Методическая разработка конкурса профессионального мастерства «Продавец, контролер-кассир»


Автор: Любовь Леонидовна Федореева
Место работы: ОГПОБУ «Технологический техникум»
Должность: мастер производственного обучения


Пояснительная записка

Данный конкурс проводится среди обучающихся вторых и третьих курсов по профессии 38.01.02 Продавец, контролер — кассир.

Цель конкурса состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свои знания по теоретическому обучению и совместить их с практическими навыками обслуживания покупателей, устранения конфликтных ситуаций возникающих при обслуживании покупателей.

I тур конкурса – выполнение тестовых заданий по ПМ 02. «Продажа продовольственных товаров»

II тур – выполнение практического задания «Обслуживание покупателей».

Задания составлены с учетом требования квалификационной характеристики профессии.

Результатом проведения профессионального конкурса является овладение обучающимися профессиональными и общими компетенциями.

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.3.

Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 4.5.

Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования

ПК 4.8.

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями

ПК 4.10.

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Положение

О конкурсе профессионального мастерства «Лучший продавец»

Среди обучающимся 2 курса, группа № ПКК -321 № по специальности «Продавец контролёр продовольственных товаров»

1.Цели и задачи конкурса

Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня технической и практической подготовки. Совершенствование профессиональных умений и навыков, выявления творческого подхода в освоении профессии.

2. Организация конкурса:

В конкурсе принимает участие группа 12 обучающихся.

3. Условия и порядок проведения конкурса:

Первый этап. Конкурс «Внешний вид». Время выполнения до 1 мин.. Максимальное количество баллов – 5. Оценивают наличие и состояние спецодежды, прически, умение представить себя.

Второй этап. Конкурс «Блиц — турнир ». Максимальное количество баллов –(от 1 до 10).

Каждому обучающемуся задается один вопрос, правильный ответ которого оцениваться в 1 балл, при неправильном ответе, дается шанс ответить другому участнику. (кто больше наберет очков)

Третий этап. Тестовое заданиеМаксимальное количество баллов – 20. Время выполнения – до 20 минут. Теоретические вопросы по пройденным темам( письменно).

Четвертый этап. Конкурс «Работа на весах». Подготовка рабочего места продавца, подготовка эл. весов и взвешивание на эл. весах по кассовому чеку. Время выполнения –до 5 минут. Максимальное количество баллов – 9.

Пятый этап. Конкурс «Работа на контрольно-кассовой технике». Максимальное количество баллов – 6. Подготовка ККМ к работе и оформление кассового чека по заданной ситуации. Время выполнения задания – до 10 минут.

Шестой этап. Конкурс «Работа на МК» Максимальное количество баллов – 5 +1 Подсчет стоимости покупки на МК на правильность и скорость подсчета.

Седьмой этап. Конкурс «Стоп- внимание! ». Максимальное количество баллов –10. Каждому участнику в течение 30 сек. необходимо запомнить 10 наименований товара расположенного на полке и записать данный товар.

Материальное оснащение конкурса. Инвентарь: 

  • Столы для проведения конкурса т для жюри – 2 шт. Скатерть – 2 шт. Мел – 1 шт. Доска для записи результатов – 1 шт.
  • Секундомер – 1 шт. Карточки с заданиями к конкурсу «Работа на МК».
  • Листы с тестовыми заданиями. Писчая бумага. Ручки.
  • Карточки с заданиями к конкурсу «Работа на ККМ», ККМ.
  • Эл. весы, муляж денежных купюр, совки, калькуляторы, полотенце, салфетка, упаковочный материал, разделочная доска, ножи.
  • Муляжи товаров на полках в лаборатории

Материал для подготовки обучающихся к конкурсу:

  • Закон «О защите прав потребителей»:
  • Правила обмена товаров надлежащего качества.
  • Правила возврата товаров.
  • Возврат и обмен сезонных товаров.
  • Возврат и обмен продовольственных товаров.
  • Перечень технически сложных товаров, предоставляемых покупателю на период ремонта бытовой техники.
  • Правила выкладки товаров.
  • Книга отзывов и предложений.
  • Товароведение продовольственных товаров
  • Руководство по эксплуатации ККМ «Меркурий 130 Ф»
  • Правила обслуживания покупателей
  • Руководство по эксплуатации эл. весов

Сценарий конкурса

Приветствуем всех Вас, сидящих в классе
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, ясных глаз.
Вы поддержите нас сейчас.
Вам доказать хотим, что времени зря не теряли
Азы профессии усердно познавали.
Сегодня всех нас конкурс ждёт.
Пусть всё по честному пройдёт.
Жюри, болельщики – мы знаем, покажем мы Вам мастерство,
А Вы оцените его.
Мы справедливых ждём решений,
Единство взглядов, мыслей, мнений.
Теперь настал наш звёздный час
И доказать хотим сейчас,
Что не обделены талантом
Ведь мы сегодня – конкурсанты!!!

 Сегодня для нас праздничный день – Конкурс проф. мастерства. Это праздник и своего рода экзамен, который покажет результаты Вашего труда, выявит сильные и слабые стороны Вашей подготовки, поможет лучше подготовиться к предстоящей итоговой аттестации и производственной практике. Пусть девизом нашего конкурса станут слова немецкого писателя Брауна «Спеши сегодня лучше стать, тебя все будут прославлять!»

Дорогие друзья! Мы приветствуем Вас на конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся II курса. Оценивает наш конкурс жюри в составе:
Председатель: —————
Члены жюри:—————-

Конкурс состоит из семи заданий, которые объединены в два этапа: теоретическая часть- этап «Все знаю»( Внешний вид, Блиц – турнир, Тестовое задание) и практическая часть – этап «Все умею». («Работа на весах», «Работа на контрольно-кассовой технике», « Работа на МК», « Стоп- внимание!») В Конкурсе принимают участие обучающиеся группы №321 И так мы начинаем!

1 этап: Конкурс «Внешний вид»

Продавец – это визитная карточка магазина. Умение продавца показать себя с первых минут встречи с покупателем играет немаловажную роль, особенно в магазинах – салонах, фирменных магазинах. Критерии: отсутствие замечаний по СанПИН, оригинальность представления. Оценка за конкурс – 5 баллов. (Участники конкурса поочередно представляются членам жюри).

2 этап Разминка – Блиц — турнир

Прежде чем приступить к основному теоретическому заданию, проведем небольшую разминку, которая поможет вам настроиться на основную тестовую работу. Каждой обучающейся будет задан 1 вопрос, требующий быстрого и точного ответа, при неправильном ответе, есть шанс заработать балл остальным. Кто быстрее и правильнее – тот и наберет больше баллов. Итак, поехали!

Представитель жюри оглашает итог первого этапа. Данные заносятся в сводную таблицу.

Блиц – турнир конкурса профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер – кассир»

  1. На какой банкноте изображен памятник Петру 1 (500р.)
  2. Как называется прибор для распознавания штрих – кодов товаров? (сканер)
  3. Какую крупу не надо варить? (толокно).
  4. Из какого злака получают пшено? (просо)
  5. Чем отличаются сайки от булок (сайки имеют одну общую сторону)
  6. Как называется хлеб, который выпекают без формы (подовый)
  7. На какие группы подразделяют макаронные в зависимости от качества и сорта муки? (а,б,В)
  8. К какой группе свежих овощей относят Чабер? (пряные)
  9. Какие овощи относят к группе томатных? (томат, перец, баклажан)
  10. Назовите другое название эстрагона (тархун)
  11. то представляет собой кайса? (целые сушеные абрикосы без косточки)
  12. К какой группе свежих плодов относится алыча? (косточковые)
  13. Какой подсластитель самый сладкий? (сахарин)
  14. Какой вид натурального меда наименее ценный? (падевый)
  15. Что изготавливают из протёртого плодово-ягодного пюре? (повидло)
  16. К какому виду макаронных изделий относится лапша ? (Ленточным)
  17. К какой группе кондитерских изделий относят зефир? (к пастильным)
  18. К какому виду по строению ягод относят малину? (сложноцветным)
  19. Из какого химического вещества на 75% состоит картофель? (из воды)
  20. Какой плод имеет название «Китайское яблоко»? (апельсин)
  21. Изготовление, какого продукта никогда не удаётся с первого раза? (Блин.)
  22. Имеет ли право покупатель обменять комплект постельного белья? (Нет. Постельное бельё обмену не подлежит.)
  23. Что такое ротация товара? (Продукция с меньшим сроком годности, ставится в первый ряд, с более длительным — дальше.)
  24. Как возмещается материальный ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя? В полном объёме (ст.1

3 этап: «Тестовое задание». Дорогие друзья, мы переходим к третьему этапу нашем конкурсе, он связан в основном с предметом «Организация и технология розничной торговли». Вам необходимо вспомнить теоретический материал по пройденным темам. На выполнение задания даётся 20 минут. Оценка данного этапа конкурса составляет 20 баллов. Представитель жюри оглашает итог второго этапа. Данные заносятся в сводную таблицу.

Мастера в ПКК- 321 обучили Вас всему
Как в торговле дело знать, как купить и как продать,
Как на кассовой машине чеки быстро пробивать
И я объявляю практическую часть конкурса, который пройдет в форме эстафеты с заданиями:

Работа на весах
Работа на ККМ
Работа на МК
Теоретическое задание Конкурса Профессионального мастерства по профессии «Продавец.контролер-кассир»  2 курс

1.Ценный пищевой продукт практически весь состоит из фруктозы?
а) мед; б) патока; в) Сахар;

2.Баклажаны, физалис относятся к виду? а)Томатные; б)Кабачковые; в)Зерновые;

3.Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зерен хлебных злаков?
а)Мука; б)Помол; в)Клейковина;

4..Понижение температуры хладагента в холодильной машине происходит: А) в испарители; б) в регулирующем вентиле; в) в компрессоре;

5.При приемке товара от поставщика , что необходимо сделать в первую очередь?: А) проверить сопроводительные документы ; б) правильно сосчитать количество товара; в) сделать отметку в сопроводительном документе о приемке товара; Г) проверить качество товара;

6.Укажите, при отсутствии, какого реквизита, приходная накладная не будет иметь юридической силы: А) адреса поставщика; б) личной подписи принимающего; в) порядковых номеров товара;

7.Магазин типа «Универмаг» — это: А) магазин, предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров; Б) магазин, предлагающий универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса; В) магазин, с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок продовольственными товарами;

8.Укажите, какая клавиша необходима для вхождения в режим «Касса» на ККМ «Меркурий 130Ф»: А) Кл. «Итог»; б) Кл.»Режим»; в) Кл. «Эл. Журнал».

9.Выберите правильный алгоритм выполнения операции: «Выдача чека на одну покупку» на ККМ «Меркурий 130 Ф»: А) к.р.– стоимость покупки – ПИ – итог;(выходит чек) Б) к.р. – отдел – стоимость покупки – итог; В) к.р. – стоимость покупки – отдел – итог;

10. Какие данные печаются в X –отчете? А) итог продаж за смену; б) число покупок; в) сумма выплат из кассы;

11. Кто несет ответственность за соблюдение правил ТБ на рабочем месте: А) работник; б) работодатель; в) работник и работодатель;

12. Какие изделия относятся к бараночным: А) калачи московские, баранки; б) бублики, баранки; в) сушки, бублики, баранки;

13. Какая кислота получается при квашении капусты: А) уксусная; б) молочная; в) лимонная;

14. Выберите основное сырье для производства хлеба: А) сахар; б) вода; в) соль; г) мука; д) молоко; е) солод;

15. Какой плод имеет название «Китайское яблоко»: А) слива; б) абрикос; в) апельсин; г) персик;

16. К какому виду по строению ягод относят землянику: А) ложным; б) настоящим; в) сложноцветным;

17. К какой группе овощей относится огурец: А) корнеплодам; б) десертным; в) тыквенным; г) шпинатным;

18. Перечислите инвентарь для подготовки товаров к продаже: А) томагавк; б) совок; в) нож; г) губница; д) овоскоп; е) щипцы;

19. Кто допускается к работе на кассовой машине? А) Работники со средним техническим образованием; б) Работники, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объёме технического минимума; В) Работники, пользующиеся доверием руководителя предприятия.

20. К какому типу макаронных изделий относят вермишель: А) фигурным; б) нитеобразным; в) лентообразным; г) трубчатым;

Ключ к ответам За каждый правильный ответ – 1 балл, За неправильный ответ – 0 баллов Наибольшая оценка – 20 баллов

4 этап. «Работа на весах»

Подготовка рабочего места продавца – важный элемент практических навыков, от того как рационально и правильно продавец организует свое рабочее место зависит и его производительность, и качество обслуживания покупателя. Сейчас вам предстоит показать свои практические навыки подготовки рабочего места, а также умение работать на весоизмерительном оборудовании.

Каждый участник получил карточку, где указано.1 Подготовить рабочее место.2.Обслужить покупателя согласно правилам торговли. Вам необходимо при помощи калькулятора вычислить массу товара и взвесить её на эл. весах. Максимальная оценка – 9 баллов. Теперь придётся потрудиться жюри, оценивая наших участников.

Задание № 4. Определить вес покупки по цене товара и стоимости покупки.

5 этап: конкурс «Работа на контрольно-кассовой технике».

Все мы знаем, что работа на ККМ одно из основных умений как кассира, так и продавца. Перед вами карточки с практической ситуацией покупки. Вам необходимо составить алгоритм выполнения кассовой операции по данной ситуации и оформить кассовый чек на ККМ «Меркурий 130Ф». Максимальная оценка – 6 баллов.

Прошу жюри оценить конкурсные задания 3 и 4 этапов. Данные заносятся в сводную таблицу.

Ключ к ответу – задание № 5 «Работа на ККМ». Критерии: отсутствие замечаний по СанПИН, оригинальность представления.

Оценка за конкурс – 5 баллов. (Участники конкурса поочередно представляются членам жюри).

Задание № 5 Составить алгоритм операции и оформить кассовый чек на покупку товара с применением умножения и указанием суммы сдачи на ККМ «Меркурий 130 Ф»:

1.Конфеты шоколадные 750гр. По цене 279-00
2.Хлеб «Дарницкий» 2 бух. По цене 21-50
Сумма покупателя – 500руб.

6 этап. « Работа на МК»

Что привлекает нас, когда мы приходим в магазин- быстрота и четкость работы продавца или контролер – кассира.

 Дорогие друзья, сейчас вам предстоит показать свои умения и посоревноваться в быстроте и правильности работы на МК. Каждому розданы карточки, вам необходимо сосчитать сумму покупки применяя память МК и определить сумму сдачи. Все результаты записать на карточку.

Критерии: правильность выполненного задания и скорость выполнения. Кто всех быстрее и правильно выполнил задание, прибавляется 1 балл.

Максимальная оценка – 5 баллов + 1б.

Прошу жюри оценить конкурсные задания 5 этапа. Данные заносятся в сводную таблицу.

Задание № 6

Правильно сосчитать на скорость стоимость покупки на МК с применением памяти.

1. 810 гр. Х 315р.13к.= 4. 115гр. Х 235-00 =
2 1кг 50гр. Х 65р.20к. = 5. 2кг 300гр. Х 54-00 =
3.3 бат. Х 25-56 = 6. 4 шт. х 78-56 =
Итого

7 этап. « Стоп- внимание!»

Магазины сегодняшнего дня- это большое количество и многообразие ассортимента товаров и от продавца требуется внимание и отличная память, чтобы не потеряться в них.

Наш следующий конкурс как раз и проверит Вашу память. В лаборатории на торговом оборудовании подготовлены 4 полки с муляжами товаров по 10 наименований на каждой. Ваша задача – за 30 секунд запомнить наименования товаров и записать их на подготовленных листках. Критерии: за каждое правильное название -1 балл. Максимальная оценка – 10 баллов

Прошу жюри оценить конкурсные задания 6 этапа. Данные заносятся в сводную таблицу.

Вот и закончилась наш конкурс. Пока жюри подводит окончательные результаты, я предлагаю вам отгадать следующие загадки:

  • Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? Твоё имя.
  • Из какого полотна нельзя сшить рубашку? Из железнодорожного.
  • На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? На мокрое.
  • За чем язык во рту? За зубами.
  • Какой город летает? Орёл.
  • Название, каких месяцев оканчивается на букву «Т»? Март и август.
  • Если бросить в море красный камень, какой он станет? Мокрым.
  • Чем кончается лето и начинается осень? Буквой «О»
  • Как называется государство, которое можно носить на голове? Панама.
  • Когда лошадь покупают, какой она бывает? Мокрой.
  • Слово предоставляется председателю жюри для оглашения результатов конкурса.
  • Затем идёт награждение призёров грамотами.

Благодарю всех за участие в конкурсе.

  • 1.1а
  • 2.2а
  • 3.3а
  • 4.4б
  • 5.5а
  • 6.6а
  • 7.7а
  • 8.8в
  • 9.9а
  • 10.10а
  • 11.11в
  • 12.12б
  • 13.б.в..г
  • 14.14в
  • 15.15а
  • 16.16в
  • 17.б.в.е
  • 18.18б
  • 19.19б

Оценка за конкурс – 5 баллов. (Участники конкурса поочередно представляются членам жюри

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − восемь =