Контрольно-оценочная деятельность на уроках биологии


Автор: Галина Николаевна Сергушева
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель химии и биологии


Дополнительные файлы

Понятно, что процесс обучения может быть эффективным  лишь в случае, когда происходит развитие не только познавательной сферы личности школьника, но и мотивационной. Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник  начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

  • Постановка цели

  • Выработка критериев

  • Организация учебной деятельности

  • Оценка

  • Отметка

Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть?  Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.

Например, урок по теме «Царство бактерий»:

Цели урока (результаты)

Цель ученика (результат)

После урока учащиеся будут:

Знать об особенностях строения бактерий, их роли в природе и жизни человека.

Уметь распознавать   представителей разных групп организмов.

Знать характерные признаки бактерий, их отличие от других организмов.

Уметь раскрывать особенности строения, питания и распространения бактерий в природе.

После урока я буду знать как устроены, где живут и для чего нужны бактерии.

Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.

Одной из особенностей современного урока является организация самостоятельной деятельности учащихся.

Довольно часто можем наблюдать такую картину: учитель дает задание, например постройте схему»Виды размножения» , а затем проходит по рядам и озвучивает отметки.  В итоге, большинство ребят недовольны своими результатами, и никто не понимает, почему у Петрова «5», а у Сидорова «2». Что сделано не так?

С введением нового образовательного стандарта, содержащего требования к результатам обучения, вводится и критериально-ориентированный подход к оценке достижений требований стандарта.  Критерии оценивания разрабатываются учителем совместно с учащимися.     Критерии помогают успешно выполнять задания, так как учащийся знает, что конкретно будет оцениваться.

В процессе учебной деятельности ученик должен научиться  наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого следует практиковать самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

Наглядно структура выглядит таким образом:

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить его виды:

1.     Предварительный. Используется для установления исходного уровня ЗУН и его учета при введении  нового материала.

2.     Процессуальный, или текущий. Позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения материала учащимися.

3.     Итоговый (в конце урока, темы или года). Дает возможность оценить результаты обучения.

 Для формирования   контрольно — оценочных способностей учащихся я применяю различные виды  и приемы деятельности.

До начала работы на уровне предварительного контроля можно использовать следующие приемы:

— «Мозговой штурм» (Что вы уж знаете по данной теме?)

— «Белые пятна» (включает в себя серию вопросов в зависимости от ситуации на уроке: Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сможете ли вы выполнить задание? С какими трудностями вы можете столкнуться? В чем именно заключается трудность? и др.)

— «Маршрутный лист» (Составьте план работы. Какие вопросы необходимо рассмотреть? С чего лучше начать и почему? Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»? и др.)

— «Ошибкам – нет!» (На что обратить внимание? Какого рода ошибки я могу допустить? Нужна ли мне помощь и какая? и т.д.)

Процессуальный контроль сопровождается оценкой: ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Так при изучении темы в 6м классе «Строение цветка» ребята получают задание: «Используя предложенный текст, подпишите на рисунке части цветка». После чего ребята сверяют свою работу с эталоном и заносят заработанные баллы в оценочный лист.

При создании проекта ребята получают следующее задание:

  1. Выберите тему проекта;

  2. Создайте презентацию, плакат, буклет или книжку-малышку (кроме основного содержания, вводятся игровые моменты и проверки – кроссворды, ребусы, викторины, загадки и т.д.);

  3. Подготовьте защиту своего проекта;

  4. Оцените работу своей группы и других групп по следующим критериям (план проекта и критерии оговаривали сами учащиеся):

  • Содержание соответствует заданному плану

  • Грамотность, отсутствие ошибок

  • Доступность, понятность

  • Оригинальность, красочность проекта

  • Четкость и последовательность  изложения, защиты проекта

(Каждый критерий оценивается в1 балла (максимально – 5 баллов))

При изучении темы в 6 классе «Рост и развитие растений» класс получает задание:

  1. Каждый участник группы выбирает свою тему;

  2. Соберитесь в новые группы по выбранным темам;

  3. Прочитайте текст и перескажите его друг другу;

  4. Вернитесь в свои группы, поделитесь знаниями со своей группой

  5. Оцените работу друг друга по следующим критериям:

  • Доступность изложения 

  • Грамотность (отсутствие ошибок)

  • Четкость, хорошая речь

  • Полный объем

  • Понимание излагаемого  материала

(Пример: Иванова 1+1+0+0+1=3 балла)

Для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках широко применяю и такие приемы, как таблица ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал новое), «Логические цепочки» (например,почему пресмыкающиеся хладнокровные), работа с текстом в стратегии «Инсерт», «Кластер», «Верю- не верю» и т.д. Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока.

В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью мы используем на уроке технологические карточки, или карточки-инструкции, в которых  ученик ставит «+» в том пункте, который он уже выполнил.

Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания. 

Еще один из приемов – карточки самооценки. Например, при изучении темы «Царство грибов» такая карточка используется сначала при введении в тему урока, а затем в конце урока, что позволяет ученикам увидеть и оценить собственный прирост знаний.

Планируемые результаты

Самооценка «+»/«-»

В начале урока

В конце урока

Знаю:

Особенности внешнего строения грибов;

  

Классификацию грибов: шляпочные, паразитические, плесневые грибы;

  

Тип питания грибов;

  

Тип размножения грибов;

  

Условия жизнедеятельности;

  

Умею:

Различать изученные объекты на таблицах и муляжах;

  

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

  

Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

  

В процессе работы со стороны учителя могут звучать подсказки. Осуществляется обратная связь:

  • Выделение положительных элементов в работе «коллеги» [+];

  • Обращение внимания на то, что желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [?];

  • Подсказки – как ученик может улучшить свою работу [∆].

Что касается итогового контроля (по результату, по завершению задания), то здесь главное  вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали. Это может быть отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме, т.е. что сделано хорошо, а что и как можно исправить. Причем, ребята могут не согласиться с отзывом, привести свои аргументы.

На данном этапе могут также применяться различные приемы: «Горячий стул», «Незаконченные предложения», «Оценочные листы», «Эссе», «Рецензия», «Составь рассказ по ключевым словам» и т.д.

Можно использовать контрольно-измерительные материалы различного уровня сложности. При этом тесты, кроме выбора одного или нескольких ответов, должны включать задания на соответствие, установление последовательности, работу с текстом и рисунками. Для развития мыслительных операций учащихся ответы в тесте можно зашифровать, например:

Какое из жизненных свойств меньшей степени присуще растениям?

1)      хыниеда

2)      иптеаин

3)      жвдиеени +

4)      ирвзаети

 

В тесте должны проверяться умения учащихся «свернуть» информацию (например, задание «Используя приведенный ниже текст, составьте схему размножения водорослей») и, наоборот, «развернуть» информацию (например, «Рассмотрите рисунки и опишите последовательность этапов демонстрируемого опыта. Что доказывает данный эксперимент?»). При  работе с текстом используются и другие задания: «Прочитай текст, найди и исправь в нем ошибки», «Оцените следующие суждения», «Найдите правильный ответ и объясните, почему он правильный, а другие ответы неправильные и др.

И, конечно, должны присутствовать вопросы «Почему?», требующие доказательств и аргументов (например, «Почему у кувшинки – на верхней стороне, а у злаковых растений – на обеих сторонах листьев?»).

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также оговорены критерии оценивания домашнего задания 

Чтобы перевести оценку в отметку, мы часто используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.

Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности.

Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.