Музыкально-хореографическое искусство в нравственно-эстетическом воспитании школьников: выступление на ШМО учителей эстетического цикла


Автор: Елизавета Сергеевна Шайхисламова
Место работы: МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Должность: учитель ритмики


Детство -это пора формирования нравственности, из которой произрастают навыки духовной жизни целого поколения. Хореография – искусство синтетическое, в нем музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Живопись и графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля.

Учитывая положения реформы общеобразовательной школы, я смело использую в своей педагогической практике воспитывающие резервы искусства хореографии для нравственно -эстетического развития школьников в работе танца «Школьные годы». В ансамбле существуют 3 возрастных группы: младшая, средняя, старшая – всего более 100 человек.

В нашей школе благодаря работе нашего ансамбля танцуют целыми классами.

Опираясь на труды Н. Зотова, я делю, как и он, воспитательные возможности учащихся, особенно нравственное развитие на два этапа.

На первом этапе (младший школьный возраст) «закладывается нравственный фундамент личности на уровне простых норм нравственности, того общечеловеческого минимума морали, который необходим в условиях человеческого общежития…». Нравственная активность на этом этапе формируется главным образом на уровне воспитания у ребенка « способности к эмоциональному нравственному чувствованию, способности к состраданию, сопереживанию ». В этом возрасте воспитание чувства долга затрудняется возрастными социально-психологическими особенностями детей, недостаточно развитой волей, – преобладает ориентации на внешние авторитеты, желание одобрения, похвалы, боязнь осуждения. На основе уже достаточно развитой эмоциональной сферы младших школьников создаются «Благоприятные возможности формирования таких важных в моральном отношении качеств, как добросердечие, человеколюбие, благожелательность».

Второй этап – период среднего и старшего школьного возраста – в нравственном воспитании падает на нормы морали, несущие нюансы нравственности, на формирование нравственного сознания. Здесь выступает специфическая направленность нравственности как активность сознания и воли. Сознание необходимости исполнения простейших обязанностей преобразуется в развитое чувство долга. Обращаясь к своей практике, нужно сказать следующее. Если ради общих задач коллектива ребенок отказывает себе в удовольствии погулять, сходить в кино или заменяет заболевшего товарища, быстро выучивая танец, если он не занимает в классе самое «выгодное» место (у зеркала), ведет себя тактично, не норовит встать впереди старших, то его поведение можно назвать вежливым и культурным.

Я в своей внеклассной работе на базе общеобразовательной школы № 1 города Биробиджана использовала ряд приемов. Например, я заметила, что наиболее трудолюбивые дети, даже с меньшими способностями, достигают подчас больших успехов, прочнее усваивая знания и умения. Они, как правило, составляют костяк коллектива, являются воспитывающим примером.

Средством поддержания дисциплины считаю уважение и доверие к детям. Больше опираюсь на самодисциплину. Дети не пропускают занятия не из страха получить нагоняй, а из-за того, что чувствовали и понимали, как пропуск отрицательно отражается на физической форме, как неловко себя чувствуешь, не умея исполнить то или иное движение среди тех, кто его уже освоил. Требовательность к выразительности, грамотности исполнения держит учеников в художественной дисциплине.

Следует отметить, что нравственное воспитание проходит на каждом занятии, на репетициях и выступлениях. «Звездная болезнь», несправедливость, неровное отношение к товарищам – безнравственны. На эту тему ведутся беседы и индивидуальные собеседования. Систематическая воспитательная работа в танцевальном коллективе помогает справиться, в конечном итоге, как с общими задачами воспитания, так и танцевальными трудностями.

Например, трудолюбие – одно из важных качеств личности ребенка. Занимаясь, в нашем коллективе, учащиеся развивают навыки трудолюбия, тренируясь в постепенном и постоянном овладении качеством своего танцевально-творческого труда. Бывает, что едва усвоив структуру движения, ученик считает, что он овладел танцем, это ведет к очень серьезным нравственным издержкам, привычке не затрачивать ни физического, ни духовного труда. Особенно это вредно для подростка, который перестает уважать танец как искусство и переносит это чувство на «большую» хореографию, да и заодно на все искусство. Приходится убеждать детей, что занятия искусством – профессиональное или непрофессиональное – требует затраты физических и внутренних сил и этим самым развивает в человеке его скрытые возможности. Ставя перед учениками задачи улучшения качества исполнения танца, объясняю, в чем именно эти качества состоят. Например, в одном случае это будет ритмическая точность движения, в других – красота пространственного рисунка и поз, в третьих – выразительная одухотворенность движения, культура общения с партнерами, передача национального характера.

Постепенно наполняя движение всеми этими компонентами, ученик приучается работать над собой, а это уже труд, который он и сам будет уважать. Несомненно, этот навык аккуратности, точности, согласованности движений, радость достижения результата и радость самого процесса преодоления трудностей будут перенесены им на жизнь, на решение других задач.

Обращаясь к танцевальной культуре, дети и подростки проходят школу духовного, музыкально-танцевального воспитания. Музыка и танец развивают, прежде всего, эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик в душе ребенка. Скажем образ ВЕСНЫ, в танцевальном этюде, поставленным на музыку П.И. Чайковского «Подснежник», может вызвать целую гамму переживаний, связанных с представлением об этом времени года. Хрупкость первых ростков, запахи пробуждающейся природы, яркость неба и солнца, приподнятое настроение, вызванное весенними днями, ассоциируется с образами родной природы, которую хочется беречь и любить.

Так, переходя, с помощью искусства из области конкретных знаний о весне в сферу человеческих переживаний, ученик нечего не теряет из достоверности своих знаний о мире, они лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации.

Чувство восторга, доброты оставят след в душе ребенка и станут нравственными качествами личности.

Дети обучаются ассоциативно-художественному мышлению , без чего невозможно ни воспринимать, ни исполнять произведения искусства, а следовательно и получить заряд нравственного воспитания. Художественно пережитое чувство заставляет ребенка порицать зло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, леность, помогает ему полюбить доброту, которая интуитивно прокладывает путь к истине, помогает ему научиться любить природу, тонко ощущая символику ее духовного и материального богатства.

Исполняя танцевальные хороводы вокруг березки, пластически награждая ее нежными и трогательными качествами, дети проникаются глубоким чувством к родной природе, сливаясь пластикой с ее сокровенным характером.

«Снежинки», «Снегурочки», «Веснянки», «Метелицы», образы родной земли глубоко западают в память сердца, пополняют тот запас нравственной прочности личности, который помогает, затем ориентироваться в жизни, принимать, как показывает практика, в критических ситуациях решения, направленные на нравственно-положительное действие.

Музыкально-пластические образы танца всегда эмоционально заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

Медленно движется хоровод. Шага, рождающего движения, не видно, круг, постепенно расширяется и сужается, рождая чудесные узоры.

«Молодицы, что светлые звезды, горят,

И под топот подошв, и под песенный лад,
Изгибаясь, ходят красиво,
Молодицы выступают на диво».
(А. Толстой)

Любование природой так же целенаправленно для воспитания нравственного чувства, как и помощь природе. Не случайно многие писатели также обращаются к теме природы как источнику нравственного воспитания. Л. Леонов в книге «Русский лес» писал, что природу может спасти благоразумие и совесть. В. Астафьев в своем философском повествовании «Царь-рыба» проводит мысль о том, что природа может погибнуть от жестокого и неосмотрительного вмешательства человека в ее жизнь. Он раскрывает нравственную сторону этого конфликта, считая, что жестокость по отношению к природе безнравственна, ибо оборачивается против самого человека, попирающего ее хрупкость и беззащитность.

Искусство хореографии, близкое к «растительным» и «животным» формам движений природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Мысль о том, что человек и человеческий ум, человеческая совесть возносят его над природой, проходит красной нитью в повести Васильева Б. «Не стреляйте в белых лебедей, ведь это перекликается с великим произведением музыкально-балетного искусства «Лебединым озером» П.И. Чайковского. Драматургия конфликта человека и природы становится воспитывающей основой танцевальных произведений для детей и в нашем ансамбле танца, например, в постановке «Птичья грусть».

Переживания учащихся, связанные с положительными эмоциями, сочетаются и с отрицательными, вызываемыми негативной стороной жизни. Например, танцевальная сценка «Антошка» – осмеяние и порицание лености этого героя служит содержанием танцевального образа.

Большое место в нашем коллективе занимает гражданская тематика. Это такие танцы, как

«Русский экстрим», «Удальцы-молодцы», хоровод «Золотая цепочка», кадриль «Жили у бабуси». Героические образы прошлого нашей Родины нашло свое отражение в вокально-хореографической композиции «Журавли».

Школьная тематика позволяет детям ощутить красоту школьной жизни, ее тревоги, волнения, радость общения с друзьями, чувства взаимопомощи, любви к своей школе. Например: «Школьная полька», «На переменке», «Вальсок», «Звенит звонок».

Пробуждение первого чувства влюбленности, его красоты, трепетности можно увидеть в танце «Притяжение».

Сила художественного образа, в частности танцевального, заключается в той эмоциональной силе, которая заставляет исполнителей лучше оценивать свои и чужие поступки не только потому, что они будут поняты (что хорошо и что плохо), а потому что будут глубоко пережиты (например, чувство радости, героизма, гордости).

Таким образом, в нашем коллективе танцевальный репертуар отражает специфику всех возрастов. Особое внимание уделяется воспитанию нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Отталкиваясь от многозначности танцевального образа, я стараюсь развивать в детях многообразие их духовных качеств, так как сфера человеческих переживаний, отраженных в искусстве, равно как и в их осознании, является такой же достоверной, как и логические сведения, раскрытые наукой. Через искусство хореографии, через душевные волнения открываю детям красоту жизни.

Именно поэтому девизом своей работы я взяла слова Сухомлинского А.В.: «Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, которые дарят радость».

Особенно большое внимание в своей работе я уделяю изучению народных танцев.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 5 =