Методическая разработка учебной практики «Разметка и окраска панелей»


Автор: Галина.Павловна Никонова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: мастер производственного обучения


Дополнительные файлы

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при  проведении урока учебной практики по теме: «Разметка и окраска панелей» с элементами педагогической технологии — формирования профессиональных и общих компетенций.

В разработке представлены:

  • план урока учебной практики;
  • вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
  • критерии оценки качества работы;
  • инструкционно-технологическая  карта;
  • требования к качеству выполняемой работы;
  • оценочный лист оценки качества работы.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении разбивки поверхности на панели.

Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.

        Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Маляр».

Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, обучающийся  должен руководствоваться знаниями правил разбивки поверхности, гармоничное сочетание цветов при окраске поверхности, разбитой на части. Должен знать окрасочные материалы, уметь ими владеть технически, обеспечивая хорошую сохранность яркости и выразительности колорита и всего впечатления в целом.

Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием  начинающего специалиста, с его образным мышлением.

Без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить мастер производственного обучения  и обучающиеся.

План урока учебной практики

Тема раздела: Малярная отделка
Тема урока: Разметка и окраска панелей

Цели урока:

Образовательная цель: Изучить способы разметки поверхностей на панели и гобелены. Сформировать у обучающихся целостную систему знаний, умений и навыков по использованию их при подготовке к урокам окраска стен, фризов, гобеленов, панелей.

Развивающая цель: знания приобретаются порциями и сразу закрепляются, развитие способностей к мышлению.

Воспитательная цель: воспитание у обучающихся проявление актуальных качеств — точности, организованности, деловитости, внимательности, дисциплинированности при выполнении заданий.

В завершение  каждый обучающийся должен

знать

уметь

-технологию разметки поверхностей на панели;

— технологию окраски панели;

-технику безопасности;

-требования к качеству работ

формировать знания и отработать умения у обучающихся технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять отделку по трафарету;

Методическое обеспечение:

  • План урока производственного обучения
  • Инструкционно-технологические карты для обучающихся «Разметка и окраска панелей»
  • Карточки — задания

Материально-техническое оснащение урока:

Инструмент и приспособления :

  • линейки
  • уровень
  • разметочный шнур
  • карандаши;
  • водная краска;
  • колер;
  • кисти;
  • салфетки;
  • емкости для краски,

Наглядные пособия:

  • презентация
  •  инструкционно-технологические карта по теме урока.

Межпредметные связи: технология малярных работ, материаловедение

Производственные и общие компетенции

  • ПК. 2.2Окрашивание поверхности различными малярными составами
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
  • ОК 2. Организовать собственную деятельность
  • ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию
  • ОК 4. Осуществлять поиск информации
  • ОК 5. Использовать ИКТ
  • ОК 6. Работать в команде, общаясь с коллегами, клиентами.
  • ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

План урока

1.Организационная часть (5 минут):  приветствие обучающихся, гостей

  • проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
  • проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вводный инструктаж (40 минут):

  • объявление темы урока;
  • сообщение цели;
  • повторение необходимых сведений по изученной теме, организации рабочего места, правил безопасного выполнения работ, правил ТБ ;
  • работа с инструкционно — технологической картой (Приложение 1 Разметка и окраска панелей);
  • объяснение и показ примеров работы мастером, предостережение обучающихся от возможных ошибок. Оценочный лист (Приложение 2 Разметка и окраска панелей);
  • организация рабочего места;
  • демонстрация обучающимся последовательности операции работы. Проверка усвоения и повторение несколькими обучающимися приемов работы

3.Текущий инструктаж (3 часов 15 минут):

  • обход мастером п/о рабочих мест с обучающимися с целью проверки и оценки выполнение самостоятельной работы обучающихся;
  • контроль типичных ошибок.

4.Заключительный инструктаж (30 минут):

  • подведение итогов занятия в форме фронтального опроса;
  • анализ типичных ошибок;
  • выставление и объяснение оценок;
  • домашнее задание: повторение правила и  приемов выполнения  технологии работы по трафарету;
  • уборка рабочего места, мастерской.
  •         

Ход урока

  1. Организационная часть ( 9.00 – 9.10)

  • приветствие обучающихся и гостей,
  • роверка отсутствующих;
  • проверка готовности обучающихся к уроку.
  1. Вводный инструктаж. ( 9.11 – 9.45)  Сообщение темы программы, темы урока и целей урока, проверка знаний ранее изученного материала

Мастер п/о: Мы продолжаем изучать тему «Малярные работы» и тема урока – «Малярная отделка».  Мы  познакомимся с технологией разметки и окраски панелей.

Повторение ранее изученного материала.

Вопрос мастера: Какие окрашенные поверхности можно назвать декоративными? Ответ обучающего: Декоративная отделка придает помещениям особую выразительность, парадность, монументальность и высокие эстетические свойства, украшение. Цвет, фактура, текстура, рисунок

Вопрос мастера: Назовите виды малярных декоративных отделок? Ответ обучающихся: окраска панелей и фризов

  • вытягивание филенок
  • отделка по трафарету
  • отделка поверхности торцовкой или губкой
  • отделка набрызгом

Вопрос мастера: Какая часть стены называют панелями? Ответ обучающихся: Нижняя часть стены

Вопрос мастера: Какими окрасочными составами обычно окрашивают панели? Ответ обучающихся: Масляными, эмалевыми или эмульсионными составами

Вопрос мастера: Как называют часть стены, расположенную над панелями? Ответ обучающихся: Часть стены, расположенная над панелью называется гобелен

Вопрос мастера:  Какими окрасочными составами обычно окрашивают гобелен? Ответ обучающихся: Гобелен обычно окрашивают клеевыми, известковыми красками

Вопрос мастера: Как называют узкую полосу сверху гобелена? Ответ обучающихся: Узкая полоса сверху гобелена называется фризом

Вопрос мастера: Какими окрасочными составами обычно окрашивают фриз? Ответ обучающихся: Фриз окрашивают под цвет панели или потолка клеевыми красками.

Вопрос мастера: Как можно визуально сделать комнату ниже или выше за счет фриза? Ответ обучающихся: Если сделать фриз слишком широк, комната будет казаться ниже

Вопрос мастера Чему равна высота панели? Почему?   Ответ обучающихся Высота панели 1,6 – 1,8 м – высота среднего человеческого роста

Вопрос мастера: Как размечают панели высотой до 2 метров? Ответ обучающихся: Разметку ведут от уровня пола

Вопрос мастера: Как размечают панели высотой свыше 2 метров? Ответ обучающихся: Разметку ведут от уровня потолка

Вопрос мастера: Как вы считаете, необходима разметка или нет, т.е. вычерчивание линий перед нанесением окрасочных составов?  Ответ обучающихся: Обязательно

Мастер п/о: Мы закончили проверку теоретических знаний по теме нашего занятия. Если вы легко с этим справляетесь, то сегодня на практическом задании вы успешно справитесь с разбивкой любых поверхностей на панели.

Сформируйте звенья по 3 человека в каждой. Получите оценочные ведомости для каждого звена и впишите в них фамилии членов вашего звена.

Задание 1. Опрос и взаимоконтроль. Работа по звеньям, необходимо за 3 минуты ответить на вопросы карточек № 1 и № 2

Карточка № 1 Назовите инструменты для малярных работ (для первого и второго звена)

Самоконтроль. Поменяйтесь карточками с ответами. Сверти правильный ответ на слайде, поставьте отметку. «5» — если нет ошибок, «4»-если одна ошибка и т.д.

 Верните карточки

Карточка №2 Назовите измерительные и вспомогательные инструменты для разбивки поверхности на панели 

Самоконтроль. Поменяйтесь карточками с ответами. Сверти правильный ответ на 2 карточку на слайде, поставьте отметку. «5» — если нет ошибок, «4»-если одна ошибка и т.д.

 Верните карточки

Изучение нового материала

А. Виды разбивки поверхностей стен

  • Колошница
  • Панель
  • Габелен
  • Фриз

Б. Алгоритм работы

  1. Разбиваем панель на прямом участке лестничной клетки, (ставим риску А)
  2. Замеряем ширину проступи ступеней марша
  3. Разбиваем панель по уклону марша (риска Б и В)
  4. Натягиваем разметочный шнур от точки Б до точки В и отбиваем наклонную линию
  5. Приготавливаем окрасочный состав
  6. Окрашиваем панель
  7. Вытягиваем филенку

4.2 Разметка лестнечной клетки (марша)

По отвесу отмечаем точки: в верхней части марша — с середины проступи последней ступени, а в нижней – отступив на половину ее ширины в сторону площадки.

4.3 Способ разметки поверхности с помощью разметочного шнура

Натягиваем разметочный шнур между точками разметки. Оттягиваем натянутый шнур и отпускаем (по необходимости оттягивание можно провести в нескольких точках натянутого шнура)

7. Вытягивание филенки

Выполнение вытягивания филенки

Один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой. Кисть держат за конец деревянной ручки под углом 450 к стене и передвигают слева направо вдоль линейки так, чтобы металлическая оправка кисти все время скользила по ней. Красочный состав при вытягивании филенки должен свободно стекать с кисти.

Мастер п/о: Ребята, обращаю ваше внимание на возможные дефекты и способы их устранения Объяснение нового материала завершено. Для закрепления нового материала выполним следующую самостоятельную работу. Работу выполняют все.

Задание №3

  • Работу выполнить на листе А-4 с чертежом лестничной клетки

  • Начертить линии гобелена, панели, колошника, согласно размеров задания

Самоконтроль: Каждый звеньевой соберите выполненные задания своего звена и передайте для проверки другому звену. Выставите оценки в оценочную ведомость.

Мастер: Пока звеньевые проверяют работы и заносят оценки в ведомость, я покажу вам, ребята, образцы отделки поверхности панелями.

Мастер: Звеньевые закончили свою работу. Оценки выставлены.

3. Текущий инструктаж (9.55 – 13.25)

Мастер п/о: Для выполнения практической работы «Разметка и окрашивание панели» мы отобрали инструмент:

  1. линейка деревянная
  2. уровень
  3. отвес
  4. шнур разметочный
  5. карандаш
  6. набор кистей
  7. валик
  8. водная краска
  9. колер
  10. емкости для краски

На ваших столах разложены технологические карты по выполнению практической работы нашего урока. Особое внимание обратим на технику безопасности и критерии оценивания малярных работ. Внимательно прочитайте, осознайте и приступим к практической работе по разбивки поверхности на панели и её окраски. Работа на практическом задании будет проводиться как и на вводном занятии по звеньям. Каждое звено проведет разметку и окраску панели на своей стороне.

4. Заключительный инструктаж (30 минут)

    1. Подведение итогов урока.
    2.  Анализ результатов работы каждого звена, вовлечь обучающихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока
    3. Объявление  оценок  работы обучающихся, уточнение типичных ошибок и  их причины.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 6 =