Обобщение по теме «Синтаксический разбор простого предложения»




Автор: Петелина Оксана Валерьевна, учитель МБОУ ООШ № 9

Урок русского языка

«Обобщение по теме «Синтаксический разбор простого предложения» (8 класс)

Цель:

1. обобщение изученного по теме «Синтаксический разбор простого предложения», «Односоставные предложения», «Типы связи слов в словосочетании»;

Задачи:

1. воспитывать культуру устной и письменной речи; культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе; бережного отношения к родному краю, городу.

2. формировать УУД:

— личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;

— регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей — чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

— коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

— познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Предметные:

— знать разделы науки о языке, средства художественной выразительности в тексте определение понятия «текст», «предложение», «словосочетание»;

— уметь определять главную мысль высказывания, тип и стиль текста, определять орфограммы в словах, работать со словарями (орфографическим и толковым), составлять словосочетания с различными способами связи.

Личностные:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности- мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

— уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапа в сотрудничестве с учителем;

— уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

— уметь анализировать материал, полученный на уроке, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Основные понятия: синтаксис, текст, средства выразительности речи.

Метапредметные связи: русский язык, литература, география ЕАО

Ресурсы:

Основные: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М..

Дополнительные: распечатка «Порядок синтаксического разбора предложения»,

стихотворение о Биробиджане, справочная литература.

Люблю тебя, Биробиджан!

Люблю с момента первой встречи!

Дар восхищать, себе замечу,

Биробиджану Богом дам!

Дар восхищать своим уютом,

Прохладой липовых аллей,

Дар быть не временным приютом,

А малой родиной людей!

Быть родиной, роднёй, родимым…

Быть домом – нужно заслужить!..

«Биробиджан!» — в душе отныне

Поётся, и так хочешь жить!

Петелина О.В. январь 2017 г

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока:

этап урока

деятельность учителя

деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности.

Создание атмосферы сотрудничества.

— О чем пойдёт речь сегодня на уроке? (о родном городе)

— С каким событием это связано? (80-летие города)

— Прочитайте первое предложение. Что известно о слове Биробиджан? (сложное слово)

— Расскажите об образовании слова. Какие правила правописания примените при написании?

Чтение стихотворения учителя О.В. Петелиной (подготовленным учеником) «Люблю тебя, Биробиджан!»

Воспроизводят известный материал (уроки географии и истории ЕАО)

2. Сообщение темы урока, обсуждение основных направлений работы на уроке.

Организация учащихся на целеполагание урока.

Организовывает повторение по теме «Синтаксис».

-Что называется синтаксисом?

-Дайте определение предложения.

-Какое предложение назовете простым?

Проектируют деятельность всего класса и свою лично на уроке.

3. Работа по теме урока.

а) Фронтальный работа

(3 мин)

Синтаксический разбор предложения.

— Запишите второе предложение, проговорите орфограммы.

— Назовите знак завершения предложения. Что означает?

— Выполним синтаксический разбор этого предложения. Можно пользоваться памяткой синтаксического разбора (на столах).

-Какие трудности возникли при работе?

Ученик у доски проговаривает орфограммы, знаки завершения предложения, их выбор.

(устные высказывания учеников класса)

Комментирование синтаксического разбора простого предложения.

б) Практическая работа

(5 мин)

— Выберите 1 предложение для самостоятельного синтаксического разбора.

Проверка работы на местах

(обмен тетрадями).

— Первое предложение предлагаю разобрать у доски.

Организует работу над ошибками, привлекая консультантов.

Работают самостоятельно,

анализируют результат работы других учащихся, активно работают над ошибками класса, приводят примеры.

Самостоятельная работа с последующей проверкой класса работы ученика.

в) Синтаксический разбор словосочетаний.

Игра «Эстафета»

. — Синтаксис изучает не только предложения, но и … (словосочетания, тексты)

— Игра «Эстафета»: 1-й ряд назовет словосочетание из данного стихотворения, 2-й определит способ связи слов в нем, только правильно ответив, имеет право выбрать словосочетание для 3-го ряда.

Итог: Какой тип связи слов в словосочетании вызвал затруднение? Надо повторить!

Анализируют как собственное высказывание, так и другого ученика, аргументируют ответы.

Анализируют результаты деятельности.

4. Работа с текстом.

Организует дифференцированную самостоятельную работу учащихся с текстом.

Во время самостоятельной работы учащихся организует выполнение индивидуальных заданий учениками: выписать словарные слова, сгруппировать слова на повторение изученных орфограмм, подбор однокоренных слов, анализ синтаксических конструкций, графический диктант (предложения 2 и 3 строф).

Дифференцированная работа:

— В каком предложении заключена главная мысль текста? Тип текста? Стиль?

— Определите ключевые слова данного текста.

— Разделите текст на части.

Дифференцированная работа (по сложности заданий):

читают текст, определяют его главную мысль,

определяют тип и стиль данного текста,

анализируют средства выразительности текста,

работа с однокоренными словами.

Все ученики:

словарная работа, орфографическая работа.

5. Рефлексия.

Сочинение собственных строк о Биробиджане.

— Запишите первое предложение. Продолжите текст так, чтобы данное предложение было его началом.

Организует обсуждение итогов работы, побуждает к необходимости высказаться каждого ученика.

Вопросы:

— Что было трудным?

-Что вызвало интерес?

— Стоило ли сегодня приходить на урок русского языка?

Применение знаний на практике, реализация собственного творческого замысла.

Чтение полученных строк.

6. Итог урока.

— Что повторяли на уроке?

— Наши задачи на следующих уроках?

Д/з: сочинить своё стихотворение о Биробиджане.

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оформление своих мыслей в устной форме.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 4 =