Методическая разработка урока по дисциплине «Основы материаловедения» Тема урока: «Приготовление штукатурного растворов»


Автор: Галина.Павловна Никонова
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: мастер производственного обучения


Пояснительная записка

Проблеме самоопределения подрастающего поколения всегда уделялось достаточно много внимания. Однако в последнее десятилетие она стала особенно актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что переход страны с командной экономики на рыночную поставил россиян перед сложной проблемой переквалификации с «ненужной» специальности на востребованную, хорошо оплачиваемую. Проблема безработицы не решена до сих пор, и в годы экономического кризиса, стала ещё более острой. В связи с этим, большое внимание уделяется строительным профессиям. Строительство – это достаточно сложная отрасль, но наиболее развивающаяся. Все чего не коснись в том или ином плане связано со строительством. Наша повседневная жизнь тесно связана с этой отраслью. На протяжении всей нашей жизни мы ставим основной целью, строительство собственного жилья. Многие привыкли думать, что строительство – это возведение зданий или сооружений. Нет, эта область не ограничивается только этим. Строительство зданий – это лишь полработы. А ведь его еще надо и облагородить, то есть отделать внешне и внутренне. Отделочные работы (штукатурные, малярные, облицовочные и др.) придают зданиям и сооружениям законченный вид, а конструктивным элементам здания – защитные, санитарно-гигиенические и декоративные качества. Штукатуры – маляры нужны были во все времена. Эта профессия даёт надежду на стабильность и веру в будущее.

План урока

Тема урока: «Обобщающий урок знаний»

Тип урока: урок-игра, нестандартные формы урока. Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам материаловедения.

Цель: Расширение знаний и воспитание любви и уважения к выбранной профессии.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по темам: «Строительные материалы для штукатурных и малярных работ»
  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, стремление к достижению к цели, победе.
  • развивать репродуктивные навыки учащихся: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать

Оборудование:  доска, ноутбук, проектор, интеллектуальная игра «Морской бой», и выставка изделий.           

Материалы: презентации, раздаточный материал, строительные материалы для штукатурных и малярных работ

Литература:    Смирнов «Материаловедение для отделочников»                   

Интернет – ресурсы; Раздаточный материал:   индивидуальные задания обучающимся, гипс строительный, цемент, известь, специальные добавки, набор колеров, песок, мука, вода, крахмал, емкости, кисть, шпателя

Ход урока:

  1. Организационный момент                         1 мин.
  2.  Сообщение темы и целей урока, проблемы                3 мин.
  3.  Основная часть
  4. 1 тур. Разминка – 5 минут
  5. 2 тур. Деловая игра «Моя профессия – мой выбор» — 20 мин.
  6. 3 тур. Практические задания «Очумелые ручки» — 15 минут
  7. Рефлексия — 1мин  
  8. Подведение итогов урока   — 1 мин 

Преподаватель:

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда —
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в группе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
Чему научимся мы здесь — 
Нам в жизни пригодится.
Значит, давайте трудиться.
И больше узнать сегодня стремиться

Ребята, сегодня мы проводим урок «Основы материаловедения» по программе проходящей недели мастерства по профессии «Штукатур, маляр». Мы знаем, что получая любую профессию, предусматривается получение теоретических знаний и практических умений и навыков. Поэтому сегодняшний урок будет состоять из трех частей:

1 тур. Разминка 1.1 Блиц-опрос

Вопросы

Ответы

1) Есть ли у крыши нога?

Да, стропильная

2) Сокол, а не летает?

Штукатурный инструмент для порций раствора

3) Какое молоко нельзя пить?

Известковое

4) Какое сходство у наждачной бумаги и поверхности под штукатурку?

Шероховатость

5) В каких лесах нельзя заблудиться?

В строительных

6) Можно ли в нашем кабинете встретить рассвет?

Да, можно, на оконном откосе

7) Штукатурам для высококачественной штукатурки, а морякам для безопасности?

Маяки

8) Разглаживает, но не утюг?

Гладилка

9) Из какого теста не пекут пироги?

Известкового

10) Какой раствор не боится огня?

Глиняный

11) Где может спать младенец и работать маляр?

В люльке

12) На небе радуга, а между стеной и потолком?

Падуга

13) Тощий, нормальный и жирный….О ком или о чем речь?

Раствор

14. Можно ли одной порцией гипсового раствора работать 1,5 часа?

Нет

  1. Слова-омонимы” (слова, обозначающие разные предметы)
  2. Терка (кухонная) – штукатурный инструмент для затирки штукатурки.
  3. Ковш (емкость для воды) – штукатурный инструмент для набрасывания раствора.
  4. Щетка (одежная) – штукатурный инструмент для очистки поверхности (щетка металлическая).
  5. Конус (геометрическое тело) – стандартный конус для проверки густоты раствора.
  6. Совок (мусорный) – штукатурный инструмент для набрасывания раствора.
  7. Правило (“жи”, “ши” пиши с буквой “и”) – правило – штукатурный инструмент для разравнивания раствора по маякам и контроля.
  8. Розетка (вазочка для варенья) – архитектурный элемент из раствора.
  9. Фонарь – окно в крыше.
  10. Молоточек для отбивки мяса – инструмент бучарда для насечки поверхности.

2 тур. Интеллектуальная игра «Морской бой»

(слайд№1)
(слайд№4)
(слайд №5)

Вопросы интеллектуальной игры:

  1. Лакокрасочный материал, полученный путем переработки нефти (слайд №6) Ответ: битумный лак
  2. Что такое адгезия? (слайд №8) Ответ: прилипание
  3. Обезвоженное растительное масло (слайд №10) Ответ: олифа
  4. Высококачественная краска (слайд №12) Ответ: эмаль
  5. Свойства материала не разрушаться от воздействия воды (слайд №13) Ответ: водостойкость
  6. Обозначение прочности материала  (слайд №15) Ответ: марка
  7. Специальный раствор (слайд №17) Ответ: введение специальных добавок
  8. Показатели декоративности (слайд №19) Ответ: цвет, фактура
  9. Природный водный колер (слайд №21) Ответ: известь
  10. Что обозначает «Вода в масле» или «Масло в воде»? (слайд №23) Ответ: эмульсия
  11. Раствор с малым содержанием вяжущего (слайд №25) Ответ: тощий
  12. Какой цвет называется ультрамарином? (слайд №27) Ответ: синий
  13. Как называется ваша профессия? (слайд №29) Ответ: отделочник
  14. Как называется событие, заключающееся в потере работоспособности машины(слайд №31)Ответ: отказ
  15. Как называется малярный клей? (слайд №33) Ответ: КМЦ
  16. Толщина высококачественной штукатурки (слайд №35) Ответ: 20 мм
  17. Связующее для силикатной краски (слайд №37) Ответ: жидкое стекло
  18. Раствор для печи (слайд №39) Ответ: глиняный
  19. Прозрачный лакокрасочный материал (слайд №41) Ответ: лак

  20.  Что это? (слайд №43)
    Ответ: растворомешалка

  21.  Что это? (слайд №45) 
    Ответ: малярный пистолет

  22.  Назовите отделочный материал (слайд №47) 
    Ответ: ДСП

  23.  Назовите отделочный материал (слайд №49) 
    Ответ: слоистый платик
  24. Отделочный материал на бумажной или иной подоснове (слайд №51) Ответ: обои
  25. Какой песок лучше применять в строительных растворах? (слайд №53) Ответ: горный
  26. Требования к воде для растворов (слайд №55) Ответ: чистая
  27. Чем заменить дорогостоящую мраморную отделку? (слайд №57) Ответ: венецианская штукатурка
  28. Обои с текстилем (слайд №59) Ответ: текстильные обои
  29. Что такое дерматин? (слайд №61) Ответ: моющие обои, заменитель кожи
  30. Материал для окончательного выравнивания поверхности (слайд №63) Ответ: шпатлевка
  31. Краска, больше всего боящаяся плесени (слайд №65) Ответ: клеевая

Спасибо за игру! Поздравляем победителей!!! Подсчитываем полученные карточки за правильные ответы и с картинками корабликов

3 тур. Практическая часть урока «Очумелые ручки» (слайд №36)

Рассмотрим предлагаемые строительные материалы. На стенде представлены строительные материалы: известь-пушенка, цемент, песок, вода, набор пигментов, олифа, жидкое стекло, крахмал, мука; спец.добавки – пигмент, каменная крошка; оборудование – миксер, шпателя, ванночки. Обучающие внимательно слушают задание преподавателя и самостоятельно готовят штукатурные растворы

1е заданиеПриготовьте раствор, который после затвердения будет похож на камень. Назови его.
Рецепт: 1. цемент
2. песок
3. вода
Способ изготовления: смешать цемент с песком, затворить сухую смесь водой

Техника безопасности при выполнении работы

  • А. следите, чтобы раствор не попала на кожу и в глаза
  • Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды
  • В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать

Вопрос преподавателя: перечислите свойства цементного раствора

2е задание. Проведите опыт по нанесению и разравниванию цементного раствора на стенде. Сделайте цементный раствор более удобоукладываемый. Докажи это.

Рецепт: 1. Известь
2. цементный раствор

Способ изготовления: 1.В цементный раствор добавить известковое тесто; 2. размешать

Техника безопасности.

  • А. следить, чтобы составляющие раствора не попадали на кожу
  • Б. При попадании на кожу промыть в большом количестве воды и протереть ветошью
  • В. не пылить

Вопрос преподавателя: дайте положительные и отрицательные свойства извести

Ответ обучающегося: А. Положительные свойства : пластичная, водостойкая, морозостойкая, сравнительно дешевая. Отрицательные — долго схватывается, осмеливается

3е задание. Сделайте сложный известково-цементный раствор декоративным

Способ изготовления: В известково-цементный раствор добавить пигмент и крупный наполнитель

Вопрос преподавателя: назовите признаки декоративности.  Ответ обучающегося: цвет, фактура

4е задание. Сделайте раствор, заменяющий натуральный мрамор

Способ изготовления: В известково-цементный раствор добавить гранитную муку, крошку и заданный пигмент. Размешать

Техника безопасности при выполнении работы

  • А. следите, чтобы известь не попала на кожу и в глаза
  • Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды
  • В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать
  • Г. проверить исправность миксера перед включением в розетку
  • Д. после завершения работы выключить и только после этого вынуть из емкости.

Вопрос преподавателя: Как называются растворы, имитирующие природный камень? Ответ обучающегося: камневидный, терразитовый

5е задание. Приготовьте раствор, необходимый для устройства на поверхности узоровПродемонстрируйте.

Способ изготовления:

  1. Смешать известковое тесто, песок, гипс
  2. Завести водой
  3. Нанести на стенд
  4. Выполнить один способ фактурной отделки

Вопрос преподавателя: Назовите вид раствора. Перечислите инструмент для фактурной отделки поверхности. Ответ обучающегося: Гипсовый. Губки, малки, шаблоны, кисти

6е задание. Приготовьте водонепроницаемый раствор для бассейна

Способ приготовления: Отмерить и насыпать в ёмкость 5 частей песка и 1 часть цемента. Перемешать. Развести водой до нужной консистенции. Добавить жидкое стекло и размешать.

Техника безопасности.

  • А. следить, чтобы составляющие раствора не попадали на кожу
  • Б. При попадании на кожу промыть в большом количестве воды и протереть ветошью
  • В. не пылить

Вопрос преподавателя:  К какому виду относится данный раствор? ответ обучающегося: специальный

Заключительная часть  Ребятам выдаются по 2 карточки за каждый выполненный опыт и правильный ответ на вопросы преподавателя

Проводим окончательный подсчет очков. Награждение победителей.

Ребята, сегодня мы с вами показали хорошие теоретические знания по предмету «Основы материаловедения» и показали практические опыты по знаниям маленьких «хитростей» с работой с простейшими строительными материалами

Рефлексия. (слайд №37)

Список используемой литературы.

  1. И.Михайлова «Строительные материалы и товары», «Эксмо»
  2. И.В.Петрова «Общая технология отделочных строительных работ», «Академия»
  3. Л.В.Сериков «Штукатур – маляр», «Феникс»
  4. Л.Н.Мороз «»Маляр», «Феникс»
  5. Л.Н.Мороз «»Штукатур», «Феникс»
  6. Н. Н. Завражин «Малярные работы высокой сложности», «Академия»
  7. Н. Н. Завражин «Отделочные работы»
  8. Г.Г.Черноус «Штукатурные работы»
  9. А. А. Ивлиев «Отделочные строительные работы», «Академия»
  10.  Интернет — ресурсы

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − восемь =