Методическая разработка урока русского языка в 11 классе Тема: «Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»


Автор: Наталья Владимировна Полодюк
Место работы: МБОУ "СОШ № 5" г. Биробиджана
Должность: учитель русского языка и литературы


Алгоритм подготовки учащихся к написанию итогового сочинения на уроках русского языка и литературы

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе Тема: «Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по темам направления «Он и она»

Тема: «Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи».

Тип урока: урок обобщающего повторения и расширения знаний;

Технология: урок-диалог.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Планируемый результат:

  • обучающиеся получат полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях;
  • разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста,
  • научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи;
  • научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике.

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийное оборудование; презентация «Публицистический стиль речи»;
  • папки с материалами для подготовки к ЕГЭ;
  • таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал);
  • алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал); тексты для анализа, тестовые задания (экзаменационный тренажёр)

Цели

образовательная:

  • обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи;
  • углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи;
  • научиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль;
  • научиться доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста.

развивающая:

— способствовать развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

воспитательная:

— формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Задачи:

Образовательные

  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля;
  • Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля и научить выявлять их в тексте;
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств художественной выразительности.

Развивающие:

  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления.

Воспитательные:

Воспитание сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку)

2. Вступительное слово учителя:

Учитель: Сегодня мы проведем урок повторения, закрепления знаний, полученных в основной школе. Сегодня каждый сможет получить, проверить и оценить свои знания.

Сегодня мы традиционно проведём орфоэпическую разминку, контроль знаний, полученных на прошлом уроке, рассмотрим новую тему, отработаем её на заданиях экзаменационного тренажёра, подсчитаем полученные за урок баллы и обсудим выполнение домашнего задания на следующий урок.

Сразу скажу, что на уроке каждый сам себе будет набирать баллы. Я предполагаю, что каждый мечтает набрать 100 баллов – максимальный балл ЕГЭ. Пробуйте!

  • 81-100 баллов – это «5» за урок
  • 61-80 баллов – «4»
  • 50-60 баллов – «3».

Начинаем!

1 этап урока «Орфоэпическая разминка». На партах лежат листочки со словами, в которых нужно поставить ударение. 20 слов – 20 баллов. Школьники проводят взаимопроверку. Выставляют баллы.

  1. Агрономия
  2. Досуг
  3. Апостроф
  4. Асимметрия
  5. Балованный
  6. Эксперт
  7. Вероисповедание
  8. Включишь
  9. Втридорога
  10. Газировать
  11. Газированный
  12. Завидно
  13. Загнутый
  14. Задолго
  15. Закупорить
  16. Пломбировать
  17. Пломбированный
  18. Иконопись
  19. Индустрия
  20. Каталог

В каких словах допустили ошибку? Проговариваем слова вслух.

Следующее задание на орфоэпию.

Хочу, чтобы мои люди получали достойное обеспЕчение, мои директорА, ректорЫ, инструкторЫ, бухгалтерЫ, шоферЫ, поварА… Их около ВОСЬМИСОТ, и они красИвее всех.

Они не едят свЁклу, щавЕль и украИнский борщ. Им позволяют срЕдства, и они могут себя побаловАть тОртами, арАхисовым маслом, слИвовым джемом.

Также проводится взаимопроверка и выставляются баллы.

2 этап урока – проверка домашнего задания.

Цифровой диктант

  1. Какой минимальный объём слов рекомендован в сочинении?
  2. Сколько нужно сформулировать проблем, поставленных автором текста?
  3. Сколько примеров-иллюстраций необходимо включить в комментарии проблемы?
  4. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
  5. Какой максимальны первичный балл можно получить за сочинение?
  6. Какой максимальный балл за сочинение будет вторичным?
  7. Сколько примеров из литературы или из жизненного опыта нужно привести для обоснования своего отношения к позиции автора?
  8. Сколько баллов поставят эксперты за сочинение, которое представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст?
  9. В каком абзаце мы формулируем позицию автора (рассказчика)?

Ключи: 150; 1; 2; 5; 24; 41; 1; 0; 3.

Взаимопроверка. Обсуждение.

Продолжаем проверять домашнее задание. Теория по выполнению задания 26. Хочется напомнить всем крылатую фразу Сократа «Заговори, чтобы я увидел тебя». Грамотный, интеллигентный человек, выпускник школы должен говорить чётко, ясно, убедительно, красиво. От умения правильно использовать речь зависит также возможность устроиться на работу. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» – говорил Наполеон Бонапарт.

Умение правильно и красиво говорить – это великое благо, данное человеку, с помощью которого он может высказывать свои мысли, передавать эмоции, чувства, переживания.

В этом нам помогают Языковые средства выразительности.

Терминологический диктант

  1. Употребление слова, высказывания в переносном значении, основанном на сходстве двух предметов, явлений.
  2. Наделение неживых предметов свойствами живых
  3. Эмоционально-оценочное или образное определение предмета.
  4. Резкий контраст, противопоставление.
  5. Обратный порядок слов.
  6. Часть предложения, вынесенная в отдельное предложение.
  7. Устойчивые образные обороты.
  8. Намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи.
  9. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа.
  10. Единоначатие

Ключи:

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. эпитет
  4.  антитеза
  5. инверсия
  6. парцелляция
  7. фразеологизм
  8. литота
  9. аллегория
  10.  анафора

3 Этап урока. Новая тема.

П У Б Л И К А. Образуйте от него прилагательное и попробуйте сформулировать тему урока. «Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи». Подберите однокоренные слова к слову «публика» (публичный, опубликовать, публицист, публицистический).

Вывод: именно от слова «публика» (лат. – общественный) произошло название еще одного книжного стиля – публицистического.

Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, народу.

Мы сегодня будем говорить не просто об особенностях публицистического стиля. Некоторая информация нам уже известна об этом стиле речи.

Наша задача: увидеть особенности этого стиля, средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Главное – научиться видеть в произведениях публицистического стиля лексические и синтаксические особенности.

Эти знания нам нужны для выполнения заданий ЕГЭ.

Задание 22 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Задание 23 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи.

Задание 26 – Анализ средств выразительности.

Задание 27 – Сочинение по прочитанному тексту.

Краткая историческая справка

Зарождение русского публицистического стиля относится к XVI в. Характерные черты стиля намечаются:

— в выступлениях Максима Грека против невежества и корыстолюбия духовенства;

— в памфлетах Ивана Пересветова, критиковавшего произвол бояр и отстаивавшего идею централизованной власти;

— в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским.

В XVIII в. публицистический стиль получил дальнейшее развитие. В 1702 г. появилась первая русская печатная газета – «Ведомости». В XVIII в. было создано несколько журналов, во главе которых стояли писатели: И.А. Крылов, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин и др. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева содержит элементы публицистического стиля.

Оформился публицистический стиль лишь в XIX в. Немалую роль в его становлении сыграла деятельность В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским.

Если сегодня и можно оградить себя от чтения художественной и научной литературы, свести к минимуму взаимодействие с деловыми текстами, то от публицистического стиля человеку, живущему в современном обществе, никуда не деться.

Вы обновляете ленту в соцсетях и читаете познавательный пост в каком-нибудь паблике, по телевизору выступает политик, в магазине вам вручают рекламный буклет, на «Ютьюбе» появляется видео вашего любимого блогера, а перед просмотром включается реклама. Всё это находится в поле публицистического стиля речи.

Но и ещё одна задача:

— на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию.

Наша задача – научиться красиво говорить, правильно писать, умело используя лексические богатства языка, композиционно строить своё сочинение, это важно, в сочинении вам нужно будет умело доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Давайте посмотрим и вспомним, что мы уже знаем о публицистическом стиле (видеофрагмент).

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.

Нам поможет приём «Инсерт»

1. Читает текст в таблице, маркируя его специальными значками:

V – я это знаю;

+ – это новая информация для меня;

! – это мне очень пригодится на экзамене.

— – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Цель стиля

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

— информирование

— воздействие

— убеждение

— побуждение

Приметы стиля

Логичность

Образность

Эмоциональность

Оценочность

Призывность

Общедоступность

Достоверность

Точность

Конкретность

обоснованность

Сфера употребления

Общественно-экономические

Политические

Культурные отношения

Проблемы

Политические

Философские

Нравственные

Бытовые

Социальные …

Жанры

Статья

Очерк (путевой, портретный, проблемный)

Репортаж

Интервью

Фельетон

Ораторская речь

Судебная речь

Выступление по радио, ТВ, на собрании …

Доклад

Композиция

1. Напоминает научное рассуждение:

А) выдвигается важная общественная проблема;

Б) анализируются и оцениваются пути ее решения;

В) делаются выводы.

2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение

Лексические

особенности

Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера,

торжественно приподнятые слова,

просторечные и разговорные слова

лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;

эмоциональные средства выразительности:

— эпитеты

— сравнения

— метафоры

— риторические вопросы

— риторические обращения

— лексические повторы

— градации

— фразеологизмы

— пословицы и поговорки

— использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов

— языковых средств юмора, сатиры, иронии

Синтаксические особенности

Вопросительные предложения

Восклицательные предложения

Вводные слова и предложения

Обратный порядок слов в предложении (инверсия)

Синтаксический параллелизм предложений

Построение предложений по законам градации (с однородными членами)

Использование причастных и деепричастных предложений

Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира)

Глаголы-сказуемые в повелительном наклонении, возвратные глаголы

Ряды однородных членов

Сложные синтаксические конструкции

Отработка умений и навыков.

Отрабатываем, закрепляем наши знания. Экзаменационный тренажёр. Вариант 5, страница 46. Задание 22-27.

Подведение итогов.

Вывод по уроку делают учащиеся. Подсчитываем баллы. Выставляем оценки.

Домашнее задание. Выучить теорию по таблице. Написать сочинение по тексту В. Астафьева.

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля (стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие).
  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором.
  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание).
  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты.
  6. К какому жанру вы отнесете данный текст?
  7. Проследите композицию текста.

Литература

  1. Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс / И.В. Золотарева Л.П. Дмитриева. Москва: ВАКО, 2010.
  2. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Москва: Просвещение, 2011.
  3. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ / И.П. Цыбулько и др. Москва: АСТ «Астрель», 2011.

Алгоритм подготовки учащихся к написанию итогового сочинения на уроках русского языка и литературы

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе Тема: «Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по темам направления «Он и она»

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − шесть =