Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»


Автор: Анна Николаевна Забродина
Место работы: МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка»
Должность: учитель начальных классов


Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов МБОУ «Вознесеновская СОШ»

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом — мастером;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Постановка проблемы

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе 

Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

  1. Презентация педагогического опыта

— Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно — формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя — теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

Но как?

Вот уже второй год я работаю по новым ФГОС.

В самом начале работы по новым стандартам я задумалась, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности на уроке и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, я создала учебное пособие – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся» (См. Приложение).

Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Из Программы формирования УУД я выписала все УУД для первого класса и переформулировала на детский язык все учебные действия. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока. Такую же таблицу я создала для 2 класса, учитывая требования Программы формирования УУД.

  1. Представление системы уроков, имитационная игра

Фрагмент урока с применением созданного пособия. В роли учеников выступают присутствующие коллеги.

Фрагмент 1

1. Постановка учебной задачи.

Давайте предположим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте «Азбуку» на с. 188-190,

Мы будем открывать новые знания или повторять изученное?

Поставим перед собой цель на урок:

Закрепить свои знания о мягком, глухом, согласном звуке [щ’].

2. Определение вида формируемого УУД

— Ребята, что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность).

Обозначьте эти действия кружком. (жёлтый)

Фрагмент 2

1. Составление слов с изученной буквой

— Я придумала слова со звуком [щ’]. Отгадайте их (Щука, роща, щавель, щенок, щурить )

(Когда встретится слово с сочетанием ЩА или ЩУ, гласные пропустить).

2. Создание и решение проблемной ситуации

Ребята, а какие же буквы мне написать в сочетаниях ЩА, ЩУ?

Давайте посмотрим презентацию. (Слайд № ___)

— Сделайте вывод. (Запомни! ЩА, ЩУ)

3. Определение вида формируемого УУД

— Ребята, что мы сейчас учились делать?

(учились строить речевое высказывание)

Каким кружком мы обозначим эти действия (зелёным кружком).

4. Закрепление изученного правила

Послушайте сказку (инсценировка):

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат — нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, — до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ — ЩУ, ЧА — ЩА.

— Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

— Хорошо ли поступили гласные Я и Ю?

6. Определение вида формируемого УУД

— Ребята, что мы сейчас учились делать?

1. (Добывали информацию из текста).

Каким кружком мы обозначим эти действия? (синим кружком).

2)(Учились оценивать поступки героев). Каким кружком мы обозначим эти действия? (красным кружком).

IV. Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

РЕФЛЕКСИЯ:

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

__________________________________________________________________________

Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

__________________________________________________________________________

Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности.

__________________________________________________________________________

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.

________________________________________________________________________

Предложения:

Приложение.

Познавательные УУД:

1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учимся делать схемы;

3) учимся делать выводы;

4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1) учимся слушать и понимать других;

2) учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учимся работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.