Автор: Петелина Оксана Валерьевна, учитель МБОУ ООШ № 9
Урок русского языка
«Обобщение по теме «Синтаксический разбор простого предложения» (8 класс)
Цель:
1. обобщение изученного по теме «Синтаксический разбор простого предложения», «Односоставные предложения», «Типы связи слов в словосочетании»;
Задачи:
1. воспитывать культуру устной и письменной речи; культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе; бережного отношения к родному краю, городу.
2. формировать УУД:
— личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;
— регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей — чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;
— коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
— познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Предметные:
— знать разделы науки о языке, средства художественной выразительности в тексте определение понятия «текст», «предложение», «словосочетание»;
— уметь определять главную мысль высказывания, тип и стиль текста, определять орфограммы в словах, работать со словарями (орфографическим и толковым), составлять словосочетания с различными способами связи.
Личностные:
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности- мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
— уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель этапа в сотрудничестве с учителем;
— уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
— уметь анализировать материал, полученный на уроке, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Основные понятия: синтаксис, текст, средства выразительности речи.
Метапредметные связи: русский язык, литература, география ЕАО
Ресурсы:
Основные: Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М..
Дополнительные: распечатка «Порядок синтаксического разбора предложения»,
стихотворение о Биробиджане, справочная литература.
Люблю тебя, Биробиджан!
Люблю с момента первой встречи!
Дар восхищать, себе замечу,
Биробиджану Богом дам!
Дар восхищать своим уютом,
Прохладой липовых аллей,
Дар быть не временным приютом,
А малой родиной людей!
Быть родиной, роднёй, родимым…
Быть домом – нужно заслужить!..
«Биробиджан!» — в душе отныне
Поётся, и так хочешь жить!
Петелина О.В. январь 2017 г
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока:
этап урока | деятельность учителя |
деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Создание атмосферы сотрудничества. — О чем пойдёт речь сегодня на уроке? (о родном городе) — С каким событием это связано? (80-летие города) — Прочитайте первое предложение. Что известно о слове Биробиджан? (сложное слово) — Расскажите об образовании слова. Какие правила правописания примените при написании? | Чтение стихотворения учителя О.В. Петелиной (подготовленным учеником) «Люблю тебя, Биробиджан!» Воспроизводят известный материал (уроки географии и истории ЕАО) |
2. Сообщение темы урока, обсуждение основных направлений работы на уроке. | Организация учащихся на целеполагание урока. Организовывает повторение по теме «Синтаксис». -Что называется синтаксисом? -Дайте определение предложения. -Какое предложение назовете простым? | Проектируют деятельность всего класса и свою лично на уроке. |
3. Работа по теме урока. а) Фронтальный работа (3 мин) |
Синтаксический разбор предложения. — Запишите второе предложение, проговорите орфограммы. — Назовите знак завершения предложения. Что означает? — Выполним синтаксический разбор этого предложения. Можно пользоваться памяткой синтаксического разбора (на столах). -Какие трудности возникли при работе? | Ученик у доски проговаривает орфограммы, знаки завершения предложения, их выбор. (устные высказывания учеников класса) Комментирование синтаксического разбора простого предложения. |
б) Практическая работа (5 мин) | — Выберите 1 предложение для самостоятельного синтаксического разбора. Проверка работы на местах (обмен тетрадями). — Первое предложение предлагаю разобрать у доски. Организует работу над ошибками, привлекая консультантов. | Работают самостоятельно, анализируют результат работы других учащихся, активно работают над ошибками класса, приводят примеры. Самостоятельная работа с последующей проверкой класса работы ученика. |
в) Синтаксический разбор словосочетаний. Игра «Эстафета» | . — Синтаксис изучает не только предложения, но и … (словосочетания, тексты) — Игра «Эстафета»: 1-й ряд назовет словосочетание из данного стихотворения, 2-й определит способ связи слов в нем, только правильно ответив, имеет право выбрать словосочетание для 3-го ряда. Итог: Какой тип связи слов в словосочетании вызвал затруднение? Надо повторить! | Анализируют как собственное высказывание, так и другого ученика, аргументируют ответы. Анализируют результаты деятельности. |
4. Работа с текстом. |
Организует дифференцированную самостоятельную работу учащихся с текстом. Во время самостоятельной работы учащихся организует выполнение индивидуальных заданий учениками: выписать словарные слова, сгруппировать слова на повторение изученных орфограмм, подбор однокоренных слов, анализ синтаксических конструкций, графический диктант (предложения 2 и 3 строф). Дифференцированная работа: — В каком предложении заключена главная мысль текста? Тип текста? Стиль? — Определите ключевые слова данного текста. — Разделите текст на части. | Дифференцированная работа (по сложности заданий): читают текст, определяют его главную мысль, определяют тип и стиль данного текста, анализируют средства выразительности текста, работа с однокоренными словами. Все ученики: словарная работа, орфографическая работа. |
5. Рефлексия. Сочинение собственных строк о Биробиджане. | — Запишите первое предложение. Продолжите текст так, чтобы данное предложение было его началом. Организует обсуждение итогов работы, побуждает к необходимости высказаться каждого ученика. Вопросы: — Что было трудным? -Что вызвало интерес? — Стоило ли сегодня приходить на урок русского языка? | Применение знаний на практике, реализация собственного творческого замысла. Чтение полученных строк. |
6. Итог урока. | — Что повторяли на уроке? — Наши задачи на следующих уроках? Д/з: сочинить своё стихотворение о Биробиджане. | Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Оформление своих мыслей в устной форме. |