Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников


Автор: Наталия Раисовна Сандалова
Место работы: МБДОУ "Детский сад №28"
Должность: музыкальный руководитель


«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»

А.И. Буренина

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению Платона, «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

На современном этапе педагогической теории и практики уделяется особое внимание развитию творческой личности. Творчество изначально заложено в каждом ребенке, но как важно своевременно создать необходимые условия для его проявления.

Многие психологи (Дубровина И.В., Петровский А.В., Теплов Б.М.) давали свои определения творчества, но все они сводились к тому же, что творчество – это деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное. Л.С. Выготский подчеркивал, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе. Музыковед и композитор Б.В. Астафьев говорил о музыкально-творческих навыках, т.е. предполагал, что творчеству надо учить.

Вопросы музыкального творчества детей дошкольного возраста в нашей стране волновали многих ученых-исследователей. Н.А. Ветлугина доказывает, что музыкальное творчество детей – это действенный и активный путь формирования эстетического отношения у ребенка ко всему окружающему, путь художественного освоения им жизни. Оно активизирует фантазию ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам для воплощения своих замыслов в разных формах, способствует обучению. Следовательно, музыкальное творчество детей – важнейший вопрос эстетического воспитания.

Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Творческие проявления детей в движениях под музыку являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально- игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, и, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Музыкально-ритмические движения (ритмика) – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Цель музыкально-ритмического воспитания дошкольника – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Чем раньше ребенок воспринимает гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, – тем более гармоничным, естественным, успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

Задачи обучения и воспитания детей:

Развитие музыкальности:

— развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

— развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

— развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

— развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

— развитие ловкости, точности, координации движений;

— развитие гибкости и пластичности;

— воспитание выносливости, развитие силы;

— формирование правильной осанки, красивой походки;

— развитие умения ориентироваться в пространстве;

— обогащения двигательного опыта, разнообразными видами движений.

Развития творческого воображения и фантазии:

— развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности и слове.

Развитие психических процессов:

— развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике.

— развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

— воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

— воспитания умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

  • воспитание любви и интереса к музыке;

  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;

  • знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения;

  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения;

  • обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;

  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении;

  • беречь физическое здоровье детей, обеспечивая их эмоциональное и психическое благополучие.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально- ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т.д.

Отечественная психология также утверждает, что воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н.Г. Александровой, М.А. Румер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой. В разработке содержания ритмики участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина. Насколько позднее в работе приняли участие А.Н. Заколпская, С.Г. Товбина.

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения», «музыкально-ритмическая деятельность». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение – средством ее усвоения.

Составляющие музыкально-ритмической деятельности.

Виды музыкально-ритмической деятельности тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-подскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д. К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

Виды музыкально-ритмической деятельности тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. К наиболее распространенным видам музыкально — ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например, такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой деятельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.)

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски:

Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

  • пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;

  • современный детский танец;

  • народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

  • хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

  • характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;

  • детский бальный танец.

Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

— пляска типа «зеркало»;

— пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

— пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

От плясок – импровизаций, в которых педагог обучает детей продуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога – отразить в движениях характер музыки – дети занимаются исполнительской плясовой деятельностью на основе ранее разученных движений.

Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений различно:

  • упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

  • подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

  • образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

  • упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя: музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества.

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал – исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Вывод: при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Происходит интеграция различных видов образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Познавательное».

Обучение и воспитание детей организую в соответствии с образовательной программой МДОУ «Детский сад № 28», разработанной на основе примерной образовательной программы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» и в соответствии с ФГОС ДО. Применяю прогрессивные педагогические технологии, использую авторские программы А.И. Бурениной; Са-Фи-Дансе; Е.В. Горшковой; Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот; Е.П. Раевской.

Стараюсь составлять НОД с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенных средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

  • музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

  • компьютер, диапроектор для просмотра презентаций, видеороликов;

  • аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;

  • иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

  • картотека инструментов симфонического, народного оркестров;

  • портреты композиторов;

  • музыкально-дидактические игры;

  • картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на моих занятиях звучит как в «живом» исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку – от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает музыкально-художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. На занятиях также использую аудиозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в «живом» исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Заостряю внимание детей на разнице звучания, отмечаю изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку даю детям слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Движения успешно использую, как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

  • Показ с пояснением.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

  • Игровые приемы.

Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои руки – ваши ноги».

  • Приём погружения в музыку.

  • Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

  • Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

  • Оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а…), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики-девочки», по сигналу. Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

Доступность музыкально-ритмических упражнений относительна.

Здесь нужно ориентироваться на средние показатели и обязательно соотносить с индивидуальными возможностями детей.

Значимое место занимает игра на музыкальных инструментах. На занятиях мы используем колокольчики, бубны, барабаны, трещотки, деревянные ложки, погремушки, маракасы, дудочки, металлофоны, ксилофоны.

Планомерно осуществляя задачи творческого развития детей, успешно использую учебно-методические пособия. Много информации черпаю из источников Интернет-ресурсов.

В результате работы с детьми по данным программам, музыкально- ритмическая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно и раскрепощённо двигаться в соответствии с образом музыкального произведения, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.

Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. В оформлении музыкального зала я использую объёмные элементы (цветы, банты), драпирую стены из ткани.

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально- игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит.

Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Анализируя опыт работы по музыкально-ритмической деятельности, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция — один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Моя работа по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски.

Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, что за все время моей работы с детьми достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, танцуют, проявляют интерес к музыкальным произведениям, проявляют творческую активность.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 11 =