Автор: Калюка Надежда Дмитриевна
Школа: МБОУ СОШ №7 п. Николаевка, Смидовичского муниципального района ЕАО
Учитель: Калюка Надежда Дмитриевна
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тема: «Межличностные отношения».
Сценарный план урока «Межличностные отношения»
Цель урока: формирование представлений о понятии «межличностные отношения», об условиях их формирования и роли в жизни человека и общества.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Выяснить какие отношения называются межличностными.
2. Определить от каких факторов зависят межличностные отношения;
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные условия формирования межличностных отношений
Личностные: воспитание уважительного отношения к людям, осознание своих интересов, целей, позиции.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения.
Познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группах, давать самооценку.
Тип урока: урок-исследование
Методические технологии: проблемно-диалогическая технология, деятельностная технология, ИКТ, технология продуктивного чтения.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального настроя на эффективную работу | -Приветствие учителем учащихся. «Здравствуйте, ребята, прошу садиться!» | Приветствуют учителя, определяют себя на уроке. Концентрируют внимание на учителя. |
2. Этап мотивации учащихся к учебной деятельности. Актуализация. Цель: включение в работу. Вспомнить и систематизировать, полученный ранее личный социальный опыт о межличностных отношениях.
Итог: 1.Определили тему «Межличностные отношения». 2. Определили проблему: почему одним мы симпатизируем, а других сторонимся. 3. Учебные задачи -Что такое межличностные отношения? -Как возникают межличностные отношения? -Какими бывают межличностные отношения? | — Итак, ребята, я предлагаю вам следующую ситуацию. (использую скрайб-презентацию) -Ребята, подумайте какова тема нашего урока? -Правильно, тема нашего урока «Межличностные отношения». -Ребята, какую проблему вы увидели в данной ситуации? Давайте поможем Васе разобраться в этой проблеме, поскольку он пришел к нам в класс!!! -Ребята, а какие вопросы мы должны рассмотреть в рамках этой темы? (2-3 мин) | Ребята следят за ходом презентации и слушают учителя. (о Васе, об отношениях в классе между детьми). (взаимоотношения человека с обществом или общение между людьми) (Межличностные отношения). (Васе было некомфортно, никто с ними не общался) -Что такое межличностные отношения? -Как возникают межличностные отношения? -Какими бывают межличностные отношения? |
3. Этап пробного действия. Цель: определение ключевых понятий определения межличностные отношения Итог: формулирование понятия межличностные отношения. | -Ребята, представьте, что мы сегодня строим дом, который называется «Межличностные отношения», этому дому нужна крепкая крыша, надежные стены и основательный фундамент. Все строительные материалы у вас имеются на партах (рабочий лист и пакет с набором аппликаций). А так как строительство предполагает много людей, поэтому вы работаете в парах! Я прошу вас подписать рабочие листы, в которых вы будете самостоятельно оценивать свою работу. -Давайте начнем наше строительство, и я предлагаю вам найти крышу дома. Посмотрите, здесь имеется название нашего дома. Работа с учебником: -Найдите в словаре учебника, что такое межличностные отношения? Выделите ключевые слова и запишите их в этот строительный элемент. -Прикрепите на свою конструкцию Контроль -Исходя из определения, ребята, чего не хватило Василию в предыдущих отношениях? (3-4 мин) | Подписывают рабочие листы
Читают вслух (один из класса) Выделяют главные слова и записывают их. -строят крышу. Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям. Взаимосвязи, люди, общение, совместная деятельность -1 б —Взаимного общения. |
4. Этап исследования проблемы (открытия новых знаний). Цель: учиться осмысленно работать с текстом, выделять главное и существенное для решения задачи Итог: осмысленное прочтение текста, его анализ, выделение 3 признаков межличностных отношений. | -А мы продолжаем строить наш дом, ребята, главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер, то есть взаимный, подчеркиваем словом ВЗАИМО. -А как вы думаете, что означает слово «Взаимный» -Откройте в учебнике стр 51, найдите 2 верхних абзаца, прочитайте их, затем выпишите 3 признака, доказывающих, что межличностные отношения носят взаимный характер, Эти признаки и будут основательным фундаментом нашего дома. -Ребята, какие признаки вы выделили? -А теперь давайте укрепим фундамент межличностных отношений. -Ребята, чем межличностные отношения отличаются от иных контактов людей. Контроль. -Ребята, что посоветуем нашему герою? (4-5 мин) Физминутка (30сек-1 мин) —Нашему дому нужны надежные кирпичные стены, и чтобы эти стены у дома появились, вам необходимо подготовить кирпичики – это правила, которые помогут правильно строить межличностные отношения. -Итак, задание: вам необходимо сформулировать 4 правила из 4 предложенных вам пословиц и отрывков детских песен. (4 карточки (кирпичика), на которых предложен текст)
— Ребята, какие правила вы сформулировали?
-А сейчас постройте стены дома Контроль -Ребята, посмотрите, мы сегодня построили дом, который называется «Межличностные отношения», а какой вывод можно сделать. (7-8 мин) | -совместный, сотрудничество, взаимные действия. Читают текст учебника, выделяют 3 признака межличностных отношений: — взаимодействие; -взаимовосприятие; -взаимопонимание. -укрепляют фундамент. —Тем, что эти отношения носят обоюдный характер, то есть взаимный. — Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям. -взаимодействовать, понимать и уважать других людей. Формулируют правила межличностных отношений -вместе веселее; -помогать друг другу; -чаще улыбаться, начинать общение с улыбки; -хвалить друг друга. Строят стены Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям. — межличностные отношения строятся на взаимодействии, на взаимовосприятии, на взаимопонимании. |
5. Включение в систему знаний Цель: осознать проблемы построения межличностных отношений. Итог: ученики понимают проблемы построения межличностных отношений в коллективе, которые полезно учитывать самим. | -Что бы вы сегодня сказали и пожелали Василию и другим ребятам, чтобы проблем в общении с другими людьми не возникало? -Молодцы, вот я вижу, что в вашем классе Василий точно останется и вы легко найдете с ним общий язык. (1-2 мин) | Высказывают свою точку зрения по данному вопросу. |
Цель: выявить степень усвоения материала. 7 Рефлексия. Цель: соотнести цель и результат учебной деятельности | Сейчас, ребята, вернитесь к рабочим листам и подсчитайте свои баллы по критериям оценивания (1-2 мин) Оцените свою работу на уроке. Выбери одно из суждений великих людей, близкое тебе.
1 -2 мин. | Считают количество баллов и выставляют себе оценки в рабочих листах. Учащиеся соотносят свою работу на уроке с высказываниями великих людей. |
8. Домашнее задание. |