Методическая разработка занятия для обучающихся с ОВЗ «Главные достопримечательности г. Облучье»


Автор: Ирина Леонидовна Озимковская
Место работы: МБОУ СОО «Школа No2 г. Облучье»
Должность: учитель истории


1. Описание особенностей развития ребенка /детей с ОВЗ.

В современном обществе обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому государственная политика в системе образования призвана обеспечить реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на  образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Эти дети не признаны инвалидами, но имеют ряд ограничений в жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Это дети с нарушением слуха или зрения, слепые и глухие, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, все эти нарушения относятся к первичной форме. Она приобретается в младенчестве, в дошкольном возрасте и влечѐт за собой вторичные отклонения в развитии. 

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка. В итоге появляются типичные затруднения или проще сказать общие проблемы у детей с ОВЗ.

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.
  2. Темп выполнения заданий очень низкий.
  3. Нуждается в постоянной помощи взрослого.
  4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
  5. Низкий уровень развития речи, мышления.
  6. Трудности в понимании инструкций.
  7. Инфантилизм.
  8. Нарушение координации движений.
  9. Низкая самооценка
  10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается частое изменение в настроении.
  11. Высокий уровень психомышечного напряжения.
  12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
  13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
  14. Так же отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
    раздражительности, упрямству.

2. Характеристика обучающихся (возраст, класс).

Класс 7, у детей возраст 13-14 лет. Дети в классе очень дружны, с начальной школы дети привыкли помогать на уроках друг другу. Умеют работать в группе, особый интерес вызывает парная работа.

3. Тема, цель и образовательные задачи занятия, особенности его проведения, оборудование и информационные ресурсы (при наличии).

Тема урока «Главные достопримечательности г. Облучье».
Цель: Закрепление знаний полученных на уроках по теме «Наш край».
Вид урока: закрепление.
Задачи:
образовательные:

  1. Закрепление знаний о городе Облучье (местоположение, герб);
  2. Закрепление знаний о главных достопримечательностях города: площадь Красных партизан, площадь Дружбы, сквер Железнодорожников.

Коррекционные задачи:

  1. Коррекция мышления через дидактические игры «Найди лишний объект», «Чего не хватает», «Дополни предложение».
  2. Коррекция речи через проговаривание полных ответов на вопросы, составления
    рассказа.
  3. Коррекция двигательной сферы через физкультминутки, предметно-практическую
    деятельность.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание интереса к предмету «История и культура родного края».
  2. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в команде.
  3.  Воспитание уважительного отношения к истории города Облучье.

Демонстрационный материал: волшебный цветок (на лепестках написаны правила работы на уроке), альбомы школьного музея «Облучье – моя Родина», «Облучье город железнодорожников», иллюстративный материал фотографии города Облучье, как старые так и современные.

Ход урока:

1. Организационный момент.
— Сейчас у Вас урок «История родного края». Прежде чем его начать, предлагаю
вспомнить правила поведения на уроке. Для этого каждый из вас выбирает любой
лепесток на доске, переворачивает, громко зачитывает правило и прикрепляет на доску.

  1. Внимательно слушать учителя.
  2. Не перебивать отвечающего.
  3. Не разговаривать на уроке.
  4. При ответе поднимать руку.
  5. Соблюдать порядок на рабочем месте.
  6. Использовать предметы с учетом правил безопасной работы.
  7. Хорошее настроение.

— При соблюдении этих правил наш урок пройдет в атмосфере плодотворной работы.

2. Просмотр видеоролика о нашем городе.
— Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик который сделали ученики 10 класса,
после чего приготовьтесь ответить на вопрос: «О каком городе идет речь?»
Просмотр 2 минуты.

  • О каком городе снят этот видеоролик? (г. Облучье).
  • Что это? (Это карта Еврейской автономной области)
  • Покажите на карте город Облучье.
  • Сколько городу лет? (108)
  • Назовите цифру под которой размещен герб города.

3. Деление класса на команды.

— Сегодня мы проведем урок в виде викторины. Для этого я разделю вас на группы.
Посмотрите на экран. Найдите свое имя и фамилию и займите соответствующий стол. Чья
фотография находится под цифрой No1, займите 1 стол, а под цифрой 2 – второй стол.

4. Сообщение темы урока. (Д/и «Собери картинку из разрезных частей»)

— Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, возьмите конверты, достаньте их содержимое и соберите картинку.

— Скажите, как можно назвать эти понятия, одним словом. (Достопримечательности)

— В каком городе находятся эти места? (В Облучье)

— Что такое площадь? (Незастроенное большое и ровное место, от которого в разные
стороны расходятся улицы).

— Что такое городской сквер? (Благоустроенная и озеленѐнная территория внутри жилой или промышленной застройки).

— Итак давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Правильно «Главные достопримечательности города Облучье.»

5. Работа с альбомом «Облучье-моя Родина».

— Сегодня в нашем альбоме появятся еще страницы, посвященные этому городу.

— Для чего делаем этот альбом? (Чтобы те, кто хочет поподробнее познакомиться с
городом, сделали это; как иллюстративный материал для других классов).

6. Работа с картой площадей.

— В нашем сегодняшнем путешествии по площадям нам поможет карта.

— Давайте на нее посмотрим.

— Первая остановка – Площадь Красных партизан.

7. Беседа о площади.

— Перед вами лежат страницы из нашего альбома. Найдите страницу, на которой надпись — площадь Красных партизан.

— Теперь положите перед собой конверт No 1, где находятся картинный материал площади.
Выберете картинки с площадью.

— Почему эта площадь так называется? (Памятник героям-облученцам, погибшим в боях
Великой Отечественной войны, обелиск героям Гражданской войны.)

 Теперь их приклеим под соответствующими надписями.

— Но перед тем как работать, вспомним правила работы с клеем.

Физминутка для рук
Чтоб альбом продолжить наш
Мы возьмем клей-карандаш.
Между рук его сожмем,
И тихонечко потрем.

— А что еще на площади Красных партизан располагается? Кто помнит?

— Достаньте из конверта No 2 части фото, сложите их, как вы думаете, что это?

— Назовите его. (Парк Победы.)

— Теперь давайте проверим, правильно ли вы назвали?

— Приклейте их под картинку с изображением площади Красных партизан.

— Кто помнит, какие мероприятия проводятся на площади? (Парад, концерты, праздники,
экскурсии.)

— Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Красных партизан.(Дети
рассказывают.)

8. Беседа о площади Дружбы.

Следующая остановка — площадь Дружбы.

— Найдите лист с этой надписью и приклейте картинку с изображением площади Дружбы.

— Что такое дружба? (Бескорыстные взаимоотношения, основанные на доверии,
искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях).

— Почему эта площадь так называется? (Она была построена в честь российско-китайской
дружбы.)

— Посмотрите на доску и выберите лишний объект. (Да, это памятник героям
железнодорожникамон расположен на территории школы-интерната No27).

— Выберите и приклейте объекты, расположенные на площади Дружба.

— Давайте проверим. (Фонтан, монумент: две руки держащие земной шар, танцевальная
площадка)

— Какие мероприятия проводятся на площади? (Демонстрации и парады, праздники и
концерты, городские дискотеки)

— Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Дружбы.(Дети рассказывают.)

9. Физминутка.

— Да, на площади Дружбы проводятся концерты и дискотеки, приезжают различные
певцы, и жители города танцуют. И сегодня один из этих певцов к нам приехал, Егор
Крид. (На экране клип)

— Давайте придумаем новые или повторим за Егором движения, которые можно
использовать в танце.

10. Беседа о Сквере железнодорожников.

Следующая остановка — Сквер железнодорожников.

— Найдите лист с этой надписью и приклейте картинку с изображением сквера.

— Почему этот сквер так называется? (Он был открыт в честь первостроителей города)- Сейчас я буду читать текст. Там пропущены слова. Вы должны их вставить.
Этот сквер……. В центре города………Он был открыт в 201… На территории сквера
есть….. и скамейки. Напротив сквера находится…..(Железнодорожников, Облучье,2018,
фонтан, ТЮЗ).

— Теперь я предлагаю составить рассказ «Вмоей семье,есть железнодорожники».(Дети
рассказывают о родных работающих на железной дороге.)

11. Д/и «Установи соответствие»

— Очень хорошо! Все главные достопримечательности нашего города мы повторили, а
теперь я вас попрошу выполнить последнее задание. Установите соответствие между
площадями и объектами, расположенными на них.

12. Подведение итога урока.

— О чем сегодня говорили на уроке?

— Какие площади находятся в городе Облучье?

-Выберите смайлик чтобы оценить свою работу на уроке( красный- «Мне было интересно,
я был активен»; зеленый –«Мне все понравилось, но не всегда хватало знаний для полного
ответа»; желтый – «Я не достаточно был активен, остались вопросы»)

— Озвучивание отметок с положительными комментариями каждому ученику.

— За хорошую работу на уроке, я хочу подарить закладки с фото достопримечательностей
нашего города, о которых мы сегодня на уроке с вами говорили.

-До свидания, вы все были молодцы!

4. Описание форм и приемов, которые были использованы на занятии с учетом
особенностей обучающихся с ОВЗ.

На уроке использовались формы организации работы:
— фронтальная;
— групповая;
— индивидуальная.

методы:
— словесный (фронтальная беседа);
— наглядный (картинный материал, демонстрация аудио и видео ресурсов);
— практический (практическая работа обучающихся).

Самоанализ урока
Урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания детей о достопримечательностях нашего города. На изучение данного раздела отведено 4 урока – это 4-й урок. При планировании мной были учтены психофизические и моторные возможности обучающихся. Это проявилось: в дифференцированных заданиях («Собери изображение площади», «Установление соответствия между изображением площадей и объектами, расположенными на них»), ответах на вопросы, степень оказания помощи обучающимся. Деление на группы.

Главный акцент на уроке делался на закрепление знаний о достопримечательностях Облучья.

Выбранная структура урока была рациональна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для закрепления знаний о городе. Между различными этапами урока существовала логическая связь. Каждый этап урока опирался напредыдущий. Контроль за  усвоением ЗУН осуществлялся через вопросно-ответную форму, практическую работу, самооценивание. Учебный кабинет был использован в полном объеме. На уроке  использовались ИКТ.

В течении всего урока оптимальная работоспособность обучающихся поддерживалась за счет рационального распределения времени, физпауз, смены видов учебной деятельности и динамических поз. Задачи урока выполнены. 

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =