1. Описание особенностей развития ребенка /детей с ОВЗ.
В современном обществе обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому государственная политика в системе образования призвана обеспечить реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Эти дети не признаны инвалидами, но имеют ряд ограничений в жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Это дети с нарушением слуха или зрения, слепые и глухие, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, все эти нарушения относятся к первичной форме. Она приобретается в младенчестве, в дошкольном возрасте и влечѐт за собой вторичные отклонения в развитии.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка. В итоге появляются типичные затруднения или проще сказать общие проблемы у детей с ОВЗ.
- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.
- Темп выполнения заданий очень низкий.
- Нуждается в постоянной помощи взрослого.
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
- Низкий уровень развития речи, мышления.
- Трудности в понимании инструкций.
- Инфантилизм.
- Нарушение координации движений.
- Низкая самооценка
- Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается частое изменение в настроении.
- Высокий уровень психомышечного напряжения.
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
- Так же отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
раздражительности, упрямству.
2. Характеристика обучающихся (возраст, класс).
Класс 7, у детей возраст 13-14 лет. Дети в классе очень дружны, с начальной школы дети привыкли помогать на уроках друг другу. Умеют работать в группе, особый интерес вызывает парная работа.
3. Тема, цель и образовательные задачи занятия, особенности его проведения, оборудование и информационные ресурсы (при наличии).
Тема урока «Главные достопримечательности г. Облучье».
Цель: Закрепление знаний полученных на уроках по теме «Наш край».
Вид урока: закрепление.
Задачи:
образовательные:
- Закрепление знаний о городе Облучье (местоположение, герб);
- Закрепление знаний о главных достопримечательностях города: площадь Красных партизан, площадь Дружбы, сквер Железнодорожников.
Коррекционные задачи:
- Коррекция мышления через дидактические игры «Найди лишний объект», «Чего не хватает», «Дополни предложение».
- Коррекция речи через проговаривание полных ответов на вопросы, составления
рассказа. - Коррекция двигательной сферы через физкультминутки, предметно-практическую
деятельность.
Воспитательные задачи:
- Воспитание интереса к предмету «История и культура родного края».
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в команде.
- Воспитание уважительного отношения к истории города Облучье.
Демонстрационный материал: волшебный цветок (на лепестках написаны правила работы на уроке), альбомы школьного музея «Облучье – моя Родина», «Облучье город железнодорожников», иллюстративный материал фотографии города Облучье, как старые так и современные.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Сейчас у Вас урок «История родного края». Прежде чем его начать, предлагаю
вспомнить правила поведения на уроке. Для этого каждый из вас выбирает любой
лепесток на доске, переворачивает, громко зачитывает правило и прикрепляет на доску.
- Внимательно слушать учителя.
- Не перебивать отвечающего.
- Не разговаривать на уроке.
- При ответе поднимать руку.
- Соблюдать порядок на рабочем месте.
- Использовать предметы с учетом правил безопасной работы.
- Хорошее настроение.
— При соблюдении этих правил наш урок пройдет в атмосфере плодотворной работы.
2. Просмотр видеоролика о нашем городе.
— Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик который сделали ученики 10 класса,
после чего приготовьтесь ответить на вопрос: «О каком городе идет речь?»
Просмотр 2 минуты.
- О каком городе снят этот видеоролик? (г. Облучье).
- Что это? (Это карта Еврейской автономной области)
- Покажите на карте город Облучье.
- Сколько городу лет? (108)
- Назовите цифру под которой размещен герб города.
3. Деление класса на команды.
— Сегодня мы проведем урок в виде викторины. Для этого я разделю вас на группы.
Посмотрите на экран. Найдите свое имя и фамилию и займите соответствующий стол. Чья
фотография находится под цифрой No1, займите 1 стол, а под цифрой 2 – второй стол.
4. Сообщение темы урока. (Д/и «Собери картинку из разрезных частей»)
— Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, возьмите конверты, достаньте их содержимое и соберите картинку.
— Скажите, как можно назвать эти понятия, одним словом. (Достопримечательности)
— В каком городе находятся эти места? (В Облучье)
— Что такое площадь? (Незастроенное большое и ровное место, от которого в разные
стороны расходятся улицы).
— Что такое городской сквер? (Благоустроенная и озеленѐнная территория внутри жилой или промышленной застройки).
— Итак давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Правильно «Главные достопримечательности города Облучье.»
5. Работа с альбомом «Облучье-моя Родина».
— Сегодня в нашем альбоме появятся еще страницы, посвященные этому городу.
— Для чего делаем этот альбом? (Чтобы те, кто хочет поподробнее познакомиться с
городом, сделали это; как иллюстративный материал для других классов).
6. Работа с картой площадей.
— В нашем сегодняшнем путешествии по площадям нам поможет карта.
— Давайте на нее посмотрим.
— Первая остановка – Площадь Красных партизан.
7. Беседа о площади.
— Перед вами лежат страницы из нашего альбома. Найдите страницу, на которой надпись — площадь Красных партизан.
— Теперь положите перед собой конверт No 1, где находятся картинный материал площади.
Выберете картинки с площадью.
— Почему эта площадь так называется? (Памятник героям-облученцам, погибшим в боях
Великой Отечественной войны, обелиск героям Гражданской войны.)
Теперь их приклеим под соответствующими надписями.
— Но перед тем как работать, вспомним правила работы с клеем.
Физминутка для рук
Чтоб альбом продолжить наш
Мы возьмем клей-карандаш.
Между рук его сожмем,
И тихонечко потрем.
— А что еще на площади Красных партизан располагается? Кто помнит?
— Достаньте из конверта No 2 части фото, сложите их, как вы думаете, что это?
— Назовите его. (Парк Победы.)
— Теперь давайте проверим, правильно ли вы назвали?
— Приклейте их под картинку с изображением площади Красных партизан.
— Кто помнит, какие мероприятия проводятся на площади? (Парад, концерты, праздники,
экскурсии.)
— Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Красных партизан.(Дети
рассказывают.)
8. Беседа о площади Дружбы.
Следующая остановка — площадь Дружбы.
— Найдите лист с этой надписью и приклейте картинку с изображением площади Дружбы.
— Что такое дружба? (Бескорыстные взаимоотношения, основанные на доверии,
искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях).
— Почему эта площадь так называется? (Она была построена в честь российско-китайской
дружбы.)
— Посмотрите на доску и выберите лишний объект. (Да, это памятник героям
железнодорожникамон расположен на территории школы-интерната No27).
— Выберите и приклейте объекты, расположенные на площади Дружба.
— Давайте проверим. (Фонтан, монумент: две руки держащие земной шар, танцевальная
площадка)
— Какие мероприятия проводятся на площади? (Демонстрации и парады, праздники и
концерты, городские дискотеки)
— Теперь я предлагаю составить рассказ о площади Дружбы.(Дети рассказывают.)
9. Физминутка.
— Да, на площади Дружбы проводятся концерты и дискотеки, приезжают различные
певцы, и жители города танцуют. И сегодня один из этих певцов к нам приехал, Егор
Крид. (На экране клип)
— Давайте придумаем новые или повторим за Егором движения, которые можно
использовать в танце.
10. Беседа о Сквере железнодорожников.
Следующая остановка — Сквер железнодорожников.
— Найдите лист с этой надписью и приклейте картинку с изображением сквера.
— Почему этот сквер так называется? (Он был открыт в честь первостроителей города)- Сейчас я буду читать текст. Там пропущены слова. Вы должны их вставить.
Этот сквер……. В центре города………Он был открыт в 201… На территории сквера
есть….. и скамейки. Напротив сквера находится…..(Железнодорожников, Облучье,2018,
фонтан, ТЮЗ).
— Теперь я предлагаю составить рассказ «Вмоей семье,есть железнодорожники».(Дети
рассказывают о родных работающих на железной дороге.)
11. Д/и «Установи соответствие»
— Очень хорошо! Все главные достопримечательности нашего города мы повторили, а
теперь я вас попрошу выполнить последнее задание. Установите соответствие между
площадями и объектами, расположенными на них.
12. Подведение итога урока.
— О чем сегодня говорили на уроке?
— Какие площади находятся в городе Облучье?
-Выберите смайлик чтобы оценить свою работу на уроке( красный- «Мне было интересно,
я был активен»; зеленый –«Мне все понравилось, но не всегда хватало знаний для полного
ответа»; желтый – «Я не достаточно был активен, остались вопросы»)
— Озвучивание отметок с положительными комментариями каждому ученику.
— За хорошую работу на уроке, я хочу подарить закладки с фото достопримечательностей
нашего города, о которых мы сегодня на уроке с вами говорили.
-До свидания, вы все были молодцы!
4. Описание форм и приемов, которые были использованы на занятии с учетом
особенностей обучающихся с ОВЗ.
На уроке использовались формы организации работы:
— фронтальная;
— групповая;
— индивидуальная.
методы:
— словесный (фронтальная беседа);
— наглядный (картинный материал, демонстрация аудио и видео ресурсов);
— практический (практическая работа обучающихся).
Самоанализ урока
Урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания детей о достопримечательностях нашего города. На изучение данного раздела отведено 4 урока – это 4-й урок. При планировании мной были учтены психофизические и моторные возможности обучающихся. Это проявилось: в дифференцированных заданиях («Собери изображение площади», «Установление соответствия между изображением площадей и объектами, расположенными на них»), ответах на вопросы, степень оказания помощи обучающимся. Деление на группы.
Выбранная структура урока была рациональна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для закрепления знаний о городе. Между различными этапами урока существовала логическая связь. Каждый этап урока опирался напредыдущий. Контроль за усвоением ЗУН осуществлялся через вопросно-ответную форму, практическую работу, самооценивание. Учебный кабинет был использован в полном объеме. На уроке использовались ИКТ.
В течении всего урока оптимальная работоспособность обучающихся поддерживалась за счет рационального распределения времени, физпауз, смены видов учебной деятельности и динамических поз. Задачи урока выполнены.