Лэпбук как эффективное средство познавательного развития дошкольников старшего возраста


Автор: Татьяна Яковлевна Бондаренко
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 43»
Должность: воспитатель


Известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти дошкольников, чтобы они мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получили в образовательной деятельности по определенной теме.

Содержание и методы обучения дошкольников должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать и выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

В связи с этим, перед нами, педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками.

Считаю, что использование «лэпбука» в образовательной деятельности дошкольного учреждения является отличным способом закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Цель опыта работы ‒ использование лэпбука как эффективное средство познавательного развития дошкольников старшего возраста.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

3. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

4. Побуждать детей самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Новизна данной формы работы с детьми заключается в том, что данная технология в практике детских садов не популярна, отсутствует системное использование лэпбуков.

Ведущая педагогическая идея опыта: познавательная активность старших дошкольников будет более эффективна, если в педагогической работе использовать технологию «лэпбука».

работая с детьми, всегда ставлю перед собою вопрос: «Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти дошкольников, чтобы они могли научиться пользоваться теми знаниями, которые получили в образовательной деятельности по определенной теме?».

Изучив опыт педагогов, ресурсы интернет, рассмотрев множество различных технологий, начала использовать в своей деятельности новое, интересное методическое пособие ‒ лэпбук.

Лэпбук (lapbook) ‒ в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap ‒ колени, book ‒ книга).

Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.

Так зачем же нужен лэпбук? Лэпбук активирует у детей интерес к познавательной деятельности, появляется возможность проявить себя каждому ребенку, помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного материала, в любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук позволяет сохранить собранный материал в одной папке, и возможность добавлять новый материал в кармашки. Это просто интересное и творческое занятие!

В то же время лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО и обеспечивает: возможность учитывать индивидуальные особенности детей (задания разной сложности), разнообразие игровых заданий, вариативность, интегрирование разных видов деятельности (речевую, познавательную, игровую), разнообразить самую скучную тему, простому запоминанию.

А так же данное пособие имеет разное направление партнерской деятельности: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Данная техника обучения подходит для закрепления, обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук ‒ это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата.

Лэпбук ‒ это не просто метод, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Моя задача, как педагога, лишь придать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать их на открытие новых знаний.

Такое средство обучения ‒ одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей помочь создать условия для самостоятельного освоения мира.

Различают такие виды лэпбуков: энциклопедические (ведения по типу энциклопедии), сказочные (такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющего играть с ним, придумывать новые истории), тематические (включают песни, стихи, сказки, картинки-все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме), школьные (содержат сведения относительно школьных предметов).

«Наколенная книга» должна включать следующие моменты: прочность (изготовлена из прочных материалов, эстетичность (она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, информативность (сведения должны быть понятны ребенку и полностью раскрывать тему, доступность (дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел, вариативность (эту книжку несколькими детьми возможность использовать).

Мне хотелось бы рассказать о том, как я использую в своей работе с дошкольниками методическое пособие ‒ лэпбук.

Внедрять лэпбук ‒ технологию в работе с детьми начала со старшей группы. После того, как я создала первый лэпбук «Зеленый огонек» на тему «Правила дорожного движения» (приложение 1), приступила к ознакомлению с ним детей. Лэпбук, содержащий в себе множество карманов, окошечек, книжек, раскладушек, по разному раскрывающихся, сразу привлек внимание и заинтересовал детей. Итогом тематической недели было развлечение, в ходе которого дети рисовали дорожные знаки, а затем детскими рисунками был пополнен лэпбук.

Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы, а иногда работа по оформлению лэпбуков продолжается и на следующий учебный год. Так, например, создав лэпбук в прошлом году по данной теме, мы не остановились и продолжили его пополнять. После проведения непосредственно-образовательной деятельности, используя в ней игру по закреплению правил дорожного движения «Можно ‒ нельзя», предложила детям еще раз обсудить ситуации, изображенные на картинках и самим придумать название данной игре. В итоге игра была названа «Как нужно поступать правильно» и ей был пополнен лэпбук «Зеленый огонек».

Хочется сказать, что создание лэпбука может дать непредсказуемые результаты как по времени его создания, так и по его содержанию. Так, однажды начав оформлять лэпбук по времени года «Зима», обратила внимание, что данная тема интересна детям, в то же время по ней можно собрать много разного материала, поэтому создание его продолжалось не одну неделю, постоянно пополняясь и увеличиваясь. В процессе его создания дети участвовали в поиске, анализе и сортировке информации, что способствовало расширению кругозора детей по данной теме.

Стоит отметить, что лэпбук является разновидностью метода проекта, так как создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы), разработка (составление плана), выполнение (практическая часть), подведение итогов. Это обстоятельство тоже приносит положительные результаты, ведь при создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательной деятельности. Так, работая с детьми над проектом «Лето в яркие краски одето», итоговым продуктом его стал лэпбук «Лето».

Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сами дети.

Работая по данной теме, я убедилась, что лэпбуки не всегда создаются только по инициативе педагога, но и иногда по желанию самих детей. Когда тема увлекает дошкольников и хочется узнать что-то новое, то они сами предлагают создать лэпбук. Приведу пример из своей практики: для раскрытия темы «Космос», мною был подготовлен разнообразный материал, который так увлек, заинтересовал воспитанников, что они задавали много вопросов, на которые мы находили ответы совместно. Дети предложили оформить лэпбук «Космос», зная, что с его помощью можно возвращаться к данной теме снова и снова.

Лэпбук воспринимается моими воспитанниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и закрепляя в своей памяти.

Детям хочется самим участвовать в процессе создания лэпбуков. Нас так увлекла игра-работа с лэпбуками, что мы решили продолжить их создание по разным темам. На сегодняшний день в нашей группе оформлено несколько лэпбуков на разные темы: «Зеленый огонек», «Пожарная безопасность», «Я познаю мир»,«Лесные тропинки»,«Животные дикие и домашние», «Экология», «Хлеб ‒ всему голова», «Зима», «День птиц», «Космос», «Мир театра», «Лето», «Деревья», «Азбука часов».

Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что у детей вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность. Дети с увлечением собирают информацию, пользуются ее, что в будущем поможет им в самостоятельном поиске и использовании нужной информации.

Так как лэпбук является эффективным средством развития детей, решила познакомить родителей с новым средством обучения. Мною была подготовлена консультация для родителей «Значение лэпбука для развития дошкольников». В ней раскрыла уникальность и универсальность данного пособия; акцентировала внимание родителей на том, что изготовление лэпбука не только дает новые знания и воспитывает определенные личностные качества, но это интересное времяпровождение с детьми. Для того, чтобы родителям книжка-раскладушка помогла укрепить отношения с детьми, предлагаю родителям лэпбуки как папку-передвижку для закрепления знаний по конкретной тематике в домашних условиях. С помощью творческого задания дети с родителями с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные знания.

По просьбе некоторых родителей подготовила рекомендации «Руководство по изготовлению лэпбука» и памятку «Эффективное использование лэпбука» для того, чтобы они самостоятельно дома совместно с ребенком создали свою интересную папку – лэпбук.

В 2020 года поделилась своим опытом по использованию лэпбук-технологии с детьми дошкольного возраста. Для педагогов дошкольного учреждения в виде презентации провела мастер-класс «Изготовление и применение интерактивной папки-лэпбук», а в дальнейшем поделилась данным опытом с воспитатели в рамках курсов повышения квалификации «Профессиональная компетентность воспитателя ДОО в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе.

Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения.

Использование лэпбука для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.

Работа над созданием лэпбука учит дошкольника обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого, у детей поддерживается интерес к обучению.

Я считаю, что применение лэпбука актуально и очень эффективно, так как происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию и успешной социализации каждого воспитанника.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × три =