бессозна­тельном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нуж­но давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше под­бородок») и непосредственно на теле ребенка показывать пра­вильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.

Далее с родителями и детьми проводятся игры.

Едем в зоопарк

Цель игры: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правиль­ной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зри­тельного и слухового анализаторов, их координации с движени­ями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Необходимый материал: обручи, стулья, мел.

Ход игры. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей» — обезьяны, зайки, гуси и т.д. Родители встают за ведущим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк». «Подъезжая к клеткам ведущий, спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидя­щие там «звери» должны показать движениями, мимикой, зву­ками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Затем родители и дети меняются местами.

Длинная скакалка

Цель игры: улучшение функции дыхания, сердечно-сосудис­той системы; укрепление связочно-мышечного аппарата стоп; вос­питание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый материал: скакалка или длинная веревка.

Ход игры. Ребенок с ведущим равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно услож­нить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а за­тем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное под­прыгивание и т.д.

Мастер мяча

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; раз­витие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант 1.

  1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.
  2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
  3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
  4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.
  5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кон­цами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

  1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.
  2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кру­гом и поймать мяч.
  3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в попе­речнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).
  4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бро­сить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под пра­вой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бро­сив мяч правой рукой.

Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Со следующими двумя играми ведущий знакомит родителей в устной форме, для использования их в бассейне.

Петушиный шаг

Цель игры: улучшение осанки; укрепление мышц туловища, ног; связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры. Ходить по дну бассейна с высоким подниманием бедра, руки на поясе, голова, спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать. Опускать ногу на носок с перекатом на пятку. Выигрывает игрок, выполнивший упражнения более кра­сиво, четко.

Ледокол

Цель игры: формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища, ног; закаливание.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры. Руки отвести назад, держа ладони вперед, плечи не поднимать, голову держать прямо, смотреть вперед.

Вода в бассейне до пояса или несколько выше. Идти по дну.

Сколиоз – патологическое боковое искривление позвоночного столба

Различают сколиоз врожденный и приобретенный. Врожденный сколиоз встречается достаточно редко. Намного чаще в медицинской практике встречается сколиоз приобретенный. Во всех случаях приобретенного сколиоза он достаточно легко поддается коррекции и лечению. Самым важным фактором в профилактике и лечении сколиоза является его своевременное выявление. Сделать это достаточно просто даже самостоятельно или с привлечением своих родных.

Для того, чтобы определить у себя или своего ребенка признаки зарождающегося искривления позвоночника, достаточно провести небольшой тест. Для этого следует встать прямо, расслабиться, руки опустить вдоль туловища свободно. При этом вы можете, глядя в зеркало, определить: равномерность выпирания ключиц, выпирание лопаток и разную высоту плеч. Если один из перечисленных признаков вы наблюдаете у себя, то поторопитесь обратиться к ортопеду. Еще одним признаком искривления позвоночного столба можно назвать перекос тела при наклоне туловища вперед. При этом достаточно четко будет видно со стороны спины искривление позвоночного столба. Но всё это актуально в тех случаях, когда сколиоз достигает больших степеней. Чаще всего незначительные искривления позвоночника невооруженным взглядом не видно. В этом случае при подозрениях на сколиоз диагноз можно подтвердить только при помощи рентгеновских снимков. Чаще всего сколиоз развивается у детей. Это связанно со многими факторами. В первую очередь основой для развития сколиоза служит бурный рост и развитие детского организма. Достаточно часто различные органы и системы не успевают развиваться вслед за своими соседями. В этом случае создается максимально благоприятная обстановка для развития сколиоза. Чаще всего это происходит при достаточно бурном развитии костной структуры. Мышечно-связочный аппарат при этом отстает в своем развитии. Это обуславливает несоразмерность нагрузок на позвоночный столб и формируется искривление позвоночника.

Еще одним фактором формирования сколиоза в детском возрасте является высокие нагрузки на еще неокрепший опорно-двигательный аппарат. Это связано с тем, то ребенок вынужден в процессе обучения в школе не только с первого класса носить достаточно тяжелый портфель, но и сидеть в статичной позе на протяжении нескольких учебных часов. При этом большинство мебели для учеников в российских школах не соответствует даже элементарным требованиям санитарных правил. Не учитывается на рост ребенка, ни его комплекция. Поэтому чаще всего наши дети сидят на уроках за совершенно неподходящими партами.

Все эти последствия можно сгладить при помощи несложных приемов. В первую очередь, научите своего ребенка простому правилу: не оставаться на перемене, сидеть за партой. Во время перемены необходимо походить, сделать несколько потягиваний, можно посоветовать различные наклоны туловища в стороны. Небольшие разминки между уроками могут в значительной степени помочь избежать формирования сколиоза. Еще одним условием сохранения здоровья вашего ребенка может стать приобретение для школы не портфеля, который ребенок вынужден носить в одной руке, а ранца. Лучше всего, если школьный рюкзак не будет иметь ручки для переноса его в руках. В этом случае вся нагрузка на позвоночный столб будет распределяться равномерно по всей спине, не вызывая перекоса позвоночного столба.

Сколиоз может стать причиной очень многих серьезных заболеваний внутренних органов. Связано это, в первую очередь, с созданием неблагоприятного положения внутренних органов на стороне искривления. Особенно часто страдают легкие, сердце, почки и кровоснабжение. Спустя некоторое время после формирования сколиоза в организме человека могут произойти необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Это связанно с тем, что легочный объем. В результате этого насыщение артериального кровотока начинает страдать от недостатка кислорода. Для компенсации недостатка увеличивается объем некоторых камер сердца. Состояние сердечной мышцы становиться похожим на картину сердечно-легочной недостаточности. После устранения сколиотических изменений позвоночника сердце в нормальное состояние уже не возвращается. Это только одно из возможных последствий искривления позвоночника.

Начинать лечение сколиоза лучше всего на самых ранних стадиях. Медикаментозная терапия в решении этого вопроса абсолютно бессильна. Сколиоз возможно устранить только с помощью мануальной терапии и лечебной гимнастики. При этом стоит заметить, что лечебная гимнастика без сеансов мануальной терапии может не только оказаться бесполезной, но очень часто способна навредить. В любом случае, если вы подозреваете у себя или своих близких наличие такого страшного заболевания, как сколиоз, мы рекомендуем в самое ближайшее время обратиться вам к профессиональному ортопеду.

Не стоит пытаться решить проблему сколиоза самостоятельно, принудительно изгибая позвоночник в противоположную сторону. Своими действиями вы можете значительно осложнить течение заболевания и его последующее лечение.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 2 =