«МИР ПРОФЕССИЙ» (КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА)


Автор: Ольга Николаевна Грицюк
Место работы: ОГПОБУ "Многопрофильный лицей" с. Амурзет
Должность: воспитатель


Актуальность темы: В настоящее время главным приоритетом становится приобретение знаний и обучение профессии. В системе профессионального образования опережающее развитие должны получить начальное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.
Эта проблема касается как больших городов, так и сельской местности.. Городу и селу нужны специалисты простых и мужественных профессий: сварщики, плотники, слесари-сантехники, штукатуры – маляры, разнорабочие, мастера сельскохозяйственного производства, повара – кондитеры, продавцы продовольственных товаров и т. д.

Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется рабочим специальностям, без которых ни одно предприятие не может и мечтать, что оно займёт достойные и лидирующие позиции среди конкурентов.

Цель:

  • расширить представления учащихся об огромном и многообразном мире профессий.

Задачи:

  • показать обучающимся значимость профессий
  • способствовать воспитанию у обучающихся уважения к людям труда и любви к труду.
  • развивать организаторские, исполнительские умения, сценическую и общую культуру общения.

Форма проведения: конкурсная программа.

Место проведения: общежитие.

Оформление: выдержки о профессии

Подготовительная работа: работа с ведущими, раздаточный материал.

Оборудование: мяч.

Участники мероприятия: студенты, проживающие в общежитии лицея.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Добрый вечер! Тема нашей сегодняшней встречи: “Мир профессий”, мы с вами поразмышляем о мире профессий, расширим знания о мире профессионального труда.

Ведущий 2: Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку. И это не случайно, ведь профессия – это одна из важнейших характеристик человека.

Ведущий 1: Начнём мы наш разговор со слов философа Сенеки:
“Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» 
Ведущий 2: В мире существует около 50 тысяч профессий. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.
Ведущий 1: Игра «Весёлый мяч»
— Давайте немного разомнемся, игра называется «весёлый мяч». Я вам буду бросать мяч, ваша цель назвать профессии. И так вперёд…
— Молодцы, профессий вы знаете много, с первым заданием справились.
Ведущий 2:

И жизнь игра, и все мы в ней актеры
У каждого своя есть роль
Герой, преступник иль святой –
Решаем мы порой,
Кем быть, кем стать,
Судьбу вершить
Иль просто по теченью плыть,
Вести или ведомым быть.
Но каждый  может изменить
Историю своей судьбы,
Осуществить свои мечты
И выбрать верный путь.

Ведущий 1: Вот и перед вами нынешними студентами «Многопрофильного лицея» совсем недавно стояла сложная проблема выбора – профессии. Ведь правильный выбор – залог успеха вашей трудовой профессиональной деятельности, а зачастую и всей вашей жизни.

Ведущий 2: Хочется обратить ваше внимание на высказывание  А.П. Чехова «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». При этом важно, чтобы профессия,  дело которым вы занимаетесь, было для вас интересным, любимым!

Ведущий 1: Виды профессиональной деятельности:

Ведущий 2: Как вы думаете, что же обозначает слово «профессия»?

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является обычно источником существования.
Ведущий 1: Скажите дворник, грузчик, уборщица – это профессии?
(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).
Ведущий 2: Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
Ведущий 1: В каких учебных заведениях можно получить профессиональное, образование?
Все профессиональные учебные заведения делятся на несколько ступеней.
1) Начальное – ПТУ, СПТУ (НПО).
2) Средняя – техникум, колледж, училище (СПО), лицей.
3) Высшая – ВУЗы. Университеты, академии, институты.
Так же профессию можно получить на курсах.
Ведущий 2: Ребята, а что такое должность?
(Должность – это служебное положение. Место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Если затрудняются привести пример: в школе работают учителя. Это профессия. Учитель математики – это специальность. Но в школе есть и директор, и завуч – это должность, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителем)

Ведущий 1: И так, мы с вами уяснили, что есть профессия, специальность, есть трудовая деятельность и есть должность. Сейчас мы проверим, ваши знания. ( за каждый правильный ответ, вы будете получать жетон, в конце программы, подсчитав жетоны, мы выявим победителя).

Ведущий 2: “Профессия, должность, трудовая деятельность”

Приглашаю 2 желающих поучаствовать в этом конкурсе, каждому предлагается таблица, которую необходимо заполнить

профессия

специальность

должность

трудовая деятельность

    

Варианты: врач, мастер сельхозпроизводства, директор, строитель, завуч, повар, учитель физкультуры заведующая, учитель начальных классов, продавец, бригадир, металлург, главный бухгалтер, сторож, дворник, воспитатель, хирург, бухгалтер, водитель, библиотекарь, штукатур – маляр, стоматолог, гардеробщик, электрик, ветеринар, кочегар, полотёр, инженер, конструктор, учитель, тренер, водитель автомобиля, терапевт, тренер по волейболу, помощник юриста, главный конструктор, начальник участка, прораб.
Побеждает участник, который быстрее выполнит задание. Победитель получает жетон.

Ведущий 1: Участники выполняют задание, а мы с вами проведём конкурс «Омонимы – профессионалы»

Задание: отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии. Кто быстрее поднимет руку – тот первым и отвечает.

Ведущий 2: Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)

Ведущий 1: Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотёр)

Ведущий 2: Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)

Ведущий 1: Не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее устаревшее название гида. (Путеводитель)

Ведущий 2: Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)

Ведущий 1: Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)

Ведущий 2: Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)

Ведущий 1: Не только консервирование в солёном растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)

Ведущий 2: Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)

Ведущий 1: Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)

Ведущий 2: Не только учёный-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)

Ведущий 1: Не только литературное произведение или фильм, изображающий раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив)

Ведущий 2: И так слушаем наших участников конкурса “Профессия, должность, трудовая деятельность”.

Ведущий 1: Победитель получает жетон, а мы продолжаем наш разговор.

Ведущий 2: Мы уже говорили, чтобы получить профессию необходимо образование. Что необходимо учитывать при выборе профессии? ( чтобы совпадали интересы, желания, способности, возможности).
Ведущий 1: На что мы надеемся, получая профессию? (что она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально).
Ведущий 2: Те люди, которые любят свою работу, трудятся с увлечением, рабочее время летит для них не заметно. Психологи утверждают, что интересный труд не утомляет. Да и каждый знает по опыту, что, увлёкшись чем-то, не замечаешь усталости, хочется работать еще и еще без остановки.

Ведущий 1: Следующий конкурс «Доскажи пословицу»

Ведущий 2: Делу время – (потехе час)
Не торопись языком – (торопись делом)
Терпенье и труд – (все перетрут)
Живи трудясь – (ешь не боясь)

Ведущий 1: Каждое дело – (делай умело)
Маленькое дело – (лучше большого безделья)
Слава и труд – (рядом идут)
Где терпенье – (там и уменье)

Ведущий 2: Без труда – (не вынешь рыбку из пруда)
Каков мастер – (таково и дело)
Какова пряха – (такова и рубаха)
Кто любит труд – (того люди чтут)

Ведущий 1: Больше дела – (меньше слов)
Труд кормит – (а лень портит)
Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня.)
Недаром говорится, что … (дело мастера боится)

Ведущий 2: О чем больше всего мечтает каждый человек? В современном мире человек совсем не похож на своих предков, он стал сильнее, получает все новые и новые знания, И все же перед собственным будущим люди в XXI веке чувствуют себя такими же беззащитными, как и в далекие времена. Как утверждают астрологи, каждый человек рождается под одним определённым знаком Зодиака, а их двенадцать. Знак зодиака, под которым родился человек, оказывает огромное влияние на выбор профессии и на карьеру. Каждый зодиакальный знак исполняет определённую роль. 
Ведущий 1: «Профессия и знаки зодиака»
Ведущий 2: ОВЕН — этому типу людей как нельзя лучше подходят профессии, связанные с постоянно изменяющейся обстановкой. Овны незаменимые работники там, где вечные авралы и штурмовщина, где вечно “горят сроки”, они всегда стремятся к изучению нового, отличные новаторы. Но зачастую Овен не рассчитывает свои силы и может подвести относительно сроков. Жизнь показала. Что из людей, родившихся под этим знаком, получаются неплохие медицинские, технические работники, военные, артисты, журналисты, политические деятели, косметологи и парикмахеры, педагоги. 
Ведущий 1: ТЕЛЕЦ — этим людям больше подходит работа аналитического плана, связанная с цифрами, фактами, документами и т.п. Телец незаменим там, где требуется тщательность, порядок, точность. В отличие от Овна, его не пугает рутина, он способен к длительной усидчивости. Большинство Тельцов — замечательные умельцы, «золотые руки», имеют тягу к различным ремеслам и промыслам. Самые известные механики, инженеры, химики, строители, деятели искусств — это Тельцы. Тяготеют они и к земле, среди них встречаются отличные садоводы, огородники, агрономы.
Ведущий 2: БЛИЗНЕЦЫ — людям этого знака рекомендуется ориентироваться на подвижные профессии, требующие масштабного подхода, широкого информационного обмена и кругозора. Близнецы неплохие организаторы и руководители производства, лекторы, комментаторы, торговые работники, военные. Сидячая и монотонная работа им не по душе, однообразие быстро утомляет Близнеца. Женщины обладают тонким вкусом, отличные хозяйки, модельеры, художники, дизайнеры.
Ведущий 1: РАК — это разносторонние натуры. Эти люди должны в выборе профессии делать уклон на психологию, экономику и финансы, технику. Женщины, как правило, отличные педагоги, воспитатели, врачи. Раки любят работу в коллективе, им нужно видеть материальные результаты своего труда.
Ведущий 2: ЛЕВ — этому типу людей нужна работа, где бы они смогли самовыразиться, проявить индивидуальность и самостоятельность. Это прекрасные хозяйственники, организаторы. Среди Львов множество коммерсантов и бизнесменов, владельцев фирм, прекрасных менеджеров, режиссеров, творческих деятелей.
Ведущий 1: ДЕВА — этот человек работает с наивысшей активностью и желанием тогда, когда видит конкретные результаты своего труда. Дева прекрасно обучается новому делу, быстро «схватывает» нюансы. Для них рекомендуются профессии строителя, плановика, инженера, врача, техника. У Девы развито чувство прекрасного, тонкий вкус, желание любую работу сделать творчески, красиво и грамотно.
Ведущий 2: ВЕСЫ — для этого типа людей лучше всего подходит работа, связанная с коллективной деятельностью, общением и отсутствием необходимости проявлять свое «я». Весы — это эстетические и интеллектуальные натуры, поэтому и работу им следует подбирать, исходя из этих качеств: дизайнера, экономиста, финансового работника, инженера и т. л. По душе им и работа, связанная с сельским хозяйством, природой.
Ведущий 1: СКОРПИОН — в целом натура незаурядная, беспокойная, поэтому и специальность ей нужно подбирать по характеру, например, спортивного деятеля, организатора производства, руководителя коллектива, психолога, научного исследователя, работника органов безопасности и др. В работе Скорпион не желает ни сил, ни нервов, старается проявить изобретательность, уход от шаблона. Скорпионы, к тому же, хорошие повара, врачи, переводчики, актеры, пожарные, командиры.
Ведущий 2: ,СТРЕЛЕЦ — это натуры беспокойные, инициативные, враги шаблона и рутины, однообразная деятельность, требующая усидчивости, им совершенно противопоказана. Чтобы Стрелец работал эффективно, над ним должен быть умный начальник, правильно направляющий его энергию и творческий потенциал. Стрельцы хорошо зарекомендовали себя в журналистике, театре и кино, как врачи, менеджеры, торговые и рекламные агенты.
Ведущий 1: КОЗЕРОГ — натура усидчивая, пунктуальная в мелочах, рассудительная, осторожная и ответственная. Ее всегда притягивали такие профессии, как фармацевт, исследователь, аналитик, бухгалтер, преподаватель. Козерог незаменим там, где требуется ювелирная точность, четкость, терпение.
Ведущий 2: ВОДОЛЕИ — это люди, которых привлекает деятельность организаторов. Они не боятся ответственности, готовы действовать в трудных ситуациях. Водолей не любит строгой отчетности, инструкций и наставлений, лучше всего проявляется на самостоятельной работе. Это прирожденные новаторы, исследователи, изобретатели. Самые «ходовые» профессии для Водолея — электроника, инженерное дело психология, научные изыскания. Это талантливые садоводы, огородники, лесники, селекционеры.
Ведущий 1: РЫБЫ — требуют широкого простора деятельности, самовыражения, творческого подхода и фантазии. Им лучше всего подойдут специальности врача, репортера, журналиста, актера, писателя, преподавателя, следователя, художника, обозревателя, комментатора.
Ведущий 2: Теперь вы знаете сильные стороны своего знака зодиака.

Ведущий 1: Следующий конкурс «Блиц-опрос». Вашему вниманию предлагаем вопросы:

Ведущий 2: Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. (Ответ: машинист — машинистка)

Ведущий 1: Представитель, какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (Ответ: агроном)

Ведущий 2: Кто из царей знал 15 ремесел? (Петр 1)

Ведущий 1: Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”? (Ответ: пародистом)

Ведущий 2: Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма “Кот Матроскин”? (Ответ: животновод, коммерсант, дояр)

Ведущий 1: Представитель, какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой леса?(Ответ: лесник)

Ведущий 2: Вопрос-шутка: назовите профессию человека, написавшего эти строки:
Мы на закате
С поля возвращались
Ядреным потом стылый воздух пах
У каждого обветрено качалось
За плечом рубашка на граблях.
(Ответ: поэт)

Ведущий 1: Назовите самую сладкую профессию. (Ответ: кондитер)

Ведущий 2: У каждой профессии запах особый и предметы работы (инструменты) у них тоже особые. Отгадайте загадки и скажите, в какой профессии они необходимы:

Ведущий 1:  Два конца, два кольца – посередине гвоздик. (Ножницы – швея)

Ведущий 2:  Зубы имею, а зубной боли не знаю. (Пила — плотник)

Ведущий 1:  Сам деревянный, а голова железная. (Молоток – плотник, кузнец)

Ведущий 2:  Что за машина? Шея как у гуся, спина как у слона. (Подъемный кран)

Ведущий 1: Что всегда идет, а с места не сойдет. (Часы — часовщик)

Ведущий 2:  Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (Тесто — повар)

Ведущий 1:  Маленький, удаленький, громко кричит. (Свисток – учитель физкультуры, регулировщик.)

Ведущий 2: Продолжаем нашу программу следующий конкурс «Профессии – синонимы» (Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий). 

Ведущий 1:  Педагог — …(учитель, преподаватель, воспитатель)
Ведущий 2:  Врач — …(лекарь, доктор)
Ведущий 1:  Стоматолог — …(дантист, зубной врач)
Ведущий 2:  Портной, портниха — …(швец, швея)
Ведущий 1:  Сторож -… (охранник)
Ведущий 2:  Воспитатель — …(наставник)
Ведущий 1:  Лётчик — …(пилот)
Ведущий 2:  Шофёр -….(водитель)
Ведущий 1:  Голкипер-… (вратарь)
Ведущий 2:  Солдат — ….(военный)
Ведущий 1:  Менеджер -…. (управленец)
Ведущий 2:  Дрессировщик -…(укротитель)
Ведущий 1:  Фокусник -…(иллюзионист, факир)
Ведущий 2:  Дровосек -…(лесоруб)
Ведущий 1:  Балетмейстер -…(хореограф)
Ведущий 2:  Кельнер -…(официант)
Ведущий 1:  Адвокат -…(защитник)
Ведущий 2:  Государственный обвинитель-…(прокурор)
Ведущий 1:  Секьюрити -…(охранник)
Ведущий 2:  Каскадёр -…(трюкач).

Ведущий 1: Конкурс « ОН-ОНА» (Задание: вам необходимо на прочитанные утверждения либо согласиться, либо нет).
Ведущий 2:  Она — балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).
Ведущий 1: . Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).
Ведущий 2:  Она – конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).
Ведущий 1:  Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).
Ведущий 2:  Она – медсестра, он – медбрат. (Да).
Ведущий 1:  Он – профессор, она – профессура. (Нет, она тоже профессор).
Ведущий 2:  Он – кузнец, она – кузница. (Нет, тоже кузнец).
Ведущий 1:  Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким воротом).
Ведущий 2:  Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).
Ведущий 1:  Он — моряк, она – морячка. (Да).
Ведущий 2:  Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).
Ведущий 1:  Он – каменщик, она – каменка. (Нет, каменщик).
Ведущий 2: . Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).
Ведущий 1:  Он – мельник, она – мельница. (Нет, мельник).
Ведущий 2:  Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, музыковед).
Ведущий 1:  И, наконец, последний наш конкурс. «Профи – викторина»
Ведущий 2: Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Ведущий 1:  Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба-Яга)
Ведущий 1:  Кто на работе играет и получает за это зарплату, а не выговор? (актёр, музыкант)
Ведущий 2:  Архивариус – это имя бога или профессия? (профессия – кладовщик документов)
Ведущий 1:  Представители, какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место в яме»? (музыканты – в оркестровой яме).
Ведущий 2:  Что изучает селенолог – химический элемент селен и его соединения или Луну? (Луну)
Ведущий 1:  Этот великий Россиянин освоил более 15 профессий. (Пётр Первый)
Ведущий 2:  Кто обслуживает корову и ЭВМ? (оператор)
Ведущий 1:  Как называют и парфюмера, составляющего духи, и человека, сочиняющего музыку? (композитор)
Ведущий 2: Как иначе называют коллегу по работе? (сослуживец)
Ведущий 1:  Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики? (без дроби)
Ведущий 2:  Кем по профессии был герой киноленты «Белое солнце пустыни» Верещагин, исполнивший в фильме песню «Ваше благородие…»? (таможенник)
Ведущий 1:  Кем по профессии был Вакула из повести Н. В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (кузнецом)
Ведущий 2:  Назови орудие труда оперного певца. (голос)

Ведущий 1:  Степлер – это человек, танцующий чечётку или канцелярская принадлежность? (канц. принадлежность).
Ведущий 2:  Наша конкурсно-игровая программа подошла к концу, не забывайте, что от вас зависит, будет ваш труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным, когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу.

Ведущий 1:  И теперь нам осталось только подсчитать жетоны и выявить победителя.